Podster.ru представляет: Всё о велосипедах. Центр полезной информации
М.К. Всем привет! С вами Миша Кокин, и сегодня снова подкаст "Всё о велосипедах". Я напоминаю, что каждую неделю мы собираемся в этой нескромной студии ночью, поздно ночью и говорим о совершенно сакральных вещах. Мистерией этой являются велосипеды, их применение, зачем они такие, на двух колёсах, почему такая конструкция, ну, и много разных вещей. И вот сегодня мы поговорим о вещи, которая требует очень серьёзной морально-физической подоготовки. Мы сегодня поговорим о всяких продёргах, евродерках и всяческих других приёмах. Словом, о велотриале. Который, как я понял (я всё это нашёл в общедоступных источниках информации), зародился в Испании. Это такой детский мототриал. То есть когда-то эти спортсмены-байкеры, будем их так называть, решили, что детям тоже надох занимать вот этим видом спорта и придумали для них велосипеды, чтобы они тренировались, - так родился велотриал. Потом он переехал в С.Ш.А., и так и родились две школы: школа в С.Ш.А. и школа велотриала в Испании. Если я в чём-то не прав, в нашей студии есть люди, которые могут с полным на то правом меня поправить. И это - Алексей Иванов, у которого своя школа велотриала, который в этом съел собаку, а, может быть, и двух. И Денис Жук, член команды "ВелоДрайв-Bonan Zanon", автор множества публикаций по велотематике и многим другим темам. Креативщик, словом. Друзья, привет! Привет, Денис, привет Алексей!
А.И. Здравствуйте!
Д.Ж. Здравствуй!
М.К. В чём я не прав, где я ошибся? Вот по поводу велотриала, правда, от мототриала он, действительно, родился?
Д.Ж. Да, это так. Совершенно.
М.К. То есть вначале катались в Испании какие-то мужики на мотоциклах и решили, что их дети тоже должны этим заниматься, придумали велосипеды - так они появились. Кстати, какие появились велосипеды, что такое велосипед для триала? Чем он отличается от обычного городского "Stells"а?
Д.Ж. Я, как человек со стороны, сказал бы, что велосипед для триала больше похож на палку с двумя колёсами.
М.К. То есть это вот тот самый велосипед, где рама, два колеса и практически ничего нет.
Д.Ж. Седло не обязательно, лишь бы был хотя бы задний тормоз!
А.И. Лучше два тормоза. Нет, на самом деле, велотриал, он вырос из мототриала, всё верно. Родилось это всё на стыке BMX-движения, довольно-таки популярного тогда в Штатах, и перетекающего тоже в Европу. В Штатах триал, как сказал один товарищ, так и остался приёмным сыном велодвижения Америки. Нет ни одного сейчас человека [из США.], кроме такого товарища - Райн Лич, он жил какое-то время в США. (или живёт сейчас, не имею данных), - который представлял бы что-либо на мировой арене, всё, что есть на мировой арене сейчас - это Европа. Преимущественно, Испания, немножко Франция, Бельгия. Как-то так. Велосипеды для триала подразделяются на два типа. Изначально это был велосипед модифицированный, его ещё называют "мод", в простонародии. То есть велосипед с колёсами 20-дюймовыми, как на BMX-е или на обычном "Аисте". Как ты говоришь, "Stells", который гоняет по городу. В общем, похожие на BMX, только туда ставили более серьёзные тормоза, куча всяких доработок, куча всего. В это, конечно, привнёс очень большую лепту - насколько я вижу и изучал этот вопрос - Ханс Рей.
Д.Ж. Легендарный гонщик!
А.М. Легендарная личность, он очень круто развил велодвижение в принципе. То есть человек, у которого было в году до 200-300 выступлений, где он рассказывал...
Д.Ж. Могу похвастаться, я видел выступление Ханса Рея в живую на московской выставке, по-моему, это был 98 год. Это был такой фурор, это толпы детей, ходили, смотрели...
М.К. А сейчас-то жив?
А.М. Да, конечно, он же здравствует.
Д.Ж. Да, он жив. Такая, на самом деле, хорошая история спортсмена, постоянно связанного с одной и той же группой компаний велосипедных. Обычно в велосипедном спорте спортсмены скачут от одних хозяев к другим.
М.К. То есть нашёл спонсора себе.
Д.Ж. Да, причём, у него сложились очень хорошие отношения с "Adidas", "GT" и, по-моему, с "Лукойлом", кстати говоря.
А.М. "Okledge", по-моему, какое-то время спонсировал.
Д.Ж. Это другой вопрос, "Adidas" в этом смысле поборолись за Ханса Рея. В течении последних лет 5-7 он занимается промо-турами, в основном. Причём, в рамках этих поездок не только снимаются какие-то фильмы, как экстремалы это делают, а осуществляются гуманитарные программы: привозят велосипеды в Африку дешёвые, учат ремонтировать. То есть пытаются сделать некую велосипедную...
А.М. Создать рынок тех стран, где, в принципе, его нет.
Д.Ж. Инфраструктуру, да. В тех местах, которые очень интересны велосипедистам. В которых нету велосипеда, как такового. И самое удивительное, что эти его программы - ну, краем глаза вижу, как всё это происходит - в течение лет 5-7 проходят и привлекают к себе очень большое количество внимания. То есть такого шоумена, как Ганса Рея, сложно найти в велоспорте.
А.М. Да, он больше не какой-то там титулованный чемпион (насколько я знаю он был чемпионом два раза).
Д.Ж. Да, совсем немного.
А.М. Да, немного. Это просто была такая, очень яркая вспышка. Он идеолог - могу сравнить со Стивом Джобсом.
М.К. Итак, что мы выяснили: был некий Ханс Рей (и есть) - идеолог, великий философ велотриала, который немного побеждал во всех этих соревнованиях, но всего любили, потому что он помогал детям Африки ездить на велосипедах.
Д.Ж. И потому что он отлично катался. И катается до сих пор!
М.К. И ездил он на велосипеде модифицированном...
А.М. Не только. Не только: у него был первый контракт с "GT" (и, по-моему, единственный оставшийся). Изначально он был, да, модифицированный. И триал был более приспособлен тогда к модифицированным велосипедам, потому что это было проще. Я лично катаюсь на таком велосипеда. У меня были периоды в жизни, когда я собирал себе другой велосипед, который называется "сток" - соответственно, стандартный. Это что-то похожее на горный велосипед, но от горного велосипеда, обычного, там только передачи (сейчас уходит вот это всё) и 26" размер колеса. И, кстати, "GT" подтолкнуло, что у нас в триале есть и мотосток. Потому что идея "GT", идея Ханса Рея была.
Д.Ж. Это была первая крупная велосипедная компания, которая продавала велосипеды везде, в том числе и в России, официально. Причём, не серым образом, а открыв представительство. И в начале 2000-х вдруг появились в каталоге велосипеды стоковые для триала. И вдруг появился серийный мод.
А.М. Стоил - по тем временам - очень приемлемую сумму - 600 долларов.
М.К. Давайте разберёмся, сколько сейчас стоит велосипед для триала?
А.И. Прежде чем разберёмся с ценами, давай дорасскажу откуда "сток", откуда "мод": то есть "GT" это очень сильно стимулировало. Им же как компании было очень интересно чтобы был промо-эффект, реклама хорошая. Было важно показать не то, что особенные люди покупают себе особенные велосипеды и делают что-то особенное. А то, что обычные люди берут обычный велосипед горный, с маленькой ростовкой, опускают седло очень низко (контр-амортизатор или он очень короткого хода...) - и могут делать те же самые трюки. И все видео обучающие Ханса Рея - он чередует и катается и на "стоке" "GT", и на моде. Я смотрел моё первое видео, оно мне очень запало, там был "мод", и до сих пор я из всей мировой элиты могу двух-трёх спортсменов перечислить, чьи триалы на "стоке" мне смотреть приятно. Я лучше посмотрю топ-10 на "моде", это, наверное, интереснее, эстетичнее, чем что-то другое. А по стоимости: друзья из Поднебесной решают вопросы очень сильно: раньше это был большой дефицит, раньше можно было заказать тормоз и ждать его пол-года. Сейчас очень много в наличии, очень много диллеров. Ну, ценник, в среднем, если новый, от 20-30 тысяч рублей и до 3-4 тысяч евро. Дороже 4 тысяч евро я не представляю, что там может быть уже. Вроде нет таких даже.
М.К. То есть это велосипед о двух колёсах с усиленной рамой, с какими-то там тройными, может быть ободами...
А.И. Нет, двойными. У меня, допустим, одинарные. Многие pro-компоненты делятся на разные серии, и я могу сказать, что, когда начинал и был ресурс, где можно было купить какие-то запчасти, даже какие-то старые детали от горного велосипеда, которые переделали под триал, казалось нормально. Сейчас, если выложишь объявление о продаже вот этого барахла, тебе скажут "выкинь его". Сейчас огромный ассортимент, и я удивляюсь, насколько сейчас всё это доступней стало. Я года полтора не интересовался покупкой просто: катался и что-то делал для себя. А тут залез и обалдел: то есть цена велосипеда поднялась, людей больше, которые покупают велосипед. Но они хоть появляются, раньше их вообще не было.
М.К. Ну, ладно - купил ты себе велосипед, и что дальше? Где кататься? Чем отличается от мототриала, который, собственно, его и породил? Давайте, Денис ответит... Пришёл ты на горку, куда? Поставил всем брёвна - как это происходит?
Д.Ж. Смотрите, чем отличается от мототриала? - Двигатель четырёхцилиндровый находится в груди, другой вес, другие амплитуды...
М.К. Если двигатель в груди, то выхлоп где?
Д.Ж. Вокруг. Аналогия издалека - сказка про Колобка. Он всё время катился-катился-катился - так же и мы на велосипедах - катимся и катимся. А тут - бах! - на пути у Колобка бревно. Он делает "банни-хоп" и перепрыгивает через него. Через медведя бы он, наверное, сделал бы "тач" через морду и всё было бы хорошо - ушёл бы от всех.
М.К. А в каком случае он сделал бы, упомянутый мной, "евродерок"?
А.М. Я очень сильно в терминологию не ударялся, но это, насколько мне мои данные подсказывают, такой прыжок... Разделяют два [вида продёргов]: допустим, ты колесо ставишь на препятствие, заднее стоит в исходном положении на земле, обычно. И ты продёргиваешь велосипед, на положение переднего колеса выставляешь заднее. Кто-то называет, что он подъезжает с маленького разгона, когда очень ограниченное расстояние, на препятствие которые по высоте равно, когда ты можешь заехать чуть-чуть передним колесом, не закидывая. И в это время ты делаешь подкрут и подставляешь туда заднее. Но я такие извращения не практикую, я очень стараюсь быть рациональным. Я не делаю каких-то лишних движений, я до сих пор не умею прыгать на переднем колесе, мне это вообще не мешает никак. Это красиво, но зачем?
Д.К. В итоге, кататься везде - в доме, в коридоре, по лестницам - весь город приспособлен очень хорошо для занятия велотриалом.
М.К. То есть это паркур на велосипеде?
А.И. Да, хорошее название. И если так брать, брать массы, то от триала родилось очень много направлений. Одно из направлений - это "стрит-триал". Или "стрит". Много элементов "триала", которые позаимствовали, им добавил скорости просто. Или люди стали исполнять - "банни-хоп" тот же. То есть триал позволяет как-то интереснее и быстрее передвигаться из точки "а" в точку "б".
М.К. То есть это ерунда запрыгнуть петербуржцем на поребрик, москвичам - на бордюр.
А.И. Доехать купить куру-гриль, или как это у них называется. А вообще, если брать триал не как субкультуру, а как спорт (в официальный реестр он внесён), то всё печально: кататься мало где есть. Если ты хочешь расти, во-первых, нужно тренироваться, во-вторых нужен тренер, в-третьих, нужна методичка, которые только сейчас зарождаются. Триал абсолютно неизученный спорт, непонятно, какие мышцы там работаются. То есть, если мы берём лыжный спорт, то там людей качают четыре года, теорию-методику физической культуры: какую нагрузку дать, что будет, что так сделать, а что вот так.
М.К. То есть в триале непонятно, какую группу мышц качать?
А.И. О.Ф.П. - оно есть О.Ф.П., вопрос не в мышцах. Я занимался лыжными гонками - там была, допустим, имитация шаго-прыжковая, имитация стрельбы, и, причём это работает. Роллеры летом: если ты прыгаешь в "пайпе", то ходишь обязательно на батут. И это тебе помогает. В триале непонятно что.
Д.Ж. В триале, мне кажется, поможет.
А.И. Зачем?
Д.Ж. Общая координация. Я понимаю, что через голову человек в критической ситуации летит, но...
А.И. Кувырки. Кувырки. Я делаю, допустим, когда цели тренировочные и позволяет зал, 6 кругов в одну сторону, шесть - в другую, и пока ты себя не теряешь... В начале я делал 6 кругов в одну и мне было уже хорошо.
Д.Ж. В велотриале часто передвигаются по каким-то ограниченным же поверхностям.
А.И. Баланс, да, есть тренировки. Но опять же с велосипедом.Д.Ж. Опять же, хотелось задать вопрос: катаюсь я очень давно, шарахаешься от даун-хилл - вот теперь я кросс-кантри катаю, марафоны - триал как-то входил в сферу моих интересов, прикладные какие-то вещи. "Банни-хоп", естественно, базовый трюк, который обязан любой хороший велосипедист знать.
М.К. Давайте объясним, что такое "банни-хоп".
А.И. "Банни-хоп" - это... (Тем, кто катается на скейте, упрощаю, - это что-то похожее на "олли".) Это прыжок через препятствие от 10 см до полутора метров.
М.К. То есть когда ты немного переносишь вес тела назад, поднимаешь руль и потом как-то заднее колесо поднимаешь.
Д.Ж. Обобщённо, да. Прыжок на велосипеде, но сделанный с хорошей техникой, которая позволяет его сделать с большей амплитудой, если ты просто его поддёргиваешь. Если будешь делать в последовательности, отрывать сначала переднее, а потом заднее колесо - это тебе позволит прыгнуть выше, но с меньшими усилиями.
А.И. Или дальше. Если это нужно, вообще, в принципе, в триале ты являешься таким моментом: у тебя есть пара сил: одна сила - это твои руки, прикладывают к рулю эту силу. Вторая сила - это ноги, которые прикладывают к педалям. По-сути, практически все прыжки в триале - это вращение велосипеда относительно себя в разных плоскостях.
Д.Ж. Вопрос к тренировке баланса. Я когда использовал техники триальные в тренировках своих. На тот момент, лет 10 назад, все тренировки, тренировки баланса - они заключались только в использовании велосипеда. Я думаю поможет большинству людей, начинающих, если вы скажите, есть ли какие-то техники, позволяющие тренировать баланс без велосипеда?
А.И. Я могу сказать, опять же повторюсь - спорт не изученный. Я сейчас начинают тренировать детей, взрослых - я начинаю давать им то, что по силам, начиная с баланса, обязательно, они учатся стоять просто на месте. Я не могу сказать, про что-то без велосипеда. Возможно, что-то есть, это пока не изучено, не внедрено. Я точно знаю, я убеждён, что триал (и баланс) - это спокойствие в твоей голове. Это твоя уверенность. Потому что триал - это отсутствие суеты. Это никаких лишних движений. Я полтора года активно не тренировался, но я очень сильно работал со своей головой: я учился позитивно мыслить, я учился быть уверенным и так далее, и так далее. Я сел на велосипед - я не могу сказать, что баланс я потерял сильно. Хотя раньше до этого, когда у меня были перерывы, меня "колбасило". Тут я считаю, что мне лучше стало даваться, когда я перестал париться, что я могу упасть.
Д.Ж. Я даже готов немного обобщить: все велосипедисты, которых я знаю, с большим стажем, особенно, профессиональные спортсмены, они люди счастливые, уверенные в себе, и в себе самом заключают некий баланс. Велосипед относится к категории циклических видов спорта. Не имея баланса в душе, физического, ментального и душевного - ты не сможешь достичь максимальных результатов. Опять таки экстремальная часть спорта - это длительные гонки. (Я марафонами сейчас занимаюсь.) Чем больше гонка, тем большее имеет значение, есть ли у тебя в душе некое спокойствие. Оно позволяет тебе не только сконцентрироваться на нужной цели, оно позволяет тебе не делать лишних движений. И каждый велосипедист, если это понимает, с большим стажем велосипедист, он эти навыки, некий принцип велосипедный цикличности, он в себе содержит. От этого, ещё раз говорю, многие мои друзья велосипедсты (вы демонстрируете это моё мнение очень хорошим образом) - они счастливые, довольные собой и жизнью люди. Я живу в этом велосипедном спорте очень давно. Не буду говорить громких слов, что положил всё ради него. Нет, просто моему характеру, моей душе это очень похоже. Я вижу много знакомых, профессиональные спортсмены. Один мой хороший знакомый до сих пор, вот сейчас участвует в выездах, профессиональной гонке. Много спортсменов-любителей. Я вижу вот эту вот умиротворённость в глазах. Я вижу, несмотря на то, что человек едет, в полуборьбе видно искажённое лицо, гримасы последнего усилия, но всё равно, все велосипедисты, которые катаются и любят это дело, - они все спокойные, довольные и умиротворённые люди.
М.К. Наверное, все родители хотят, чтобы их дети росли именно такими. Со сколько лет можно заниматься велотриалом? Вообще велоспорт обычным? У тебя же своя школа, со скольки лет к тебе приводят детей?
Д.Ж. Производители велосипедов позволяют это делать почти что с полутора, с двух лет.
М.К. То есть есть официальные какие-то данные, связанные с...
Д.Ж. Детские велосипеды вообще рассчитаны на такой возраст на такой рост и на такие физические данные.
М.К. Это четырёх-колёсные или какие?
Д.Ж. Двухколёсные даже уже.
М.К. Не может быть, двухлетний ребёнок?
Д.Ж. Конечно, приходит к вам двухколёсный велосипед с приставными колёсиками, но очень много детей знакомых, которые катаются с двухлетнего возраста на двух колёсах, абсолютно нормально, адекватно дети ездят.
А.М. По поводу школы могу сказать, что она только несколько месяцев функционирует, и фаза активного набора будет, когда начнётся учебный год. У меня есть контакты определённые людей, с которыми я взаимодействую. Компания "Велодрайв" оказывает нам поддержку. И другие есть компании. И я могу сказать, что учусь в этом плане, подбираю возраст. В мировом зачёте U.C.I. - в 8-9 лет ты можешь участвовать уже в зачёте. Я планирую, чтобы у меня были дети 8, может быть, 7 лет - буду консультироваться. У меня есть товарищ-партнёр в Москве - председатель Комиссии по велотриалу при Федерации Велоспорта России - мы с ним вместе работаем, Олег Ефимович Цирельсон, у него есть определённые рекомендации. И у него есть опыт - он вырастил несколько чемпионов России, сейчас женский зачёт они развивают. Есть ошибки определённые: то есть люди, когда начинали, это заканчивалось всё грыжами межпозвонковыми - это очень неприятно. То есть сорванными спинами. Потому что разные нагрузки, и обязательно я знаю, чтобы не было надорванных спин и чего, обязательно - О.Ф.П. У нас сейчас будет зал, я обязательно один раз в неделю уделять внимание именно спине. Потому что граница очень тонкая между здоровьем в спорте и увечьем. Я знаю людей, которые не показали никаких результатов вообще толком, но из-за того, что они неправильно тренировались, у них такие проблемы со здоровьем, у меня сейчас у папы в 64 года такие проблемы.
М.К. Давайте я проведу промежуточные итоги нашей беседы. "Велотриал" - спорт, который завёлся в Испании, переехал в США, из США снова в Европу. И даже те, кто в США им занимались махнули в Европу, старую матушку и там основали кучи всяких соревнований, в которых участвую даже дети 8-9 лет. Это касается Международной Федерации Велоспорта. То есть уже в раннем возрасте уже можно стать реальным чемпионом мира.
А.И. Да, абсолютно.
М.К. А что в России происходит (ну, с любительским, понятно - люди катаются на улице - в Петербурге на Дворцовой площади, в Москве ещё где-то, видим этих людей, которые берут препятствия прямо в городе или за городом) с профессиональном спортом и что происходит в мире? Как Вы, Алексей, говорили, что Европе все чемпионы и живут, чемпионы мира, я имею ввиду. И, соответственно, чемпионы Европы. А что у нас в России, есть ли у нас чемпионы, кто наступает на пятки, вставляет палки в колёса этим чемпионам?
Д.Ж. В затравку триальщикам, что называется, - в России есть чемпион по горному велоспорту, в категории кросс-кантри. А могут ли триалисты похвастаться подобными успехами?
А.И. Суть в чём. Что такое кросс-кантри? - Это прямое отражение маунтин-байка. Как пришёл в маунтин-байк 80-м году в СССР, "Старт-шоссе" появилось, какие-то передачи, люди сами стали что-то варить... Общался с людьми, один мой товарищ очень много дал в плане знания велосипеда, возможно, вы его знаете, если услышит буду рад, благодарю, - один из первых чемпионов по кросс-кантри, член команды "Scott-бивуак" Сергей Покидько, ему сейчас 43, по-моему, года. Я у него работал, очень интересная личность, очень много рассказывал, как они варили тандемы, что-то делали. Так вот, я к чему: прошло время, прошло уже почти 30 лет, и спорт стал массовым, довольно-таки. Вот был марафон, сколько у вас в зачёте в старте? 600?
Д.Ж. Там было много, не менее 500 человек.
А.И. 600. Знаете, у нас скоро соревнования будут 25го числа...
Д.Ж. Человек 20, в лучшем случае.
А.И. Зарегистрировано сейчас 15. В трёх категориях. И момент такой: кросс-кантри - это естественное продолжение велосипеда, это езда по пересечённой местности. Потом добавляется подъём-спуск-ускорение, стратегия-тактика и т.д. Велотриал, в принципе, - это не естественное использование велосипеда. Это раз. Второе - для этого нужен специализированный велосипед. Если мы берём что-то серьёзное. Но прежде всего - желание, желание быть белой вороной, быть высмеянным. Когда я катался в 2003-2004 годах у себя в Луге, есть такой город по Питером. Когда ты одеваешь каску велосипедную, когда ты снимаешь седло, чтобы оно не упиралось на приземлениях никуда - тебя считают дебилом, и к этому нужно быть готовым. И могу сказать, что триал пришёл в России 95-96 году, когда приезжал Ханс Рей, Сергей лежал под колёсами у ханса в этом во всём безобразии, он был волонтёром. Даже есть фотография, футболка там: "From Hans Ray to Sergey" - туда-сюда. И триал так и не стал массовым видом спорта, хотя прошло больше 10 лет. По разным причинам...
Д.Ж. Но он и в мире не является массовым видом спортом.
А.И. Я как-нибудь покажу видео на "Vimeo", если у нас будет возможность - комментарии или ещё что-то ссылки, Психея просто! Дети, как ты сказал, - 2-3 года, 10-дюймовые, наверное, колёса - самокат для триала. Дощечки положены крест-накрест и дети вот так вот переходят - вверх-вниз, вверх-вниз - рёбра считают. Уже с этого! Второй момент: в Испании чемпион мира - национальный герой: чуть ли не с трона к трапу и так далее, так далее. Люди готовы во Франции в 200 км. от Парижа стоять с зонтом под дождём...
Д.Ж. Это речь вообще об отношении к спорту...
А.И. Люди готовы пойти навстречу, администрация города, в Венеции, в Италии, ещё где, готовы пойти навстречу, чтобы балконы домов - это были трибуны.
Д.Ж. Но, на самом деле, мы можем о таком в любом виде спорта вспомнить. Все хорошие классически гонки в Италии, во Франции проходят в черте города, стартуют из самого центра. Вспомним Лиссабон, "Red bull downtown", гонка с 10-летней историей, где даунхилл проходит по улицам, по столам, по комнатам некоторых людей. Это печально, но факт, это просто отношение российских людей к спорту.
А.И. Культура, менталитет...
Д.Ж. Есть знакомые хорошие, которые ездят во Францию, Италию, встречают знакомых спортсменов где-то на перевалах. Есть. Нас немного, давайте будем гордиться тем, что имеем к этому отношение и как-то так поступаем сами, пытаемся развивать. Но речь не об этом: вы имеете ввиду, что если будет ковровая дорожка, то у нас через два года появится чемпион мира.
А.И. Нет-нет-нет, я не договорил просто. Смотрите, сейчас, по-моему, максимальное в общем зачёте, есть два человека очень интересных мне, опять же в команде у [Олега] Ефимыча [Цирельсона], - Михаил Суханов и Тимур Ибрагамиов.
Д.Ж. Суханов ещё катался, когда я следил за этим...
А.И. Да-да, он уже лет 10 катается, наверное. Они вдвоём... Есть ещё Сергей Бандеров...
Д.Ж. Я хотел спросить, Бандеров катается или нет!
А.И. Да, да, такой, просто уважение ему!...
Д.Ж. Это человек-ракета, который появился на российском, на московском... На первых московских соревнованиях по триалу крупных.
А.И. На шоссейном велосипеде.
Д.Ж. И вдруг - раз! Он чуть ли не первым становится, был такой шок! Человек появился из ниоткуда...
А.И. Третий или четвёртый. Из Казани.
Д.Ж. Опять-таки - будущий кумир, в принципе. Как приятно, мы уже говорим о российской велосипедной истории, я первый раз в жизни это ощущаю - уже легенды есть. Человек появившийся на соревнованиях и порвавший всех! Люди, с которыми я катался по Москве (я не триальщик был, но многие катали и триал, даун-хилл, фри-райд), долгих лет жизни им и катания на велосипеде, когда вдруг они с открытыми широко глазами говорили: "Кто, кто этот человек, кто нас порвал?"...
А.И. Катается до сих пор. Я был в Курске 4-5го июля на соревнованиях, это был Чемпионат России: первое место занял Тимур Ибрагимов (у них с Мишей всегда такая борьба), второе - Михаил Суханов, третье место был Сергей Бандеров. Ещё сейчас молодая звёздочка восходит, очень такая амбициозный, не то что безбашенный, но правильно агрессивный, Павел Борисевич, товарищ молодой, 91го года всего лишь. На этапе в Москве он занял, если я не ошибаюсь, второе место.
М.К. В Питере будут соревнования, давайте скажем?
А.И. В Питере организуются соревнования в Приморском районе 25 сентября. Но это просто что-то... Больная тема - недорассказанный мой ответ на твой вопрос, почему у нас триал не такой массовый. Не чемпионат это, просто какой-то фестиваль и в рамках него проводятся соревнования. Я респектую людям, которые это делают, но... Я проводил соревнования в Луге, и каждый раз у меня всегда была печать коммитета по молодёжной политике и спорту. Это целая история, зимой нужно было найти зал в 1200 квадратов, ржака. Я всегда делал этот чемпионат, как первенство города. Пускай катаются там 5 человек, но приехали гости, приехало 30 человек. Если мы берём Россиию, то ездит человек 50, максимум, это вообще - потолок.
М.К. Но! Вот, что мне интересно, я слушаю и слушаю вас, и что приходит на ум. Всё-таки велотриал и экстремальные виды катания на велосипедах, такие как популярные X-games, где люди по рампам катаются, я не вижу здесь принципиальных отличий - и там, и там прыгают, падают, используют одни и те же приёмы. В чём отличие? Или ни в чём?
Д.Ж. Нет, смотрите, вы смотрите с нашей, российской, так скажем, колокольни. Для нас, что до X-games, что до триала - очень далеко. И то, и другое, с точки зрения продавцов, с точки зрения СМИ, являет просто информационным поводом лишний раз вспомнить о велосипеде, привлечь лишнее внимание к нему. И, в принципе, не более того. BMX - то, что как-раз в X-Games творится, там, верт, рампа, гоночный BMX, парковые дисциплины - они превратились в субкультуру просто. У BMX тоже такая судьба, вот я смотрю по России, по миру - у BMX судьба вовлечь в велосипед, детей.
А.И. Да, в Америке, практически у каждого, у 9 из 10 детей есть BMX, они ездили на нём в школу, пока им не разрешили взять машину у папы или они не сдали на права.
Д.Ж. В принципе, в России то же самое. Большинство моих знакомых, как ни печальная их судьба - я со многими молодыми гонщиками вместе начинал кататься и просто любителями. Триальщик Кирилл, подавал надежды мальчишка - как только падает интерес, на горизонте появляются девочки-машины - всё. Очень мало соревнований. Опять-таки, можем с вами печально вспомнить год, когда последний раз проводились - не помню статус соревнований в СКК - по триалу...
А.И. 99-ый, "ростек"овская выставка.
Д.Ж. Выставка закрылась, в СКК уже не проводится, грубо говоря, её опять объединили с мотоциклетной - и всё, велосипедистам это не интересно...
Д.Ж. Нет, смотрите, всё немножко по-другому. Вы со своей стороны, опять же смотрите, Денис. Велосипедная выставка в СКК и соревнования в СКК не имеют ничего общего с развитием велотриала, как массового вида спорта. Ничего общего - абсолютно. Нужно быть идеологом, нужно быть миссионером, нужно быть проповедником. Если ты проводишь просто соревнования... Мы берём, к примеру, продающее тексты - к примеру. Текст какой-то: "У нас картошка 3 рубля". И что? Я купить должен или что, даже телефона нет. У нас такие соревнования, похожие на составление такого текста. Тупорылого. Не знаешь куда с этим ткнуться. Просто у меня наболело, я на протяжении 5 лет всё это наблюдаю. Почему у меня пришло решение весною делать именно школу, не соревнования, а школу. У меня была мечта 3 года назад организовать либо школу, либо крупные соревнования. Я понял, что сейчас наступает та пора, когда на триал где-то, что-то, какие-то деньги начинают выделяться, небольшие. (Вот я сейчас дерьмеца подолью.) И эти деньги начинают пилиться: вот мы построили площадку какую-то и что-то распилили. Пусть даже не пилятся: пусть выделили 500 тысяч и все эти 500 тысяч потратили на площадку. Окей, хорошо, но кто приедет на эти соревнования? Круто, что соревнования делаются, но люди начинают заморачиваться над уровнем организации события. Они не понимают, что на это событие скоро никто не приедет. Никто, абсолютно. Потому что они организовывают это событие...
Д.Ж. Но они организовывают его, прежде всего, сами для себя.
А.И. Момент такой: нельзя быть коммерсом. В спорте - 100 процентов, я убежден. Нужно быть за идею. И только тогда ты начнёшь зарабатывать в этом спорте, если ты хочешь зарабатывать. Я поэтому не ставлю идей зарабатывания на секции. Пока что. Пока у меня не будет целевая аудитория 2 процента.
Д.Ж. Хорошо, мы не зарабатываем денег. Но мы должны иметь деньги, чтобы это делать. Я, к сожалению, обладая знанием, опытом организации подобных мероприятий, подобных школ, правда для горных, понимаю, что какие-то деньги нужно тратить.
А.И. Именно поэтому я не пошёл по пути, к которому пришли все триалисты. Ты вот затрагивал, Денис, что девочки, машины - так и есть. Либо женщина, съёмная квартира, всё - бытовуха. Я смотрел на это и мне было страшно. Всё что я понял в своей жизни - я не должен работать за деньги. Я должен создать что-то, что будет мне будет приносить эти деньги. И последние три года я это создавал. Вот вопрос: должен быть у людей, которые продвигают триал, либо источник доп. финансирования - и подумать нужно об этом заранее, - либо нужно зажать зубы и год-два расширять свою целевую аудиторию. Когда уже будет больше людей в самой секции, когда будет больше катающихся, а не бешенный какой-то уровень организации соревнования, тогда мы получим больше спортсменов.
Д.Ж. Прошу заметить, при этом, он счастлив, при этом у него глаза горят!
М.К. И всё это - "Здоровая цель" - это название твоей школы, как я понял.
А.И. Буквально на этой неделе запускается сайт: здороваяцель.рф.
М.К. Сколько стоит привести ребёнка в твою школу?
А.И. Это бесплатная секция. Я со своей стороны хочу выразить очень большую благодарность директору 543-ей школы, Татьене Анатольевне Кравчук, она нас приютила.
Д.Ж. Где школа находится?
А.И. Московский район. Рядом спортивный комплекс "Жесть". Я там занимался и подумал, что было бы хорошо сделать секцию при школе общеобразовательной. Я сейчас много делают встреч - с администрацией Московского района, мы будем делать площадку, я достал материал, разрешение. И она бесплатная и я хочу, чтобы как можно больше людей в неё приходило.
М.К. А взрослый может придти?
А.И. Да, может. Не то чтобы я меньше ему рад, я рад взрослому, но я хочу видеть малышей, потому что хочу вырастить чемпиона. Потому что я начал триал в 14 лет, мне - "А". - Мне хватило денег, у меня был велосипед за 200 долларов на стальной раме.
Д.Ж. В триале велосипед на стальной раме - всё равно, что деревянные игрушки в детстве...
М.К. Которые прибиты гвоздями к потолку.
А.И. Я зарабатывал. Единственное, с первым триальным мне помогли родители, а всё остальное - это сам-сам-сам, я только сам себя обеспечивал. И мне не хватило времени немножко. В какой-то момент, в 19-20 лет я понял, что я не чемпион России, я не чемпион Питера, может быть, даже. Да, я был в призах - второе-третье место - меня кто-то знаешь, слышал. Сейчас я катаюсь немножко хуже и мне не сложно заявиться в категорию более любительскую, чем профессиональную. Я для себя понял, что я организатор и я человек, который продвигает этот спорт, мне интересно быть с этим долго. Я буду рад и взрослым, у меня есть люди и 20, и 26 лет, и юноши, и девушки...
М.К. И всё-таки, есть ли ещё другие триальные школы в Питере и вообще в России.
А.И. Пиар делать не буду.
М.К. Скажи...
А.И. Сложно назвать это школой. Есть какая-то секция на бумаге, куда кто-то типа ходит. Если вы придёте к нам на тренировки - вторник, четверг мы работаем с 10 утра до 12 дня на станции метро Московская. Пока мы только учимся брать бордюры на открытой площадке. Сейчас я закончу согласование всех построек и мы будем строить массивную такую массивную площадку в Московском районе. И будем это делать. Это будут, наверное, вечерние часы. Придёте во вторник - у меня тренировка, придёте в четверг - у меня тренировка. Придёте после 1 сентября вечером - у меня тренировка. А в Москве есть несколько школ, две школы есть. В одной как дела обстоят я не знаю, она частично платная. А во второй как раз Олег Ефимович (Цирельсон) - у них на базе МосКомСпорта что-то есть. Они делают что-то: тяжело, медленно, еле-еле, но как-то пытаются выживать - у них тоже бесплатная секция.
М.К. Что нужно, для того чтобы продвигать школу, мы уже поняли, в принципе. Нужна пробивная сила, желания и цели; администрация может, если ей всё грамотно обрисовать, помочь. Но, какие вообще площадки используются для триала? Я так понимаю, что есть какие-то крытые площадки, я имею ввиду те же спортзалы, есть стадионы, есть ещё какие-то постройки, а есть ещё естественные припятсвия. Можно поподробнее обо всём, что есть в России?
Д.Ж. В России, что ни дорога - то препятствие. Во-первых, бордюры, тире, поребрики - используются для тренировок и ездят по ним не только поперёк, а больше даже вдоль триальщики ездят. Скамейки, столбики. Катушка из-под кабеля - это, наверное, мечта любого триальщика. Или триалиста. Что ещё? Чем выше класс - тем выше препятствия. Прыгают с остановок, с будок, с гаражей. Запрыгивают на гаражи и дома.
А.И. Чем уровень катания, тем проще найти в городе что-то для себя. Честно, был раньше фанатом города и мне было интересно кататься. Когда стал подходить более профессионально к триалу, то есть на качество ориентироваться, конечно, понимаю, что необходимы просто площадки. Как открытые, оборудованные - обязательно, так и закрытые, оборудованные - обязательно.
Д.Ж. Насколько я знаю, U.C.I. проводятся раздельно: indoor и outdoor. Потому что на outdoor'ных соревнованиях, опять таки, ездим по песку и по воде.
А.И. Outdoor, для наших слушателей, - это "за дверью", на улице, под открытым небом.
Д.Ж. И вообще они очень сильные, эти соревнования. Я, поскольку не очень сильно за этим слежу, вижу в некоторых странах предпочтения к различным препятствиям. В 11-ом году, в Канаде что ли проходили соревнования, там было очень много гранита, и я бы, на самом деле, назвал бы это indoor'ными соревнованиями: такие красивые столбы, бетонные трубы, деревяшки.
А.И. Правильная форма очень.
Д.Ж. Правильная форма - да, это позволяет спортсменам показывать амплитудные прыжки, запрыгивания на полтора метра, спрыгивание, большие пролёты, но мало грунта. А есть, я ещё встречал, в Европе больше это проходит, очень интересные соревнования: брёвна лежат на земле, они двигаются, оспыпается земля, меняется, как на любых нормальных (прощу прощения, если обидел) велосипедных соревнованиях, трасса меняется в зависимости от того, какое количество участников её прошло, гравий осыпается. Мне один из знакомых показывал видео: на соревнованиях был сектор (сектора триальщики проходят), проходящий по каналу - почти горная река. Половина брёвен была покрыта водой, то есть, соответственно, они становились легкими. Большинство участников проходило по брёвнам - они были такими непрямые, какие-то сучковатые, очень сложный был сектор, без штрафных очков, то есть, когда люди касаются препятствий, не обходилось ни у кого. А один человек поступил очень смело и очень правильно - он прыгнул прямо в воду и там оказалось нормальное дно. Он, практически, за один прыжок то, что в течении 5-6 минут проходили весь сектор другие участники, он буквально за минуту это прошёл. Но он совершил решительный поступок: он с берега прыгнул прямо в середину реки, там оказалось неглубоко, очень хорошее покрытие, и вторым прыжком он оказался на втором берегу. То есть - разница же ведь есть. Что за площадку вы делаете?
А.И. Ну, площадка называется так: "Гранит куплен - надо привезти". Моё вообще любимое препятствие - это брёвна, может быть, потому что это что-то для меня демократичное. Камни бывают настолько сложны в плане баланса - может быть, потому что у меня проблемы с балансом. Природа не терпит правильных форм, приходится прыгать с наклонной. Колесо свисает с наклонной, хотя бы на 30 градусов, ты же всегда тренируешься на нулевой поверхности, нужно по-другому тело отталкивать - всё по-другому. В этом плане брёвна, если нормальные брёвна, не мокрые, к покрышкам хорошо относятся, то есть они не проскальзывают. И больше такие красивые вещи можно делать, амплитудные, зрелищные. Денис как раз говорил про X-Games. X-Games - это хлеб и зрелища для людей, это лучшие традиции Америки, это шоу, это феерия.
Д.Ж. Сугубо профессиональная. Все, кто занимает призовые места на X-Games - это профессионалы с огромным стажем, за плечами у которых стоит опыт и огромные деньги.
А.И. BMX - это субкультура. Если ты катаешь BMX, у тебя узкие штаны, ты, возможно, что-то забиваешь в трубку, ты, возможно, что-то пьёшь. Ты слушаешь музыку определённую, у тебя проткнуты уши. А триал, он более... И всё равно, это коммерс, то есть соответствующая музыка появилась, соответствующий тип одежды, на этом очень много зарабатывают. Триал, он более аристократичный, более индивидуальный, он для интеллигенции. То есть коммерческая музыка, к примеру, если мы пойдём в клуб дорогой, или, если мы пойдём в другой клуб, другая музыка - брейкс, к примеру. Это более качественно, но не имеет такого широкого распространения. Пипл не хавает. То же самое с триалом, опять же надо внедрять. Денис хорошо заметил об отношении к спорту в Европе. Ага, посмотрите, пацан может запрыгнуть на какую-то тумбу, или понять, как это делать. Это не очень зрелищно порой, это даже очень нудно, порой. Но те, кто понимают, - они получают истинное удовольствие.
Д.Ж. Вообще весь велоспорт отходит от соревнований, где по одной и той же трассе проходит большое количество людей один вслед за другим. Для зрителей это не интересно. Кросс-кантри, экстремальные дисциплины, даун-хилл - скажем, не очень интересные зрелища. Обычно из него используют только нарезки, потому что там достаточно долго. По трассе мирового уровня человек едет с горы 4 минуты. Но, во-первых, видеть это невозможно в течении всей трассы: видишь либо финиш, либо какой-то участок, по которому гонщик проносится за три секунды и всё, ты слышишь, как он финиширует. Используются нарезки видеоизображения. Открытия крупных соревнований многодневных, они обычно сопровождаются гонками шорт-трек, где та же самая гонка кросс-кантри проходит на малом кругу, где практически, все видны, как на ладони. Они быстро катаются, соревнования проходят моментально, сразу же виден старт, финиш и победители. Да, здесь тоже такая тема. При этом, шоу-бизнес ещё не добрался пока до триала, он добрался до снятия фильмов о нём.
А.И. Уровень катания, уровень подготовки определяет...
Д.Ж. Кстати, я забыл, есть же спид-триал.
А.И. Да, есть такое, это хорошее зрелище.
Д.Ж. Такая дисциплина, где два человека едут по одинаковой трассе, кто быстрее. Хитрость заключается в том, что она простая эта трасса, но когда ты едешь быстро, ты совершаешь ошибки. Вот это да, это формат для соревнований, для людей.
М.К. Может перейдём к каким-то достижениям велотриальщиков, потому что есть какие-то рекорды: на прыжок в высоту, на прыжок вбок?
А.И. Прыжок в бок - немножко нет такого. Есть прыжок в высоту через планку с места. Ну, да с боковой составляющей.
М.К. Сколько реально человек может прыгнуть?
А.И. Около 150 см сейчас рекорд. В 9-ом или в 10-ом году 143, по-моему, было. Но это различается: прыжок через планку отличается от прыжка на припятсвтвие. На препятствие делается прыжок около 150 см, потому что есть определённая погрешность - с планкой ты должен прыгнуть с запасом, с амплитудой, интересно должно быть. В длину - 3 м 15 см народ прыгает.
М.К. С места?
А.И. Да, с места. С разгона в длину метров на 5 летают. С разгона фронтально с препятствием, есть такой прыжок хук-ап, то есть ты не сразу выпрыгиваешь, как банни-хоп, или ты с подкрутом делаешь прыжок, до 150 см народ прыгает, 155 см. Выше, обычно, не рационально - рациональнее использовать хук-ап, там до 192 см, по-моему, рекорд мира. Когда ты задним колесом ударяешься о вертикальную часть препятствия, колесом зацепляешься за горизонтальную часть препятствия - хук-ап - крюк вверх переводится. И вот этим крюком ты цепляешься и во время удара переносишь вес вперёд, твоё тело уходит вперёд, за руль и вытягивает велосипед за собой - и так оказываешься на заднем колесе. Некоторые умельцы снимают видео с маленькими подставочками, прыгали хук-ап на забор. Не 5 см. забор был, а приварено чуть-чуть. Но, тем не менее, это очень круто. Единственно, на перила не запрыгнуть. А так, если есть горизонтальная поверхность сантиметров 20-30 у столбика или у стенки, то можно прыгать.
М.К. Вот, я смотрю, есть ещё такой прыжок сайт-хоп. И вот там прыжок на заднем колесе - около 160 см.
А.И. Ну да, ты ставишь колесо в исходном положении в балансе, и ты должен закинуть велосипед...
М.К. Фактически с перил на перила на расстоянии 160 см.
А.И. Нет, это вверх. Обычно какое-то препятствие - это стенка или столб из каких-то поддонов или ещё чего-то - и народ запрыгивает. Это похожий прыжок, как через планку, но люди прыгают на конечное препятствие. Люди стоят на заднем колесе, на балансе, делают движение и в итоге приземляются на два колеса, вверх на высоту до 160 см.
М.К. Ну и в конце давайте вспомним героев триала. Имена, которые можно найти в сети и сразу посмотреть видео. Потому что видео триальные, друзья, если честно, это же очень красиво, снимается совершенно великолепно. И после слов Алексея, что это не настолько популярно, насколько кажется по видео, которое смотрят миллионы людей, мне это уже удивительно. Кто, кроме упомянутого нами Ханса Рея, занимался велотриала на высоком уровне?
А.И. По-сути, две компании начали развивать велотриал, как производители. Есть такая компания "Monteza", она открыла отдел "Monty". И по сей день эта компания живёт, одна из моих целей - это последняя их модель велосипеда. Их новинка в триале - это карбоновая рама, обычно этого не было, они осмелились сделать, это очень круто. И компания "Koxx", французская. Допустим, "Monty" развивал Отт Пи. Отт Пи, Педро Пи - то есть сын и отец. Участник "Книги рекордов Гиннеса" по запрыгиванию на ступеньки.
Д.Ж. Кстати, в мототриале тоже чувствуется очень большая семейственность. Не вспомню, по мототриалу, там тоже отец и два брата... Кто-то из англичан, по-моему...
М.К. Кого мы будем смотреть на видео - я могу вспомнить Кенни Белея.
А.И. Кенни Беллей, Вестли Беллей - это два брата. Жакомо Костелье, Жиль Костелье - это тоже два брата, люди которые бросили школу, чтобы стать чемпионами, один из них точно им стал - Жиль. Винсан Херманс, или по-французски - "Романс" - произносится. Это сын Доминика Херманса, основателя компании "Koxx", он сейчас перешёл с категории 26", "сток", перешёл в "мод". Его там так поджали, Жиль Костелье не дал проходу, всё хотел быть чемпионом мира, перешёл в 26", там прост жёг последние лет 8 - это Беннит Рос.
Д.Ж. Грег Аркик...
А.И. Крис Акрик, я расскажу, это больше такая "стрит" культура, больше популяризатор, как Мартин Эш, очень похожие ребята, старая школа. "Велосипедный ниндзя" рекомендую посмотреть фильм, старый фильм очень крутой... Беннито Рос в категории 26" - это просто бомба, правда, у него такой приемник сейчас есть Абель Мостельез, если не ошибаюсь, но точно Абель. Парнишка 91го года - 2-3 место занимал очень легко. На последнем этапе, который был в июле, если я не ошибаюсь, он вообще подвинул, занял 2-ое, Доминик Херманс был первым. Был в Антверпене ещё этап, я результатов ещё не видел, но в супер-этапе Беннито Рос прошёл все нули. Такое редко бывает, без ошибок.
М.К. Как мы выяснили, в триале нельзя наступать ногами на препятствие.
А.И. Да, суть в том, чтобы касаться трассы только колёсами и ничем другим. Если ты поставил сразу две ноги на землю, то это всё - сход с трассы, ты уходишь забираешь велосипед, едешь домой... Карлос Диаз, Цезарь Канос - это испанец. Мой кумир - это Беннито Рос, я рос на его видео. Он некоммерческий; то есть есть коммерческие видео всякие, когда нужно пропиарить раму или бренд какого-то велосипеда, но тоже это интересно. Есть такое движение в Италии - урбан-триал - городской триал, такой, жёсткий, всегда амплитудные прыжки, длинные пролёты, там, дроп совмещается с гэпом, то есть - прыжок в длину с большой высоты: дроп метра 3 и в длинную ещё метров 5 лететь. Даймон Ватсон, есть такой товарищ - это для тех, кто любит мясо, рубилово, жаргоном поговорю. Крегли Скотт катался до 8го года, потом ушёл в мототриал. И Нейл Танекли. Вот был Беннито Рос, который катался круто в 26", а потом пришёл в 2005-ом году в интернет Крегли Скотт и показал, что на "моде" тоже можно рубить и все начали покупить "моды". Смотрите, гуглите, на YouTube это всё есть, но я рекомендую Беннито, потому что это очень красиво. Он снимает по одному видео в год, но это видео это просто... это супер.
М.К. Ну, что ж, Денис, и твои пожелания. Я для себя открыл очень многое, надеюсь, как и те, кто нас сейчас слушает.
Д.Ж. Катайтесь. Можно начать с триала - неплохое начало, потом...
А.И. Я бы даже сказал хорошее начало, почему "неплохое"? - Хорошее! У меня есть обычный велосипед, на котором я передвигаюсь по городу, мне интересен и стрит, и даун-хилл покатать немножко и кантри - у меня сейчас друг катает марафоны, может быть, с ним присоединюсь. Триал очень много даёт в управлении. То есть ты на земле, на маленькой скорости учишься, как управлять велосипедом в динамике.
Д.Ж. Да, на самом деле, сложнее управлять велосипедом на низкой скорости. Со скоростью пешехода и ниже. Распространённая ошибка велосипедистов начинающих - это кататься быстрее, больше и так далее. Больше - понятно, но нужно учиться кататься медленнее - это научит кататься быстрее, некий парадокс.
А.И. Это не парадокс, это малое в большом. Как говорится, чтоб что-то делать нужно недеяние.
Д.Ж. Господи, сколько иллюстраций! К идеалогии...
А.И. Я от себя хочу пожелать, вообще по жизни - людям, быть за идею самое главное. Ваш успех и в триале, и в жизни - он придёт. И деньги тоже придут, и счастье придёт. Те люди, которые катаются в триале в разных уголках мира, у нас в стране, я желаю вам быть пасторами своей, реально, церкви и проповедовать триал, вовлекать людей... Я за последние 2 месяца 8 человек вовлёк в Питере. Если брать те 15 человек, которые выступают на общем зачёте в Питере, это неплохо. Понятно, что кто-то отсеется, но я продолжаю дальше, я буду доводить до большого количества участников своей секции. Пусть каждый вовлекает, и тогда мы будем жить, нас будет больше и не нужно разводить... Вот у нас тут есть всякие форумы, излюбленный один я читаю - там 80% людей просто пишут: развивается ли триал, плохо провели вот эти соревнования, а вот эти хорошо. Развивайте триал, делайте как можно больше для этого и!..
М.К. И читайте нас на сайте "секты точка нет". Хочется закончить, и в то же время хочется продолжать... И просто хочется взять байк и покататься, потому что сегодня неожиданно хорошая погода в конце нашей программы установилась. Друзья, катайтесь! Мы поняли сегодня самое главное (я, по крайней мере понял для себя): у тех, кто занимается велоспортом есть идеалогия и очень высокая духовная начинка, и люди об этом задумываются. Я об этом не знал. Спасибо, друзья! До встречи!
Д.Ж. Спасибо вам!
А.И. И вам спасибо за такую возможность.