Podster.ru представляет:
Все о велосипедах. Центр полезной информации
Ведущий[В]: И снова Здравствуйте! В Эфире podster.ru и подкаст «Все о велосипедах». Меня зовут Миша Кокин, и сегодня у меня в гостях особенный гость – Андрей Хонолайнен, человек, который умеет и любит кататься на велосипеде, в том числе и особенно зимой. И не раз мы уже говорили о путешествиях, об экстремальных велопоходах. Но сегодня мы, как-то более подробно, углубимся во всю технику, во все нюансы вот таких экстремальных вылазок на двухколесном транспорте. Андрей, здравствуйте!
Андрей Хонолайнен [АХ]: Добрый день.
В: С чего начнем? Давайте, наверно, с того, что вы расскажете, с чего это все началось. Потому, что увлечение, по меркам обычного человека, очень странное, по крайней мере, кататься зимой на велосипеде не доводилось большинству россиян.
АХ: Все хорошие дела начинаются либо на коммунальной кухне, либо в вашем детстве. Так, примерно, началось и со мной. В возрасте 7 лет я впервые попробовал, в возрасте 12 лет уже сделал нормой своей жизни – поездки на велосипеде. Таким образом, если отбросить небольшие перерывы, то мой стаж зимнего вождения порядка 25 лет, пожалуй.
В: То есть, машину вы используете крайне редко?
АХ: Нет, у меня есть две технички – легковой автомобиль и микроавтобус, как пишут в интернете языком «падонкаф» - техничкофф. То есть, автомобиль я всегда рассматриваю с точки зрения его проходимости, и, наверно, фактор номер один – сколько велосипедов входит вовнутрь и сколько входит снаружи. Автомобиль у меня сейчас сегодня стоит недалеко от дома, и я сегодня вечером поеду в Финляндию.
В: Кстати, начнем, наверно, со скандинавской велозимы. Для Петербурга это особенно актуально. Какие особенности в Финляндии, Швеции, ну и северо-запада России?
АХ: Балтийский берег подразумевает, что несколько стран находятся на нем: Швеция, Финляндия, Россия, Эстония. Я очень много проводил параллелей и сравнивал, как катаются люди: мои коллеги по велоспорту, мои ровесники. Сравнивал окрестности Хельсинки и то, как это происходит здесь. Там, конечно, намного комфортнее. Скажем, зимой, несколько лет назад, я решил провести тренировку на подъеме. Таких тренировок было несколько. Я садился на велосипед в восточной части Хельсинки и ехал по глобальной велодорожке мимо Третьей кольцевой дороги 90 км туда и 90 км обратно. И все это было при температурных режимах -10ºС – -15ºС. Мои финские друзья сказали, что я сумасшедший. Но я им объяснил, что в свое время я практиковал такие вещи при температуре -30ºС, и поэтому 10ºС – -15ºС – это очень мягко.
В: Кстати, а кого вы называете своими коллегами кроме велоспортсменов?
АХ: В финском языке есть такой термин «путешествие на велосипеде на работу» и обратно. Скажем, если райдер ездит на работу 20-25-30 км туда и обратно, то это уже подпадает под рамки тренировки. То есть, вроде бы, он любитель, но ведет себя как спортсмен.
В: Хорошо. Мы выяснили, что скандинавская велозима крайне сильно отличается от русской. Это касается и дороги, и погодных условий. Или здесь не в этом принципиальная разница? Вы говорите, что комфортнее там. Но комфортнее в каком плане?
АХ: Есть велодорожки, которые очищаются от снега. И много других факторов, в частности, масса велопарковок, масса других возможностей. Через каждые несколько километров в городах и за городами есть зоны отдыха.
АХ: Хорошо, вернемся к нюансам велозимы в России. Давайте начнем с погодных условий: до минус 30 – легко. Все это время вы готовы и охотно ездите по улицам. И на каких велосипедах?
АХ: Поскольку ленинградская специфика подразумевает, что на дорогу высыпают много соли, реагентов, кислоты, и та каша, которая попадает на ноги велосипедиста, на резину его велосипеда – это что-то ужасное.
В: Вы едете на бронированном велосипеде из специальных сплавов?:)
АХ: Зимой лучше брать велосипед как можно дешевле, чтобы спереди была одна звездочка и сзади одна звездочка, а переключение передач было сосредоточено внутри задней втулки, так называемая планетарная втулка – это был бы оптимальный вариант. По той причине, если у вас сзади будет 8-10 звездочек, то они очень быстро забьются солью и другими составами, и вы не сможете переключаться. Либо вы можете взять велосипед с планетарной втулкой, где редуктора внутри задней втулки позволяют вам переключаться, и делать передачи полегче.
В: Ну, а, что еще в велосипеде важно, какие покрышки, например? Что вы используете на своем не самом дорогом зимнем велосипеде, чтобы лучше кататься в России? Чтобы свой любимый байк не испортить ненароком?
АХ: Здесь будет ошипованная покрышка или будет, так называемый, трактор, то есть покрышка с таким мощным протектором, как у трактора «Кировец». В покрышке очень важна ширина – то есть, зимой ширина покрышки дает устойчивость, дает ощущение надежности на дороге. Если у вас пробеги небольшие, можно замахнуться на что-то широкое. Если пробег большой, то чем меньше пятно соприкосновения, тем лучше вы себя будете чувствовать под вечер, менее уставшим. Если у вас будет первая зима или даже третья – дайте себе некоторый запас устойчивости, возьмите покрышки пошире. Если у вас зима десятая или двадцатая, вы можете рискнуть и прокатиться в одной пачке с фиксерами. Есть такое направление. Это господа, которые ездят на очень узких покрышках – 23 мм ширина рабочего слоя. Идеальный формат будет, если это классический маунтин байк – 26 дюймов. 26Х2,2; 26Х2,1; 26Х2,0 примерно такие размеры Порядка 54-60 мм должен быть рабочий слой вашей покрышки. Если вы хотите гарантированно стоять на дороге, а не лежать на дороге, то ваша покрышка должна быть шипованой и не надо идти на компромисс с совестью. Где-то на форуме вы можете прочесть, что сзади достаточно трактора, а спереди пусть будет шиповка. Пусть будут обе шиповки, тогда ваши домочадцы вас дома дождутся вечером.
В: А как быть со скоростью? Как быстро может передвигаться велосипедист зимой?
АХ: Зимой важнее устойчивость и надежность передвижения. Да, есть участки, где можно побыстрее передвигаться, но прежде всего важнее устойчивость.
В: А если придется тормозить ногами? Ну, бывает такое? Что на ноги надевать? Мы говорим о русских дорогах, о соли, скользких, не всегда уютных? Надеть полиэтилен?
АХ: Полиэтилен – это тоже решение, и я бы сказал – бюджетное решение. Но у него есть один минус – он не дышит. Если вы передвигаетесь с работы домой и обратно и не хотите, чтобы ваши коллеги стали фетишистами, и не нюхали то, что вы достали из велоботинок, то я бы попросил обратить внимание на профессиональные виды обуви. В принципе, себя хорошо оправдали такие велотуфли с верхом из гортекса. Если можно, я расскажу об их специфике, чтобы не делать рекламу какому-то бренду.
В: И если можно, тоже о ценах – это немаловажно.
АХ: Хорошая обувь должна стоить 150+-50 евро, т.е. около 6000 рублей. Но не забывайте, что ваша нога должна быть укрыта тремя слоями – велоноски с гортексом, велоботинки, велобахилы. Велотуфли подразделяются для гонцов – велогонщиков (спортсменов), с узкой обтекаемой колодкой и так далее. И велотуфли для туринг формата – с широкой колодкой. Естественно, если для вас это первая зима, то я бы не рекомендовал использовать контактные педали, т.е. пристегивать велотуфли к велопедалям. А ездить лучше на педалях-топталках – педалях с широкой платформой, зацепчиками. Чтобы если вы почувствовали, что велосипед теряет свою траекторию, то снять ногу с педали и поставить ее на снег, бордюр…
В: Ну, а если мы говорим, что на ногах у нас три слоя, то сколько должно быть на теле – пять, шесть? Или достаточно современной куртки, современной защиты от влаги, материалы, которые удерживают тепло внутри – термобелье?
АХ: Если вы будете применять одежду в велосипедном трафике из каких-то других видов спорта, например, будете надевать лыжные куртки, лыжные штаны, то будьте готовы к тому, что не совсем адекватно будет проводиться ваше потоотделение. В велосипедном трафике важно, чтобы правильно проходило потоотделение. Все велосипедные типы одежды имеют в определенных местах канавки для этого. Мы тестировали определенные лыжные куртки, и у людей просто пот стекал по рукавам. Здесь лучше обратить внимание на определенные велосипедные бренды, и тогда вы будете чувствовать себя комфортно. Естественно, применяйте термобелье, причем, есть скандинавские бренды. Можно применять термобелье из лыжного спорта. Некоторые скандинавские бренды подразумевают, что ваша рубашка и штаны из термобелья спереди имеют слой, останавливающий ветер. И, поскольку, роза ветров в нашем городе Санкт Петербурге довольно непредсказуемая, и иногда приходится ехать против ветра и с боковыми ветрами. Поэтому выбирать надо белье, где передняя часть будет с мембраной, а все, что сзади, будет отводить пот. Это будет оптимально для вашего трафика.
В: Какой бренд вы можете порекомендовать? Именно термобелье? Потому, что постоянно путают. Есть термобелье Burton, но оно не самое крутое.
АХ: В велосипедном трафике это Rucco.com, если сверху термобелья терморубашка – это Gorebikewear.com. Куртки – тоже Gorebikewear. Есть бренды, более демократичные по цене, как Hallas (Чехия и Словакия).
В: В России все можно заказать?
АХ: Да, сейчас я назову несколько интернет-магазинов, где все это можно заказать. Размерные таблицы публикуются на сайте производителя, вы можете себя померить и понять, какая у вас буква. Хорошее термобелье, если оно вам не подошло, вы всегда можете подарить кому-то из друзей.
В: Вот хочу спросить, а где вы чаще всего катаетесь? Вы уезжаете в Финляндию, Швецию, Эстония? Где вы вообще бывали на велосипеде?
АХ: Из Хельсинки мы доехали до мыса Ноткап – это было очень непросто. Температурный режим был минус 32 – минус 33, мы прокатились рядом с Красноярском, заповедник Столбы, кажется. Спускались с ледяной горы – максимальная скорость была 113 км/час. Естественно, весь Урал – от Южного Урала до Челябинска. И небольшой кусок мы проделали по периметру Северного Ледовитого океана, это было еще в 80-е годы. То есть мой полюс холода – это минус 36 по Цельсию. Удалось заручиться поддержкой местных жителей и применить всякие примочки типа оленьего жира.
В: А какие-то алкогольные согревающие вещества? Говорят, что есть какие-то тайные настойки, которые позволяют не напиться, но согреться?
АХ: Я, к сожалению, не имею медицинского образования, но могу вам сказать, что алкоголь в какой-то момент сосуды расширяет, в какой-то момент сужает, и та временная эйфория и чувство тепла, которое алкоголь может дать, это состояние зыбкое, неустойчивое, и будьте готовы, что у вашей рюмки алкоголя может быть оборотная сторона.
В: Часто ли велосипед приходилось носить на себе? Или вы, все-таки, стараетесь выбирать маршрут и ехать как можно чаще?
АХ: На реке Чусовой на Урале намело снегу, но мы нашли тропу для лесовозов и шли по самый пояс, и очень долго шли по пояс в снегу.
В: Мы говорили о термобелье, а, вот, что касается штанов? Тоже должны быть велоштаны?
АХ: Здесь опять нужно разделить. Если вы хотите обтекаемую одежду – так называемые велорейтузы, или вы хотите иметь какие-то свободные велоштаны, в которых вы можете войти в офис, бизнес-центр и особо не привлекать внимание. И той, и этой части райдеров велоиндустрия помогает, что-то делается, выпускается. Свободные штаны у вас заканчиваются где-то в районе пупка, т.е. они идут без лямок и не защищают вашу спину от продувания, от ветра, от ревматизма. Велорейтузы идут, как раз, с лямками, хорошо защищают вашу спину. И когда вы едете большие расстояния, то велорейтузы более выигрышные.
В: А какая структура штанов? Установлена ли мембрана, как на сноубордических штанах?
АХ: Мембраны запатентованы, имеют свое название. Самые знаменитые – это Виндстопер, потом идет Винтекс. Я лично уважаю мембрану Визовинд. Она защищает не только от снега, но и от дождя, от ветра, от влажного снега. В скандинавских условиях желательно иметь более-менее универсальную мембрану.
В: Мембраны используются в сноубордических куртках. Есть ли тут разница, как в термобелье? Лыжная это одежда, верхняя или велосипедная, специальная? Или можно выбирать между?
АХ: Современные производители выпускают велосипедные зимние термокуртки с отстегивающимся рукавом. Если 10-15 лет назад индустрия только развивалась, и выпускались только термокуртки или только безрукавки, то сейчас вы покупаете состоявшийся продукт. И можете использовать термокуртку не только в велоспорте, но и когда дуют сильные ветра, вы выезжаете в окрестности Ленинграда потренироваться, то вас без безрукавки может просто продуть. А если будете применять термокуртку с рукавами, то при плюсовых температурах в ней будет жарко. Мембрана в современных термокуртках располагается и спереди, и сзади. Канавки потоотделения ведут как по бокам, так и по рукавам. Если вам попалась термокуртка без отстегивающегося рукава, не печальтесь, вы можете применять ее и зимой. А в следующий раз уже купите куртку с отстегивающимся рукавом. Одежды никогда не бывает мало. Одежда всегда должна быть на подмену.
В: Вот по поводу велоштанов, велокуртки и велобелья. Велобелье сколько можно стоить? 3-4 тысячи, как самое среднее, рассчитанное на температуру минус10 – минус 15? Но есть же и другие температурные рамки? Вы говорили, что ваш предел это -36ºС, сложно представить, насколько профессиональным должно быть белье в таких условиях?
АХ: Скандинавский лидер - это будет Rucco.com, там цена будет за комплект с мембраной, с виндстопером 120/150 евро. Если вы дождетесь конца зимы - март/апрель, и попадете на распродажу, то вам сильно повезет, вы за эти деньги купите два комплекта. Так что сами сделаете выбор, как, что и где покупать. Для начала, если ваш трафик будет только городским, внутри города, то необязательно покупать очень дорогое термобелье. Купите то, которое вам попадется. Потом, постепенно уже прикоснетесь к легенде.
В: Ну а велоштаны? Велокуртка? Интересуют цены, потому что сноубордическую куртку можно купить за 300-400$ очень хорошую. Что здесь, потому что в принципе технологии одни и те же или все-таки есть какая-то разница?
АХ: Что касается велорейтузов, то у меня на складе велорейтузы без памперсов, которые идеально подходят для лыжного и велосипедного спорта. Стоят примерно 55-65€. То есть это в районе 2200-2500 рублей. Если вы хотите мембрану более продвинутую, тогда это будет 80€. Это примерно 3200 рублей. Если вы хотите, какое то брендовое изделие, то тогда цена уже будет 120 – 150 Евро
В: Какие бренды можно использовать?
АХ: Ну опять же мировой лидер - это дивизион корпорации Gortex, называется GoreBikeWear.
В: на русском все это звучит странно. Но по качеству я думаю они одни из лучших.
АХ: ну да, есть даже шуточки в интернете – если хочешь Gore хапнуть, полюби скорей Gortex.
В: Велокуртки? Или производители одни и те же?
АХ: Вообще мода на велосипедную одежду диктуется в Италии, даже бывает термобелье для итальянских зим. Но итальянская зимняя велоформа хороша для итальянской зимы, но никак не для скандинавской. Мы перепробовали много брендов, но GoreBikeWear это, пожалуй, идеальное сочетание цена-качество. Я тестировал множество брендов, которые не возникли на ровном месте, а работают десятилетиями. И даже встречался, общался с дизайнерами, разработчиками. Более десять лет я веду переговоры с производителями на такие темы, как кисет для мужских гениталий и автоматический носовой платок. Вы можете надо мной посмеяться или вызвать мне бригаду санитаров, но это не поможет. Когда вы едете по чистому льду и даже если у вас хорошее мышечное чувство, то вам никак не отнять руку от руля и удалить эти отмершие лейкоциты из носовых пазух. Так вот, автоматический носовой платок - это очень актуально для зимы.
В: Но как он может быть встроен? Как маленькая третья рука, как дворники на автомобиле?
АХ: Такие сложные технические решения могут сделать на нашей планете только японцы. Это будет манипулятор или еще что-то. Мы можем сейчас над этим посмеяться, но вот увидите, что через десять лет это решение будет активным образом применяться.
В: Насколько важно, чтобы велокуртка сильно облегала тело или было какое-то расстояние?
АХ: Здесь есть правило кисти. В нижнем подоле у вашей куртки должен быть шнурочек-стяжка. Если он расслаблен, то у вас должна входить туда кисть и не просто входить, а немножко под ребром. Там обязательно должна быть воздушная прослойка, которая на минусах серьезных и будет сохранять тепло внутри. Велосипед всегда подразумевает какую-то посадку, не всегда это посадка а-ля Харлей Дэвидсон. Иногда это будет так называемая нулевая посадка, или немного с наклоном. Если вы возьмете тесную куртку, вам никак не найти свое положение. В разных погодных условиях вы что-то надеваете под эту куртку. Если погода щадящая, и пробег небольшой, то одеваете рубашку под эту куртку. Если нужно проехать через все Ладожское озеро в -20 - -25, то либо наденьте побольше одежды, либо возьмите заплечный рюкзак.
В: Что с руками? Какие перчатки нужно использовать? И может ли быть, что перчатки как-то приспосабливаются под специальные ручки на руль?
АХ: На руль современного велосипеда крепится монетка или шифты, или устройство для переключения передач, поэтому, если вы используете толстые перчатки, то будьте готовы к тому, что толково переключать передачи вы не сможете. Перчатки желательно, чтобы были многослойные. Современная велоиндустрия совершила прорыв в этой области – велосипедные перчатки делаются двуспальными, состоящими из двух перчаток. Сначала на голую руку вы надеваете перчатку тонкую, с зацепами, на тех местах, которые касаются руля, а сверху вы уже надеваете перчатку толстую. Если резко изменилась погода, потеплело, вы снимаете толстые перчатку, и едете в тонких. Если, например, нужно сделать какие-то действия на улице, но при этом руку под мороз подставлять не хочется, то опять же эта тонкая перчатка вас спасет и слои создают ту самую прослойку, которое позволяет не отморозить руки во время езды.
В: У лыжников я видел тоже такие же перчатки.
АХ: В принципе надо экспериментировать в этой области. И запомните, что ехать в мокрых перчатках по хорошему морозу очень чревато последствиями. Возите с собой 1-2 пары запасных перчаток. Заведите в своем гардеробе перчатки дорогие велосипедные, дешевые из мира лыжников, и меняйте их между собой.
В: И наверное, с мокрой головой тоже ездить не стоит. Какие используются шлемы, очки специальные, шапки, шарфы? Как защитить голову и шею?
АХ: Сильные ветра подразумевают определенного типа шейные платки. В принципе сейчас производители делают универсальные платки, которые можно использовать как капюшон, как платок, как бандану. К этим платкам даются схемы, мануалы, картинки как их завязать - может быть порядка 16 манипуляций с платком. На лице есть две проблемные зоны - это мочки ушей и щеки. Их надо предохранять от обморожения, может быть, использовать какие-то мази. Здесь важную роль играет индивидуальная система потоотделения у человека. Если вы потеете мало, то вы можете применить радикальную защиту - балаклаву. То есть оставить маленький вырез на лице для глаз, для носа. Либо вы можете пойти универсальным путем - надеть на голову нашлемник, а если сильный ветер или хороший минус, вы можете надеть на лицо маску. Если все это черного цвета, то вам не хватает только автомата Калашникова, чтобы пойти грабить банк. Часто скандинавская зима, особенно когда вы только вышли из дома, кажется вам холодной и не комфортной. Вам надо преодолеть барьер, защитить свое лицо. Если ваша дневная поездка подразумевает постоянное движение, то к полудню вам просто будет жарко. Тогда вы оставляете на голове только подшефник, маску и двигаетесь дальше. А маску снимаете и убираете.
В: А очки?
АХ: Современные производители всегда прикладывают к комплекту очков прозрачные линзы. Зимой больше применяют прозрачные линзы. Но есть такие ситуации, когда лучше очки не применять. Очки могут запотеть.
АХ: Ну а есть же специальные материалы, чтобы очки не потели? Я знаю, что сейчас очки делаются из пластика, а не стекла, чтобы не разбить. Специальные прочные рамы, которые лицевую часть защищают от ударов?
АХ: в этой области можно экспериментировать много. Можно что-то взять от лыжного спорта. В мире велоспорта гонщики применяют козырек своей велошапочки. Существуют так называемые зимние велошапочки с ушками, которые закрывают мочку уха и с козырьком. Эти шапочки, если надвинуть ее хорошо на лоб, защищают вас от снега. Вообще очки актуальны больше летом, чтобы защитить от попадания в глаза мошкары, от ослепления. Зимой они не работают.
В: Вы уже не один десяток лет в этом странном виде велоспорта. Но то, что вы говорите, оказывается индустрия активно работает и развивается в сфере продвижения брендов для велосипедистов, которые и зимой катаются. А вообще насколько широко это развито в мире - именно катание на велосипеде зимой? Есть ли какие-то соревнования? Я так понимаю, у вас много коллег, получается, вы активный гонщик-испытатель?
АХ: Вы можете проехать 200 км. пересечь финскую границу и посмотреть, как бабушки, домохозяйки используют велосипед как обычный вид транспорта. Даже в те дни, когда снегопады, я вижу своих коллег. В дни, когда снегопадов нет и погода устойчивая, и дорожки почищены, то вы можете увидеть бабушку в преклонном возрасте или дедушку, он поехал закупиться продуктами в ближайший супермаркет. Это в порядке вещей. Большинство финских велоклубов, такие как Хеппо и т.д. имеют свои аккаунты в фейсбуке. Вы можете поискать их в фейсбуке, зайти на их страницу, задать вопрос на английском языке и вам ответят. Можно поехать и в Швецию, можно поехать и в Норвегию, но самый оптимальный вариант - это интегрироваться с финской велоструктурой. Если вы хотите там с кем-то познакомиться или где-то поучаствовать. Вы можете найти какую-то гонку или пробег для любого уровня.
В: Есть ли зимние соревнования по даунхиллу?
АХ: Есть несколько парков, я собирал колеса для даунхильщиков, прочные. Были случаи, когда люди въезжали в сосну на скорости 90 км. В час на моих колесах. Но моя спецификация не даунхилл. Я приехал в гости в Красноярск к своему тезке, Андрею, а там как раз был чемпионат по даунхиллу. Но у него была ангина и он предложил поучаствовать под его именем. Я оделся, попросил инструктаж и поехал. Случайно там занял второе место. Моя скорость была 112 км/час. Было очень страшно. В шоссейном велоспорте, на котором я специализировался, не принято было тормозить. Я не тормозил и это помогло мне добраться до Второго места.
В: Надо ли что-то покупать в магазине? Или в аптеке нужно покупать что-то перед тем, как выехать на улицу?
АХ: Да, обязательно жирные крема для щек, ушей, обязательно смазывать руки. Для спортсменов есть помада для губ, чтобы они не обветривались.
В: А что есть, чем питаться? Что пить?
АХ: Если есть возможность взять маленький термос, только не покупайте самый дешевый, горячее питье это очень важно. Заведующий кафедрой велоспорта, Юрий Иванович Мелехов здесь в Ленинграде, он всегда говорил нам, что горячий чай можно пить хоть ведрами, желательно сладкий. Можете добавить лимон, это не принципиально. Он поможет вашу кровь немного разбавить и чтобы ваш мозг работал правильно по ходу движения.
В: Спасибо вам большое, вы внесли в нашу программу элемент морозной свежести. Очень здорово осознавать, что такие направления сейчас развиваются в мире. И можно проследить всю динамику развития с 80-х годов.
АХ: Да, я верю в прогресс, и если у вас будет желание пообщаться с фанатами зимнего трафика из Хельсинки, которые могут говорить свободно по-русски, Я готов их пригласить к вам. Если вы хотите узнать, как происходят даунхильные движения зимой, такие люди есть в Санкт Петербурге. Если вы хотите посмотреть на совсем фанатов, то, пожалуйста. Каждый год первого января в Шуваловском парке проводится кросс-кантри в любых погодных условиях.
В: Где можно найти дополнительную информацию о вас, и может отдать детей к вам на воспитание? Ну, и чуть больше узнать об этом спорте?
АХ: Велосипедный спорт развит у нас в городе. Так, на Савушкина, 134 находится наша школа Олимпийской надежды. Вы можете приехать на Крестовский остров, на велотрек утром и поговорить с тренерами. Есть клубы ветеранов велоспорта, в частности, на углу Дрезденской, «Поклонная гора» называется. Есть масса образований. Я акцентировал свою жизненную энергию на технической поддержке велоспорта. Именно на снабжении велоспорта. Сайт у меня honolainen.ru, куда можно написать и отправить запрос. Я в этом плане бюрократ. Если есть запрос, то обязательно будет ответ.
В: Ну, что-же, с нами был Андрей Хонолайннен, человек, который изведал все зимние дороги, велосипедные и не очень. Я думаю, что те, кому это интересно придут к вам на сайт, обратятся к вам, напишут на ваш ящик. Мы в описании подкаста обязательно все это разместим. Будем надеяться на обратную связь и на то, что больше и больше людей вовлекутся в это очень интересное движение.
АХ: И самое главное, запомните, если у вас есть желание, то появится тысяча возможностей для его реализации. Просто ищите себе хорошую компанию для таких поездок.
В: и главное не стесняйтесь быть белой вороной, потому, что в России таких велогонщиков и велолюбителей крайне мало.
АХ: я, например, знаю определенных людей, которые держат фирмы, офисы и для тех сотрудников, которые приезжают на работу на велосипеде и летом и зимой организуют душевые комнаты и прочую инфраструктуру. Здесь, в Ленинграде таких фирм единицы, но они есть. К счастью
В: еще раз спасибо. Счастливо!