М.К. И снова здравствуйте! В эфире полуподпольный подкаст "Всё о велосипедах", где мы разбираем по частям и по деталям что да как в этом большом двухколёсном мире. И сегодня вместе со мной, а меня зовут Миша Кокин, вместе со мной сегодня Денис Жук.
Д.Ж. Здрасте.
М.К. И Илья Гуревич.
И.Г. Здрасте.
М.К. Здравствуйте, Илья, привет, Денис! Сегодня мы поговорим о велотуризме, как обещалось в прошлой программе. Затронем темы аренды велосипедов, стоит брать с собой - а если брать, то как? - свой любимый велосипед, либо стоит где-то ещё арендовать, и вообще, как всё это происходит где-то в России или за рубежом, и вообще, конечно, Илья и Денис, как люди, которые с велосипедом на "ты", в отличии от меня, вы поделитесь каким-то опытом... Давайте начнём с вопроса велоаренды. Недавно совершенно наткнулся на новость, что "Банк Москвы" в рамках проекта "Вело-Россия" (не знаю, как ваш проект "Вело-Питер" с этим связан и связан ли вообще) закупил 200 велосипедов иностранного производства, которые можно бесплатно в Москве арендовать, внеся залог 2000 рублей. Какие-то места установлены, и всё это в рамках программы "Развития велоиндустрии России 2012 - 2018".
И.Г. Отвечая на этот вопрос, я бы хотел начать с анекдота о том, как, знаете, Хаймович на ступеньках банка и торгует семечками. К нему подходит человек и спрашивает: "Хаймович, дай мне денег в долг!" - "Прости, у меня с банком договор". - "Какой у тебя может быть с банком договор?" - "Ну так, банк не торгует семечками, а я не даю в долг". Вот это мне напомнило, что "Банк Москвы" занимается велосипедной структурой...
М.К. Это такая пиар-акция, насколько я понимаю. Так вот, вопрос аренды велосипедов в России долгое время стоял остро. Сейчас, насколько я знаю, в аренду велосипед, такой, самый обычный, простенький, можно взять за 600 рублей, по-моему, в день...
И.Г. Кстати, Михаил, а кто спонсор нашей программы? Можно поговорить о том, где взять велосипеды в прокат?
Д.Ж. Да, кстати, в "Велодрайве" можно взять велосипеды в прокат.
М.К. А у нас нет никаких спонсоров...
Д.Ж. А ещё, Михаил, вы в курсе, что здесь вот, на прошлой неделе или на позапрошлой началась эпопея...
М.К. С бесплатными белыми велосипедами?
Д.Ж. Фрибайк, да?
М.К. Да, да, была такая тема. Илья, вы, наверное, тоже в курсе? Очень странно, потому что чиновники уверяли, что белые велосипеды, которые будут распространяться в нашем городе Петербурге бесплатно и будут передвигаться только за счёт того, что их кто-то передвигает, не будет специально отведённых для этого мест, а велосипеды будут настолько яркие, будут ярко выглядеть, что, ну, украсть велосипед не позволит себе никто, потому что видно же - человек едет на бесплатном велосипеде.
И.Г. В первую очередь, совесть.
М.К. Да, вот такая была программа. Пока я не видел, честно говоря, велосипедов, хотя 30 уже обещали запустить.
И.Г. Но если говорить о велотуризме, вот, как бы изначально, то получается, что, когда человек едет на велосипеде с целью извлечения из этого процесса удовольствия...
Д.Ж. И куда-то далеко...
И.Г. То получается, что в прокат хочется взять всё-таки (не знаю, может быть, кто-то со мной поспорит), но хороший качественный велосипед. Почему? Потому что я часто приезжаю в Европу кататься. Если ты приезжаешь на один день, да? И тебе нужно по делам. То можешь взять любой велосипед в прокате за пять евро в день, предположим. Или во многих городах есть либо бесплатные, либо условно бесплатные. Например, там, полчаса бесплатные, а дальше ты платишь евро, предположим, или пол-евро. Для поездок по делам - этого достаточно. А когда ты хочешь десять дней поехать по той же Голландии или Франции, то, конечно, хочется ехать на велосипеде, от езды на котором ты получаешь удовольствие.
Д.Ж. Хочется доехать в итоге, а не получить каких-то технических чисто проблем.
И.Г. И в этой связи выясняется, что в Европе ситуация с прокатом велосипедов, ну, я не знаю, сказать, что хуже, чем в России, я не могу, просто стереотипы не позволяют. Но найти качественный маунтинбайк или гибрид в продаже за рубежом, чтобы он был тебе дан в хорошем состоянии, это возможно не просто в каждом городе, но просто не в каждой стране. Вот у меня были успешные случаи: я брал очень хороший гибрид в районе Дюссельдорфа и ездил на нём 10 дней - это был прекрасный велосипед. И в Лондоне мы брали велосипеды, которые были отличного хорошего уровня.
Д.Ж. В европейском городе вы, всё-таки, возьмёте типичный городской недорогой велосипед.
И.Г. С корзиночкой...
Д.Ж. У меня, к слову, знакомый совсем недавно был на Кипре, ему достался даже не горный велосипед. Ему каким-то странным образом повезло, он взял шоссейник. Причём, неплохого уровня, на неплохом оборудовании. Там получилось так, что, видимо, этот велосипед не пользовался никаким спросом и был практически новым. В Турции, естественно, дают такой велосипед, на который садиться вообще страшно, пытаются с тебя снять столько денег, что у тебя их, фактически, нету. Но, с другой стороны, я думаю, что это любого места проката касается: как только люди увидят, что у тебя с собой перчатки и шестигранник, и ты самостоятельно правишь велосипед, то мне, например, в Турции сразу сделали скидку, фактически, в два раза. То есть я получил по нормальной цене велосипед. Никто мне не пытался что-то другое объяснить или всучить какую-то развалюху, и всё как бы встало на свои места.
И.Г. Вот из успешных опытов взятия велосипедов в прокат, у меня был опыт в Израиле. Там очень сильно развивается велосипедное движение, потому что люди приезжают за теми впечатлениями, которые невозможно получить у них в Европе. Это катание по пустыням. Во-первых, сезон - в ноябре - отлично. А в Европе в ноябре, с точки зрения отдыха, кататься мало где можно. Про Россию уже говорить не приходится. У нас зато 25-го ноября по Дороге Жизни по льду первые машины прошли. А они там по пустыням катаются. Но оставим обиды в сторону. И там можно было получить хороший велосипед. А вот уже в Голландии, один раз мы приехали группой. Причём, ориентируемся, понимаем, что хороший велосипед - он стоит денег. И в итоге мы собирали из 4 велосипедов - 3. Потому что у голландцев... У немцев всё-таки пунктуальность в крови. То есть они мне дали велосипед в Дюссельдорфе - он был в идеальном состоянии. А голландцы они немножко раздолбаи, как и мы.
Д.Ж. Просили велосипед - получите!
И.Г. Просили велосипед, да всё есть, но есть нюанс... На этом велосипеде не работают тормоза, руль.
Д.Ж. Вот у меня сейчас родилась мысль. Я думаю при поездке в какую-то страну имеет смысл обращаться именно не в места проката велосипедов. А были ли какой-нибудь опыт по поводу проката с каким-то велосипедным магазином? Потому что существует такое мнение (это не моя мысль, я чьим-то опытом руководствуюсь, где-то у кого-то читал), что если едешь в какую-то страну недалёкую европейскую имеет смысл с собой взять велосипед, не очень дорогой и не очень дешёвый, который, скажем так, минимально удовлетворяет твоим требования. По приезде в страну, покатавшись, просто его там продать как-то. Может быть есть такой опыт: контактировать с каким-то розничным магазином велосипедным, где тебя понимают, может быть, они тебе такой велосипед предоставят, а потом сами же, грубо говоря его и продадут.
И.Г. На самом деле, при поездках по ближнему зарубежью, по Европе и по Израилю, получается, что вполне разумно возить свой велосипед на самолёте. Значит, какая ситуация... До начала этого года очень большое количество компаний разрешала перевозку велосипедов в счёт установленного багажа бесплатно. Сейчас они потихонечку явочным порядком начали - то одна, то другая компании рапортует, что они теперь берут за это деньги. Но всё равно получается более-менее разумно.
Д.Ж. Но, на самом деле, для лыжника это абсолютно нормально. В любой, фактически, авиакомпании лыжи - это отдельная статья.
И.Г. Лыжи, что с него взять? - Дрова на ноги.
Д.Ж. Деньги, негабаритный груз и...
И.Г. Да. В принципе, теперь у велосипедистов, в принципе, ситуация такая же. Вот я сейчас полечу, например, во Францию компанией, которая берёт с меня за провоз велосипеда в одну сторону 35 евро.
М.К. А вы говорите, что за компания, чтобы наши слушатели могли той же компанией полететь?
Д.Ж. На самом деле, хороший ориентир, да.
М.К. То есть я понимаю, что вы бизнес-классом летите, но там же есть эконом.
И.Г. Значит там есть... (Я, конечно, лечу не бизнесом, а самым обычным экономом!) Вот, это компания "SAS". У неё билет на провоз велосипеда не то 35, не то 45 евро. Такие же правила - это "Lufhansa", "Air France". Самые жёсткие и дорогие - это "KLM", они могут и 70 евро снять. Когда вы летаете в пределах континента - Европа, - то туда-обратно, предположим, это будет два по 45, ну, 90 евро перевозка велосипеда.
Д.Ж. Ну, не так дёшево, надо сказать.
А.И. Не дёшево.
М.К. Но опять же. Если многим хочется кататься опять же на любимом и своём (!) гоночном велосипеде, то тогда нужно платить.
А.И. Но я ещё могу сказать пару хороших слов в адрес России. Надеюсь, все настроенные иначе люди закроют уши. Российские авиакомпании, например, "Аэрофлот" или, например, "Российские авиалинии" - они до сих пор велосипед принимают в качестве багажа.
Д.Ж. Но всё равно, я думаю, что нам нужно сказать чётко и громко, что при заказе билетов и на самолёт и на поезд, нужно сразу же разговаривать с компанией о том, что у вас будет такой груз. Не таиться и не пытаться решить это на месте.
М.К. С самолётом здесь предельно всё ясно или есть нюансы?
И.Г. Есть нюансы и, причём, очень большие. Потому что самолёты бывают и хорошие, и плохие. Самолёты бывают вместительные и не очень. На некоторых рейсах у европейских переводчиков есть ограничения. Например, не больше четырёх велосипедов на весь рейс.
М.К. Но обычно не так много велотуристов.
И.Г. А вот бывают варианты. Вот у меня был вариант, например. Обычно, если берёшь билет через интернет, то тут же уведомляешь авиакомпанию о том, что...
М.К. А каким образом делается уведомление.
И.Г. Разные варианты. Есть, например, компании, где ты просто выбираешь из списка, что ты везёшь велосипед - она тебе тут же выставляет счёт. Вот так. И это удобно. Ты заплатил и забыл. А бывает вариант, когда тебе нужно получить подтверждение перевозки. Вот ты билет как бы купил. Деньги у тебя с кредитки как бы сняли. А через некоторое время тебе приходит письмо: "Уважаемый "кастомер", ваш полёт очень важен для нас, но есть нюанс! Велосипед на этом рейсе вы везти не можете". И тут, со мною была пару раз такая ситуация, и тут возникает очень неприятный момент. Когда ты сдаёшь билет, в зависимости от тарифа, ты несёшь потери и сдавать билет не хочется. А, с другой стороны, когда берёшь через кассу, опять же, как-то можно этот вопрос решить. Компания "SAS" как-то мне отказала в перевозке велосипеда.
М.К. Но это заранее, после оплаты?
И.Г. Нет, в том-то всё и дело. Просто подводный камень.
Д.Ж. При заказе через интернет такие подводные камни всплывают после даже оплаты.
И.Г. Билет ты получаешь сразу, а подтверждение на велосипед тебе приходит потом. Вот. И в редких случаях, когда подтверждение не приходит ты становишься перед вопросом, а что теперь делать? То есть, если вроде как ты собрался покататься на велосипеде, без велосипеда - плохо.А с другой стороны, деньги сняли и тариф. Такие ситуации, к сожалению, бывают.
Д.Ж. А подпольно велосипеды никогда не возили, разбирая до рамы, чтобы вписываться в какой-то габарит?
И.Г. Я думаю, что сейчас начнём. Ситуация такая, что "Аэрофлот" перешёл с "веетого" концепта на "писавый". Это важно. У авиакомпании два концепта перевоза багажа: "веетовый" концепт, это когда вам даётся вес и "писавый", когда вам даётся, что вы можете перевезти с собой один чемодан. У Аэрофлота было раньше неважно, сколько сумок, важно, что 120 кг, а теперь неважно сколько сумок - есть она одна, и её вес должен быть 23 кг. Что значит?
Д.Ж. Это это значит, что рассчитывать на перепаковывание в здании "Аэропорта" теперь уже не приходится.
И.Г. То есть теперь вы берёте велосипед, пакуете его в велочехол. В этот же чехол берёте белую свою футболочку, в район цепи велосипедной укладываете. Туда же ботиночки рядом.
Д.Ж. Откручиваете всё, что можно оторвать при перевозке от терминала до самолёта.
И.Г. И таким образом...
М.К. Давайте ещё конкретики добавим. Этот чехол: сколько он всё-таки стоит и весь ли велосипед туда влезает, или всё таки колёса надо снимать.
И.Г. Есть варианты абсолютно разные.
Д.Ж. И вот сейчас мы поделимся физическим опытом, который у нас есть. Можно я начну, потому что у меня был самый дорогой и, казалось бы, самый цивилизованный вариант. Представляете дипломат. Жёсткий, пластиковой. Только дипломат становится раз в 5 больше, на колёсиках. Туда влезает велосипед без колёс. Снимаешь только колёса.
И.Г. А куда колёса?
Д.Ж. Они кладутся туда же внутрь, они достаточно широкие и чемодан обит прокладочками. Надо снять, чтобы он был чуточку более компактный. Обложен он таким штучками.
М.Г. Как в студии звукоизоляция.
И.Г. Не слышно.
Д.Ж. Если даже страшно и он кричит - никто об этом не узнает. Отличная, идеальная. Он, безусловно, достаточно дорогой. Такие кейсы жёсткие: нужно рассчитывать, грубо говоря, от 10 до даже 40-50 тысяч они могут стоить. В зависимости от конструкции, отделки и так далее и так далее.
И.Г. Инкрустированные иногда брильянтами.
Д.Ж. Да, логотипы спонсоров и так далее, и так далее. Казалось бы, у него есть 2 ручки или 4 даже. Есть колёсики, на которых можно возить этот велосипед.
И.Г. Можно на самом ехать.
Д.Ж. Можно фактически ехать. Но. Во-первых, он весит практически столько, сколько хороший лёгкий велосипед. Половину велосипеда он весит. Он весит килограмм пять, как минимум. Плюс туда же вы кладёте велосипед весом, будем считать, 10-15 кг. У вас получается 20 кг - огромная коробка. Она, конечно, жёсткая, на колёсиках. Но тащить её в городе или по ступенькам даже из квартиры вытащить - очень проблематично. Во-вторых, дотащить и погрузить в автомобиль такой чехол, какой бы он хороший не был, очень сложно. Он большой, фактически, как велосипедная коробка, он больше, чем велосипед. То есть нужен либо микроавтобус, либо пикап. Ещё был один вариант. В Питере, слава Богу, автобусы хорошие - в "Сканию" с низким полом вкатывается идеально. Тащить, часто - по нашим поребрикам, бордюрам и по брусчатке такой чемодан - очень тяжело. Скорей, тащил меня он. Я за ним где-то болтался. И плюс, к тому же, я уверен, компания за такой груз возьмёт огромные деньги. Он проходит не во всех авиакомпаниях, этот груз, я уверен, что в российском поезде его заставят сдать в багажный вагон. В поездах чуточку проще, об этом я ещё буду упоминать. В итоге, моё мнение, кому он нужен: только профессионалу, который еженедельно пересекает весь мир. Вот у меня есть очень хороший друг, профессионал; профессиональная команда "Катюша" ездит с такими чехлами. Потому что они были сегодня в Италии, завтра - в Алма-Ате, и только в таком чехле велосипеду обеспечивается 100-процентная сохранность.
И.Г. Важно, что в том аэропорту их встретят. Представляете себе, приезжаете вы покататься по Италии с этим вот кофром, назовём. Куда его деть? То есть надо где-то останавливаться в аэропорту. Потому что с собой его...
Д.Ж. Действительно, в гостиницу везти, из гостиницы...
М.К. А если вы не останавливаетесь: у вас рюкзак, велосипед и палатка, например.
И.Г. Так вот, да. Поэтому надо кофр где-то оставлять и ездить уже без него. Это бывает проблематично, потому что не в каждом аэропорту есть камера хранения, где вы можете оставить.
Д.Ж. Это только для цивилизованного катания по цивилизованного мира с цивилизованным сопровождением.
М.К. Как для гитары чехлы-то есть, тканевые такие?
И.Г. Есть тканевые. Кстати, Петербург - столица велотуризма. Здесь есть, как минимум, три компании, которые производят мягкие велосипедные чехлы.
М.К. Именно российские?
Д.Ж. Причём, они имеют большой опыт, чехлы постоянно изменяются.
М.К. Насколько дешевле этот чехол стоит для велосипеда?
И.Г. В 10 раз.
М.К. 1000-1500 рублей?
Д.Ж. Да, да.
И.Г. Вам, по блату, могу организовать скидку. Только никому!
Д.Ж. Бывают чехлы такие тряпочные, подбитые неким материалом уплотнительным. Бывают полностью по периметру, бывают в полностью напряжённых частях, чтобы велосипед не вывалился при нагрузке. Но есть одно "но" небольшое. Грузите не вы в этом чехле в самолёт.
М.К. Я слышал, что просто сверху падает этот велосипед на другой груз. Такое бывает?
И.Г. Дело в том, что в аэропортах это всё предусмотрено. И поэтому в то место, где велосипед кидают, а сверху на него кидают ещё восемь рюкзаков чьих-то не показывают обычно тем, кто едет. Но поскольку я летаю довольно-таки часто, по 8, по 9 раз.
Д.Ж. То вам удалось увидеть краешком глаза!
И.Г. "Практика, как истина", - Энгельс, по-моему говорил? Знания к старости важные, полезные уходят из головы. Так вот, я основываюсь на том, в каком состоянии мой велосипед пролетает. И в общем и целом летая до 8-9 раз в год.
М.Г. А у вас чехол как раз не жёсткий?
И.Г. Нет, у меня чехол не жёсткий. Да. Именно по той причине, что когда прилетаешь, вот я сейчас должен лететь в Париж, а улетать назад из Лиссабона. Даже не из одной точки, даже, если б я его оставил, то как бы я за ним вернулся? Вот, значит поэтому я смотрю, в каком состоянии велосипед прилетает. И практически у меня ещё - тфьфу-тьфу-тьфу - ни разу ещё не было, чтобы приехавший не подлежал восстановлению. Что у меня было: выбитая спица.
Д.Ж. Даже при катании такое бывает.
И.Г. Дело 10 минут - замена. Один раз была разбита, правда очень дешёвая, но педаль. И всё. В общем и целом какого-то фатального повреждения, пока, в общем-то не было. Правда, я не могу сказать, что у меня какой-то карбоновый велосипед особого уровня.
Д.Ж. Но вообще велосипед-то сам по себе - это живучее устройство. Ваши утверждения, на мой взгляд, как специалиста, говорят о том, что ваш велосипед кидали как хотели.
И.Г. Уверен, что так. И никакого пиитета!
Д.Ж. Есть такое мнение - у меня много знакомых из туристов, спортсменов - имею право.
И.Г. Навязать его.
Д.Ж. Что велосипед при погрузке в другой транспорт, он должен отличаться от другого багажа. Тогда, вероятно, грузчик подумает, что вроде велосипед, спортивное снаряжение и как бы отложит в сторонке. Многие знакомые говорили, что видели как мой велосипед в чехле красовался на вершине огромной горы чемоданов, а не под ней. Когда вывались он наружу, его отложили в сторону, а потом повалились другие чемоданы...
И.Г. Я видел очень хорошую картину собственными глазами, когда мы сидели уже в самолёте, то ли ещё сидели в самолёте. Мы видели, нас было много человек, наверное, 10, и мы увидели эту тележку, которая в аэропорту возит, где наши велосипеды плашмя, штабелем 10 штук снизу-вверх вот так вот и лежали. Они не вертикально стояли, они лежали. И на нижнем было 9 верхних. Но ничего.
Д.Ж. Спортсмены многие скручивают с велосипеда выступающие части - педали, то что может погнуться: переключатель снимают, руль как-то поворачивают. Есть такое мнение, что достаточно просто эластичным бинтом части рамы обмотать, чтобы она не поцарапалась о другие чемоданы.
И.Г. Это такие страдания, для меня, например, это сверх того, чтобы я хотел бы делать. Есть хороший анекдот, приходит мужчина к врачу, а врач его спрашивает, сексопатолог: "Вас мучают эротические сны?" - "Но почему же мучают?" То есть упаковка велосипеда - это, конечно, не самая приятная часть похода. Но сказать, что это такое адское мучение.
М.К. Воздержание - путь к наслаждению!
И.Г. Но не в с точки зрения велосипеда!
Д.Ж. Кстати, есть такой вариант - всегда можно обратиться к специалисту. Кто у нас специалист? Не сочтите за рекламу: магазин, который их продаёт. И в этом же розничном магазине велосипедов всегда можно найти дешёвую и идеальную упаковку - это велосипедная упаковка, в которой велосипед приходит с завода. Чтобы упаковать туда велосипед, опять-таки достаточно скрутить педали и некоторые выступающие части тела, которые вы хотите сберечь на теле велосипеда. Если не хотите - оставляйте всё как есть. Снимаете перднее колесо, велосипед остаётся похожим на велосипед, на коробке написано, что велосипед. Заметим, по поводу вертикальной перевозки велосипедов, там есть даже обозначения, как коробка должна храниться, чтобы не раздавили колёса и не погнули раму. Как работник магазина, говорю, что самые больше деньги с вас снимут, если вы попросите упаковать велосипед в него. Рублей 300-500 за упаковку только возьмут. А коробку вам, скорее всего, дадут бесплатно.
И.Г. Как магазин называется, куда ходить не надо?
М.К. И я подозреваю, что на месте эту коробку можно будет выкинуть в аэропорту. И я думаю, что можно будет найти в городе вылета магазин и за день за два попросить оставить какую-то коробку.
И.Г. У меня был хороший опыт, когда мы ехали в Израиле с сопровождением с микроавтобусом.
М.К. Это был очень хороший опыт.
И.Г. У нас два человека, из Новосибирска, как раз так в коробку упаковали. Так что выяснилось. Когда они эту коробку вскрыли, они её надрезали, сделали абсолютно плоской, куда-то там бросили на пол микроавтобуса.
Д.Ж. Она раскладывается.
И.Г. И перед обратным вылетом они её скотчем за три минуты привели в рабочее состояние. Но это хорошо, когда ты едешь на машине. Я, в основном, использую чехлы наших питерских производителей, которые весят меньше килограмма или около того. И, по опыту, мне такого чехла хватает на 3 года.
М.К. Раз уж мы начали сразу с того, что многим кажется необычным. Именно велотуризм в Европе, то есть из России - в Европу на велосипеде. Для многих это, действительно, такая сказочная мечта, а кто-то даже не думал об этом. Поговорим, наверное, о России. В России часто люди путешествуют на поездах. Это касается путешествий не только между Москвой и Петербургом. Но и при каких-то длительных проездах куда-нибудь на Байкал. Потому что многие путешествуют поездом, у кого есть время, но нет денег на билет на самолёт - он, мы знаем, достаточно дорого стоит. Вот, как в поезде обстоят дела с велосипедом. Как в чехле пронести, сколько стоит билет, чтоб провезти велосипед, нужно ли его покупать отдельно, и какие бывают претензии у проводников и у наших сотрудников состава?
И.Г. Тут нужно сказать следующее. Что всё-таки, слава Богу, время поездов потихонечку из велотуризма уходит, мы всё больше летаем самолётами, всё меньше едем поездами. Но всё равно: куда-то в Карелию или, например, в Архангельскую область, в Вологодскую. Да и в Псковскую область - такие небольшие расстояния уже, действительно, хорошо ездить на поезде, потому что приезжаешь уже непосредственно к месту старта. Что можно сказать: наиболее удобно перевозить велосипеды в плацкартных вагонах - есть третьи полки, на которые велосипед помещается. Потому что, например, в купейном вагоне - там есть такая шхера. Она маленькая, велосипед надо разбирать. Причём, довольно сильно, то есть одним снятым колесом и педалями не обойдёшься.
Д.Ж. В плацкартном вагоне, насколько я знаю, можно даже 3 велосипеда закинуть на эту полку.
И.Г. Я закидывал 4, например. Когда всё купе занимаешь, кладёшь так, что он лежит вдоль, лежит сразу на двух полках. По два велосипеда кладёшь. Но обе педали надо обязательно снять. И надо аккуратно укладывать велосипедные колёса, чтобы не было никаких сюрпризов по прибытию. Но важный плюс такой перевозки в поездах: что ты лично своими руками кладёшь велосипед. И понятно, что ты стремишься его положить, чтобы, так сказать, он не был уничтожен!
Д.Ж. Требования, я думаю, что в этом случае обязательно надо брать багажный билет. Из Москвы в Питер там было что-то, я думаю, порядка 60 рублей.
И.Г. На сегодняшний день действует правило, что в счёт установленной нормы, перевозимые на местах, отведённых для перевозки багажа, велосипеды провозятся без дополнительной оплаты, если помещаешься в счёт установленной нормы. Я не знаю, как на современных "Сапсанах" дела.
Д.Ж. Можно голосование на эту тему на "Велопитере" написать.
И.Г. Одна из компаний, которая шьёт вот эти велочехлы, у них в документах на чехол пришпилено письмо, ответ как раз нашему клубу. Мы задавали вопрос в "РЖД", не потому что не знали (правила-то опубликованы), а потому что хотели при посадке показать эту бумагу любому проводнику. Потому что битва с проводником...
Д.Ж. На самом деле, почему я говорю про багажный билет. Потому что у меня были случаи и в Санкт-Петербурге, и в Москве садишься в поезд в чехле, и тебя не пускает проводник. Были даже случаи, когда есть даже оплаченный билет багажный и тебя проводник не пускает...
И.Г. Да. К сожалению, это реалии нашей жизни.
М.К. Как с электронным билетом. Многие проводники даже не знали, что можно с паспортом придти, а у них списки.
И.Г. Для этого мы запросили такое письмо, передали его производителю, он вкладывает в каждый чехол и приходится показывать. Когда они говорят: "А заплатите нам бабла немерено!" Вот письмо, видите...
М.К. Где можно найти какую-то информацию о веломаршрутах в России и за границей? Где покататься? Чтобы для люди, не владеющие иностранными языками, могли понять, где в Греции кататься, например, где в Италии, где в России, в частности. Про Карелию вы говорили, например. Ведь веломаршруты, там всё составлено за нас, выбрал - и поехал.
И.Г. В Европе, действительно, есть маршруты, и мой личный опыт показывает, что когда я планирую поездки по Европе, то я основываюсь на этих маршрутах. Почему? - Потому что там сидят свои люди, понимающие в велотуризме, и они либо маркируют маршруты, либо как-то их прокладывают по интересным местам. Я обращаю внимание, что в Германии и в Франции, там, в Голландии... Если ты выбираешь национальный маршрут или региональный, то это будет, как правило, интересней, чем ты просто едешь по дороге рядом какой-то. А в России ведь этого нет и ты планируешь маршруты сам. И в этом ничего плохого нет - подготовка к путешествию иногда интересней самого путешествия. С другой стороны, у нас нет единого центра велотуристской информации, куда бы стекала вся информация.
Д.Ж. Опять скажу про книгу, про "Маршруты Ленинградской области". Мне книга эта очень помогает либо планировать места, куда я поеду, либо просто использовать.
М.К. Ты имеешь ввиду книгу, которую "Велопитер" издал?
И.Г. Вы расскажите, где её можно достать? Мы знаем, что сайт есть "Велопитера", где можно найти какую-то информацию. А вот в книжном варианте, где можно найти такую книгу?
Д.Ж. На самом деле во многих велосипедных магазина эта книга продаётся.
М.К. Я-то не знал, что вообще в России такое бывает.
И.Г. Сейчас мы надеемся, что сделаем первую печатную версию по первому национальному маршруту. А вот какого-то первого путеводителя по России без серьёзного спонсора не сделать. Но электронная версия. Есть у нас сайт "велогид.ру". Там пока не очень много информации, но 98 маршрутов там описано: России, Прибалтика, Финляндия, Дания, Голландия. Там другая структура. Там сайт предлагает интересные треки. Не то что Питер - Москва. А от Новгорода до Мшинска. От Мшинска до Старой Руссы. Там несколько человек, я в том числе, делают описание таких треков, выкладывают. У меня такое хобби.
М.К. Часто ли вы просите в пути просто пофотографировать и описать?
И.Г. Просим часто, да. Мало людей откликается. Для меня-то - это отражение профессиональной деятельности. И получается так: я после этой поездки во Францию, куда сейчас собираюсь, я сделаю описание маршрута по замкам Луары. Почему я не сделал это с первого раза? Потому что, как и любой человек, когда ты едешь в первый раз, ты делаешь ошибки. Не смотря на то, что у меня был хороший прототип, но всё равно, где-то я выскочил на скучную дорогу, ехал по ней 20 км. Где-то я, так сказать, пропустил интересные места... А когда едешь второй раз, то ты уже все свои эти глупости подбираешь. После этого выходишь, и у тебя уже...
Д.Ж. К тому же, есть с чем сравнить.
И.Г. Да. Уже даёшь ветку, компилируешь из прошлого года и этого года, чтобы люди проехали, чтобы им было максимально хорошо.
М.К. То есть найти где путешествовать и какие есть сейчас дороги, в принципе, можно, это не секретная информация. Но вот вопрос: если человек хочет поехать, ну знает он маршруты. Где найти себе попутчиков.
И.Г. На "Велопитере".
М.Г. То есть у вас тоже, в то числе, можно это сделать? Или не только у вас?
И.Г. Но у нас есть клуб. 15 лет назад он был создан как раз для того, чтобы люди могли искать себе подобных, ненормальных. В смысле, наоборот, нормальных людей, чтобы вместе как-то... И все наши мероприятия клубные - они этой же задаче был подчинены. Если мы проводили открытие. Раньше это было городское открытие, сейчас это наше, "велопитерское", то наша цель была такая - вот мы сейчас все вместе соберёмся, проедем, там, 100 км вместе в начале апреля, в серединке, познакомимся и нам будет весь год с кем...
М.К. То есть люди незнакомые...
И.Г. В этом смысл.
Д.Ж. Мне очень нравится как раз на "Велопитере" с завидной регулярностью можно прочитать неизвестно откуда появившуюся тему. Например, человек пишет, "ищу попутчиков для поездки, ну, в такую ... мира", куда я с опытным инструктором не решусь поехать. А потом выясняется ещё, что человек только-только побывал на открытии велопитера на новом велосипеде, и ничего он не знает, ничего, но хочет поехать куда-то.
М.К. Советы профессионалом мы знаем, где получить. А вот составляются в России именно туры, как обычные туры, пешеходные. Есть ли туры интересные, разрабатываются ли они специально вами или ещё кем-то у нас в стране?
И.Г. Есть несколько компаний. Причём, две из них находятся в Петербурге.
М.К. Опять же, мы впереди нашей планеты.
Д.Ж. Географическое положение всё-таки играет на руку. На самом деле, пока я жил в Москве, там некуда, на самом деле поехать, приходится преодолеть достаточно большие трудности и расстояние, прежде чем окажешься в интересных местах.
И.Г. Я всё-таки их назову. В Питере - это "Велотур.ру", походы с гостиницами, в основном; и "Велотур.инфо". Разные компании, которые делают маршруты по Скандинавии, с домиками, с палатками. И есть ещё компания, толи в Москве, толи в Нижнем Новгороде, где-то в центре России. Петербург вообще, если копнуть, по многим параметрам, действительно, такая велосипедная столица.
М.К. Вы открываете, на самом деле, для меня какие-то новые горизонты петербуржских компаний. Это здорово. А какой, на самом деле, в вашем личном опыте, расскажите о каком-то самом интересном велопутешествии, что это бывает? Потому что, я повторюсь, я как дилетант, слушаю с открытым ртом. Если бы я не вёл эту программу, я бы так и сидел, не смыкая уст.
И.Г. Я надеюсь, нас дети не слышат. Потому что в моём самом интересном походе, там даже не дети до 18, а до 21-го... У меня самый интересный поход был - зимний велопоход по берегу Ледовитого океана. Вот это было феерически интересно. Думаю на следующий год повторить.
М.К. В одиночку?
Д.Ж. С медведем.
И.Г. Нет, слава Богу, нет. Скорее, с зубрами. Набралось несколько людей, таких же отморозков, как и я. И мы поехали по берегу Ледовитого океана зимой на велосипеде. Мы проехали, правда, не так много в километрах, наверное. Многие люди могут такое расстояние проехать за один день, а мы шли 13 дней. Нам очень не повезло с погодой. Значит, мы приехали на океан, на Ледовитый океан, а льда на океане нет.
Д.Ж. Следствие глобального потепления?
И.Г. Глобальное потепление, да. А дальше непечатно. Мы начали со станции, сотрудница которой говорит, что "я тридцать лет здесь работаю, такого, чтобы зимой на океане не было льда, значит, впервые у вас". И мы шли 167 от одной деревни, в которой живут 300 человек до другой. Практически, мы всё это прошли пешком. Мы взяли велосипеды с собой, потому что температуры были совершенно не арктические, там было 0, -5, -3 - какая-то ерунда. И не было знаменитого арктического наста, по которому машина проедет, следы оставляя. А был такой довольно рыхлый снежок, и мы по этому делу шли 13 дней, 3 дня пурговали перед Усть-Карой. И последние дни, это было вообще моё самое ужасное, так сказать, приключение в жизни после перехода Ладоги в 98 году, это было здесь. Случилось вот что. Пришёл не ко времени тёплый циклон. Что такое тёплый циклон в тех краях? - Это +3. И остатки наста - всё раздолбало.
Д.Ж. Недовольны были только вы, местные жители-то радовались, наверное.
И.Г. Я не знаю. Дело вот в чём: что когда температура перешла через ноль, то там, где мы проваливались 5-7 см, где мы шли, я стал проваливаться по пояс. Вот. Просто. И, слава Богу, нам нужно было пройти 15 км последних. Но проваливаясь по пояс, вы можете себе представить 15 км - какая битва. Я первый никак не мог пойти, потому что у меня ещё вес так, крепко за 100 кг. И мой друг и соратник Миша Каженцев пошёл первым. Потому что он существенно меня легче - он проваливался не по пояс, а только по колено. За ним шла Аня, которая проваливалась, соответственно, уже по щиколотку, и следом шёл, немножко дальше трамбуя эти следы. Но если я ступал мимо следов, то уходил, что называется, по развилку. Много интересно могу рассказать по зимние походы: я Байкал по льду пересекал и на полюс холода ходил.
М.К. "Байкал по льду пересекал!" - У нас уже поэзия началась.
Д.Ж. Я пару слов скажу, для меня это вот, как раз, и не является велосипедным туризмом.
И.Г. Это да. Идеалогия была в чём: мы, конечно, не хотели идти с велосипедами, хотели ехать. Здесь вот в Питере, мы очень часто развлекаемся тем, что ждём погоду. И когда погода устанавливается, мы ездим по льду - и это очень интересно. В этом году было такое время, когда нам включили мороз под -30 градусов, а снега не давали. Очень интересно. Ладогу я в том году торил в трёх местах. То есть мы ехали на день снятия Блокады, от Кабоны, заночевали на Зеленцах, приехали к разорванному кольцу. Нас собралось человек 15, наверное, таких маньяков. Прозрачный лёд, с трещинками, очень красиво. Потом съездили на остров Суха. Тоже очень интересно, этот остров, он находится в открытой Ладоге, до него сложно добраться, по погодным условиям, должен быть прочный лёд. И потом я ещё пересёк с моим другом, Мишей Каженцевым, пересёк Свирскую губу, это на востоке Ладоги. И там везде можно было ехать. То есть мы в этом году пешком, практически, не ходили. На Ледовидом океане мы попали в такую погоду, что из 167 км мы проехали 1.
Д.Ж. Вы попали.
И.Г. Это да. Потому что там невозможно сделать так, как мы здесь делаем, что каждый день смотрели космические снимки, смотрели как Ладога замерзает, смотрели прогноз погоды и потом сказали, через день во вторник будут условия. И точно, мы съездили во вторник, ещё пара ребят съездили в среду-четверг, и после этого условия прекратились. То ли снега нападало, то ли лёд порвало. Здесь это можно, а там, когда ты приезжаешь на океан, у тебя 167 км, тебе нужно их пройти и самолёт летает раз в 2 недели. И ты приехал как приехал. И у нас было 2 варианта: либо пройти пешком, либо сидеть 2 недели и улетать тем же самолётом. Там сама местность, она фантастическая была совершенно: солнце всходит, день длинный, но оно не поднимается. Весь день ощущение, что то ли закат, то ли рассвет. Длинные тени, что-то в воздухе такое. И первые дни, когда мы шли, там возле хребта проходит, значит, упирается в Ледовитый океан. У меня была просто эйфория: фотография, ребята идут внизу по берегу, там, кое-где заливы замёрзшие - по льду. А я забирался с велосипедом на какие-то холмы, пытался там ехать, спускался вниз. У меня было опьянение, восторг от того, что я вижу.
М.К. И, кстати, к вопросу о велотуризме. Тут тоже нужно пару слов сказать, наверное, о том, какой велосипед вы брали с собой, в такую поездку? Какой надо брать? Вы перед записью несколько раз говори про фэтбайк, так он называется? С широкими очень покрышками. В какой поход какой велосипед лучше брать?
И.Г. В тот поход, который я тогда шёл, конечно, лучше всего было взять игрушечный велосипед, который можно было бы носить в кармане, он бы меньше мешал! Знаете, даже о таких людях, как мы, которые попадают в такие ситуации, передряги, когда ты думаешь, что поедешь на велосипеде, надеешься на это, а идёшь пешком, есть такой шуточный термин - "рояльный туризм". Он произошёл ещё в 70-х годах прошлого века.
М.К. От слова "royal" или от слова "рояль"?
И.Г. От слова "рояль", да. Когда ребята шли по Кавказу, когда по нему ещё можно было путешествовать более-менее. И забравшись на какой-то пешеходный перевал и потребляя какую-то еду, один из них спросил: "Ну, ребята, ну, хорошо. А почему мы несём на этот перевал именно велосипеды? Ведь мы могли бы принести сюда рояль! Во-первых, на рояле можно было бы сыграть, получить какую-то пользу от его наличия. Во-вторых, мы несли бы его один на всех". От сюда пошло слово "рояльный велотуризм", когда велосипедист вместо того, чтобы ехать на велосипеде, что является целью, участвует в процессе, который называется "вело-понос".
Д.Ж. Кстати, сказал бы такую вещь. Для меня такие длительные велопоходы, ну, проблематичны. Тем что нужно собирать специфическое снаряжение. Главное для меня, не снаряжение, а, там, специфическую информацию, найти попутчиков и так далее и так далее. Должен отметить такую тенденцию, что последнее время в России очень много, мало того, что просто стали проводиться такие соревнования, их стало реально больше. Проводятся спортивные соревнования, марафоны, которые очень популярны в Европе в, таком, многодневном формате. Второй год проходит транс-Байкальная гонка и Рипейский солнцеворот через Уральский хребет. Всегда мечтал поехать на Урал, покататься просто так. Но не получается. А есть такая спортивная гонка, где маршрут уже проложен, идёт сопровождение. Ты безусловно едешь на какой-то результат, но это уже твоё дело, первое место или последнее. Реально в таких местах можно оказаться и достаточно минимальными усилиями.
И.Г. Вот на Байкал бы я не поехал, а вот Урал...
Д.Ж. Меня очень интересовало, я очень сожалею, что я не могу найти заранее в своём напряжённом рабочем графике и в соревновательном, чтобы поехать туда вот так вот далеко.
И.Г. Урал того стоит, а вот Байкал...
Д.Ж. Я смотрел байкальские отчёты, там песок, и не очень сильно отличается от мест, где мы проводим гонки и соревнования в Санкт-Петербурге или по России. Холмы, небольшие горы, песок - ничем нас не удивить. Единственное, что видами на Байкал. Да то, гонка не весь Байкал огибает, а только его половину. А пересечь Уральский хребет - об этом очень много написано, много велосипедных походов, пеших походов именитейших проходило. Я был на Урале с лыжными соревнованиями, мы пересекали его на машине. Но даже из окна автомобиля очень поражают места. И я с таким сожалением предполагал, что я не могу взять, просто взять велосипед и поехать. Потому что это будут дебри, не знаешь куда ехать, всё как-то сложно.
И.Г. Там очень здорово, я ездил по полям, по северному и по южному Уралу. Если в России куда-то ехать, то Урал - это номер один.
М.К. Правильно сделали, что начали рекомендовать нашим слушателям, куда ехать в России, потому что Россия, как правило, terra incognita.
И.Г. Россия для русских!
Д.Ж. Вероятно, вам просто приелась Карелия. Мы люди не местные - мне Карелия очень нравится! В приделах Ленинградской области очень много разных эколандшафтов. Экосистем, ландшафтов, видов. Даже погода - нигде такого разнообразия в России я не видел.
И.Г. Здесь, конечно, можно сказать, что Всевышний не обидел Ленинградскую область для велотуризма, это безусловно да. У нас есть, там, Гробосток, дикий. Лодейнопольский, Подпорожский район, где медведи, барсуки, глухие деревни. Есть Каральский перешеек, с замечательными ландшафтами, озёрами.
Д.Ж. Он, причём, сочетает в себе и ландшафты, и большую очень обжитость.
И.Г. Есть граница между чухонью и России, мы же всё-таки на севере живём. Когда приезжаешь в Лужский район, то можно сказать, что, как Пушкин писал, "Русью пахнет". Там другой ландшафт, такие уже среднерусские. Туда дальше пойдёт псковская область, и эта граница она чувствуется, опытному взгляду, во всяком случае, точно. Ленобласть Всевышний не обидел. Урал - это, конечно, огромная горная страна. Не помню уже, сколько километров она с севера на юг тянется. Там счёт уж на пару тысяч, наверное. И поэтому там есть, например, тундры полярного Урала, там очень интересно. И есть такие невысокие горы среднего Урала, и южнее, там повыше, повыше леса. И, что мне особенно нравится, эти места имеют древнюю историю. И можно сочетать культурную, блин, составляющую со спортивной. Вот у меня был один такой поход, мы ехали по дороге, которую строили в конце XVI века, как ни смешно. Бабиновская дорога. Дорогу мы не нашли, кроме первых 20 км, где известно, как она идёт. Но зато мы посетили интересные места, мы начали в Чердани. Нет, мы начали в Солекамске, такой красивый русский город со старинной архитектурой. А завершили на той стороне, это город Верхотурье, это вообще фантастика. Представляете, вот...
Д.Ж. Демидовские фабрики, там, наверняка, ещё осталась архитектура XVII-XVII в.
И.Г. Это чуть к югу, но, да. Если говорить о Верхотурье, то там что. Полноводная река, которая упирается в скалу и отскалы делает поворот. На этой скале стоит белоснежный кремль. Это фантастически красиво. Просто фантастически красивое место. И сам город, там когда-то была таможня между Сибирью и Россией, когда-то был богатый край, а сейчас там 5 тысяч жителей. Ну, не знаю, 7. Но старинные соборы и храмы, вот этот кремль на скале, в который упирается река. Это одно из красивейших мест такое вот России, которое не, скажем, не испорчено промышленностью, что-то ещё...
Д.Ж. Эти места сочетают не сочетаемые вещи. Я могу вспомнить знаменитый каслинский рыбный базар.
И.Г. Не был.
Д.Ж. "Базар" - слово такое. Просто на берегу озера палаточки, в которых продают безумно вкусную рыбу. А если ехат со стороны Екатеринбурга, то перед этим местом, километров за 50, я запамятовал название этого места. Официально - это самое грязное место на планете. Не помню, как называется город. Отвал какого-то горнообагатительного комбината, который и сера, и всё вокруг задымлено, они тянутся примерно на 10 километров, и всё это сочетается с таким чистым, редким берёзовым лесом. Я центральную часть проезжал, через Миасс - это именно хребет, напряжённая такая дорога. Кстати, что вы скажете по поводу Кавказа? Есть ли там места? Бывали ли вы там, как велотурист?
И.Г. Раньше вообще было очень популярное направление. Когда я пришёл в клуб в 90-е годы, в тот клуб, который мы все называем "старый", для них, конечно, горы номер один - это был Кавказ. И сейчас, когда читаешь велоотчёт какого-нибудь 83 года о веломаршруте какой-нибудь 5 категории сложности, который начинается в Грозном и дальше идёт Шали, Ведено, там, ещё куда-то, Гудермес кончается.
Д.Ж. Как места боевой славы.
И.Г. Боевой славы. Вот и, значит, поэтому как бы, да...
Д.Ж. Я слышал, в Пятигорске очень много велосипедистов, в Минеральных водах. Я сужу по отчётам об экстремальных видах спорта, там регулярно какие-то соревнования устраиваются. Там достаточно много, набирает обороты велодвижение.
И.Г. В Закавказье, кстати, хорошо.
Д.Ж. "Транскавказ" - какая-то из туристических компаний - раздавала на спортивных мероприятиях на такой туристический маршрут, что-то вроде приключенческой гонки они даже объявляли, не знаю, как прошло это не прошло, не прошло, не слышал.
И.Г. Есть западная часть Кавказа, которая на территории России полностью - это плато Лаганаки и вот туда дальше на запад...
Д.Ж. Вспомню, традиционно в Абхазии тренировались спортсмены велосипедисты. И я даже у знакомого видел в этом году, люди туда начали опять ездить после всех этих событий в Абхазии. Съездили в Абхазию, даже, по-моему, в Грузию заезжали. Но это чисто спортивные, с одной стороны, тренировки перед началом сезона. Но я видел отчёты, красивые места, очень интересный рельеф, и я думаю, что через пару лет туда будет ездить очень много людей.
И.Г. Мне в Армении очень понравилось, если говорить об этом регионе. Очень доброжелательные люди, что важно в наш злой век. Так как - не каденсом единым жив велотурист.
Д.Ж. Кстати, мне кажется по поводу билетов, как раз, одно из самых небюджетных направлений.
И.Г. Да. Дороговато.
Д.Ж. Армения, Грузия. Даже, как ни странно, в Такджикистан. Полететь в Европу гораздо проще и дешевле.
И.Г. Это правда. В Европу сейчас цены на авиабилеты - намного ниже. Там, в Германию бывают билеты вдвое ниже, чем в Ереван.
Д.Ж. А скажите, а бывает ли реально вот так вот взять с нуля, собрать группу, скажем, с вашей помощью и с сопровождением куда-то поехать вот именно, может быть, с машиной. Потому что у меня есть такой опыт, у лыжников существует в командах: нужно отправить машину, например, за неделю со снаряжением, а самим поехать на поезде или на самолёте. Реально ли с нуля организовать такую поездку человек на 10, максимум - 15.
И.Г. На "Велопитере" - нет, а вот "Велотур", одна из двух в питерских компаний, от её имени я гидом работаю. Там вполне, да, вполне принято. В этом году я знаю делалась, в этом году по Эстонии так. Просто взяли машину, гида и сделали маршрут по Эстонии.
М.К. Почему-то я совсем забыл, что есть какой-то, какой-то мужчина, у которого, значит, есть свой микроавтобус. И, значит, он как раз по Прибалтике и Скандинавии, и по разным странам (в основном, столицы он берёт), он как раз вместе с велосипедами людей перевозит - 8 человек группа. Стоит недорого...
И.Г. 4,5 тысячи, что-то вроде этого. Скандинавия. Я не помню, как его зовут, он сам по себе это делает.
М.К. Нет, он и гид по городам на велосипеде, показывает куда зайти.
И.Г. Ничего об этом не знаю.
М.К. Я, честно говоря, если найду информацию - в описание нашего подкаста выложу.
Д.Ж. К тому, что есть такие возможности, люди на таком, на полном энтузиазме что-ли этим занимаются.
И.Г. На "Велотуре", кстати, знаю я людей. В Испанию ездили таким же образом.
Д.Ж. В Исландию ездят.
М.К. Там, наверное, невероятно красиво.
И.Г. Я, вот, в Исландии не бывал, был на Кольском полуострове. Как каждый кулик своё болото хвалит, я буду хвалить Кольский полуостров не потому что это моё болото или место, где я стал офицером Красной армии (ещё советской). А место, где очень красиво.
Д.Ж. Кстати, на Кольском полуострове в этом году тоже проходила такая приключенческая гонка-марафон.
И.Г. Там это очень интересно.
Д.Ж. У меня такое мнение, у меня лыжно-сноубордическое мнение об этом районе. Мне кажется, что он немножко скучноват. Я представляю такие летом достаточно однообразно.
И.Г. Для лыжников, наверное, да. А для велосипедиста получается так, что южная часть Кольского полуострова - это зона тайги, а дальше Хибины и Ловозерье. Горные хребты, они рядом, но они разные. Можно в одни горы заехать, потом заехать в другие, и это будет интересно. Потом дальше моё самое любимое место - это фасад Кольского полуострова. в сторону Ледовитого океана. Я там был, правда, летом в августе. Но уже было всё подёрнуто красками осени, такой, жёлто-красной. Северная часть Кольского полуострова называется полуостров Рыбачий (и ещё какой-то). И там такие виды тоже, красивые просто.
Д.Ж. Кстати, немаловажная составляющая таких походов по Кольскому полуострову и в Ленинградской области. Мы, к сожалению, недалеко от границы живём. Какие проблемы с документами могут возникнуть?
И.Г. Оформление пропусков в погранзону - надо.
Д.Ж. То есть на Кольский полуостров.
И.Г. Не на всю его территорию, но на Рыбачий мы оформляли, да. Это считается погранзона, надо писать в погрануправление [на получение] пропуск[а]. Эти пропуска почти всегда выдают.
Д.Ж. А много времени занимает его оформление?
И.Г. Месяц, как минимум.
М.К. Да ладно!
Д.Ж. Даже заметьте, есть много маршрутов таких туристических, велотурстических возле Соснового Бора, там могут возникнуть такие проблемы.
И.Г. У нас одну группу, значит, поймали за то, что какой-то паренёк решил сфотографировать...
Д.Ж. Там же закрытая территория.
И.Г. Да. ...ЛАЭС. И этот паренёк имеет уникальный в масштабах России опыт: он за несколько часов побывал в лапах всех силовых структур в России, кроме ФСКН. Сначала его взяли просто какие-то охранники, охранники передали полицейским, полицейские передали ФСБешникам. Кстати, ему помогла карточка клуба "Велопитер", потому что когда его спросили, "ну, ты вот шпион - фотографировал территорию атомной станции из-за забора. Чем ты мотивирировал свои действия, куда хотел продать эти сведения?" А он говорит: "А у меня есть карточка, что я нормальный!"
Д.Ж. Все такие - фотографируют, что ни попадя: "Объяснить свои действия не могу!"
И.Г. "Объяснять свои действия не буду, здесь все такие!" Ну, мне оттуда звонили, спрашивали.
Д.Ж. "Вы "Велопитер", у вас все такие ненормальные?" - "Все!" - "Ну хорошо, ладно".
И.Г. На полном серьёзе, это так и было.
М.К. На полном серьёзе нам пора заканчивать сегодняшний выпуск. Конечно, о велотуризме можно говорить бесконечно. По-хорошему, я, конечно, проникся к вам, господа, завистью. Потому что вам удалось на велосипеде объездить столько всего...
И.Г. Присоединяйтесь.
Д.Ж. Завидовать не нужно - вокруг Питера очень много интересных мест. Я даже готов похвалиться, каждый день я совершаю тренировку, я перед работой проезжаю километров 30-40. Никогда бы я на заре своей юности или даже в сознательной жизни не мог бы подумать, что в расцвете сил, куча интересов, я вдруг буду совершать такие длительные прогулки на велосипеде. И вдруг я буду проезжать, к примеру, через Царское село. Красивейшие места и теперь, слава Богу, могу себе это позволить совершать хотя каждый день до работы и после.
М.К. Видите, друзья, многое приходит с возрастом. Вы не ждите, уже сейчас обзаводитесь велосипедами, приходите в специализированные магазины и в специализированные клубы. Составляйте себе маршруты, путешествуйте. И спасибо за то, что слушаете нас! Ищите podster.ru в своих мобильных девайсах и остальных. Спасибо, Илья, большое, что поделились опытом. Ещё раз пригласим. Но в следующий раз мы будем сутки сидеть уже!
И.Г. За бесплатный кофе - сколько угодно!
М.К. Денис, спасибо тебе тоже, экспертное мнение. Ещё раз спасибо - услышимся обязательно через неделю.