Podster.ru представляет:
Все о велосипедах. Центр полезной информации
Ведущий[В]: Всем привет, друзья в эфире велоподкаст «Все о велосипедах». Меня зовут Миша Кокин, и сегодня мы поговорим о теме, которая сама напрашивалась. Сегодня поговорим об особенной культуре. О кастом культуре в России, как она движется, на каком этапе она в Петербурге, по крайней мере, сейчас. И сегодня у меня в гостях Николай Булгаков и Дмитрий Санников. Это два человека, которые представляют клуб Iron Wheels. Привет, Дима, Привет, Николай. Давайте с самого начала. Вот эти велосипеды, кастом велосипеды, почему-то принято называть растабайками. Что это значит? Как, на самом деле, все это лучше называть? По-современному? Потому, что я знаю, что вы общаетесь с европейскими ребятами, у которых подобные клубы, когда все это пришло в Россию? И в каком сейчас состоянии?
Дмитрий Санников[ДС]: ну, в Россию, в таком организованном виде, пришло, наверное, лет 10 назад. Самый старейший клуб московский растабайк так и называется. Именно по самому названию этих странных велосипедов, которые люди видят на улице и по привычке до сих пор называют растабайком. Потому, что считалось, что это пришло из растакультуры, где какие-то дрэды, какие-то странные велики, собранные на помойках. Не без всяких каннабисов и прочего. Но это давным-давно уже не так, и, как раз, одна из целей нашего клуба, это активно рассказывать, что существуют велочопперы, существуют круизеры, существует еще много всяких разновидностей и интересных городских велосипедов. Растабайк – это сейчас просто название старейшего, московского велокастом клуба, не более
В: а что объединяет то название растабайк? Какие велосипеды объединяет все это сейчас? Ну, там, кастом велосипеды, собранные своими руками, это что еще? Крузеры? Чопперы? Ну, которые, уже можно купить в готовом виде.
Николай Булгаков[НБ]: ну, на самом деле, видов велосипедов, которые, так или иначе, можно отнести к кастом велосипедам, их достаточно много. Начиная от тех, которые вы уже определили, на слуху это чоппер, круизер, помимо этого кастом в целом, который не поддается какой-то там классификации. Помимо этого есть лоурайдеры, лимузины, есть бурито-байки. Бурито – это такая отдельная категория. Я являюсь одним из фанатов такой разновидности.
ДС: на вид, как шаурма
В: в России, наверное, да, шаурма.
НБ: в России велик, когда я устроил первый бурито, питерский, кто-то с легкой руки сказал, что у американцев – у них бурито, по-мексикански, а у вас будет шаурма.
В: но это ведь смотря где. В Москве то может быть…
НБ: нет, ну все равно жаргон, его все называют шавермой. Несмотря на то, что велосипед называется Кобра, шаверма и шаверма. Поэтому, то, что, в большинстве своем, можно купить в магазине в свободной продаже, это, конечно чоппер, круизер. Что-то, когда человек начинает прикладывать свои руки, свою фантазию, оно уже из этих разрядов может превратиться в нечто космическое.
В: т.е. этим вы и занимаетесь, можно собрать велосипед своими руками с нуля, а можно довести какой-то велосипед, сделать апгрейд.
ДС: да, совершенно точно.
НБ: здесь есть такой момент, тоже достаточно интересный, в терминологии слова кастом. На западе, например, если у тебя есть мотоцикл, машина, велосипед, и ты его, по нашим меркам, переделываешь незначительно, они уже называют это кастом. Мы все-таки стараемся слово кастом употреблять непосредственно к таким изделиям, которые больше половины собраны своими руками, что касается велосипеда, это обязательно так. Рама собственная, ручная работа седел, крыльев. Окраска какая-то индивидуальная.
ДС: то, что полегче, это все-таки к тюнингу относится.
НБ: Да, даже на известных выставках, которые проводятся у нас в Петербурге, в Москве, как правило, есть категории «кастом», есть категории «тюнинг», есть категория «аэрография». Т.е. «кастом» – это что-то, во что вложено максимум собственного труда и своих идей.
ДС: фабричное только то, что не получается делать самому. Ну, например, колеса.
НБ: колеса, спицы, втулки
В: а за границей делают?
ДС: можно сделать и у нас, вопрос времени и цены, и насколько качественно это получится. Насколько это имеет смысл.
В: хорошо, Iron Wheels, сколько вашему клубу лет?
ДС: в целом, 2 года. Официально мы образовались относительно недавно, хотя знаем друг друга много, много времени, но, тем не менее, принято решение о том, что делаем какие-то свои нашивки, свои жилетки, оно появилось только где-то 2,5 года назад
НБ: собственно, и название появилось 2 года назад
В: название такое серьезное, типа байкерского клуба, типа ангелы ада.
ДС: ну, собственно говоря, мы полноценный байкерский клуб. Мы даже частенько спорим с мотоциклистами за пальму первенства. Кто есть младший брат, поскольку мотоцикл произошел от велосипеда, путем установки на него мотора, а не наоборот, когда на мотик поставили педали. Так, что байкеры, на самом деле, мы. Нет, я настаиваю на этом, еще никто не смог меня переспорить. Именно байкеры. Потому, что байк – это, собственно, велосипед. Я даже спрошу – а как будет по-английски мотоцикл? Ну, это же мотобайк, правильно? Короче, байкеры это те, кто крутит педали.
В: Ну, хорошо, все это же пришло из Европы? Из Америки в Россию, само собой, как и многое. Чего сейчас в России еще нет? Или в Петербурге, например? По крайней мере, то, что я или многие мои друзья, и те, кто нас слушает, видели на улице. Это чопперы с длинными вилками, аналоги харлеев американских, крузеры, электры. Может быть, есть что-то, чего в России пока нет?
ДС: честно, не могу сказать, чего у нас нет
НБ: ну, скорее, какие-то конструктивные вещи. Ты собирался делать что-то пневматическое, и то они уже штучно существуют. В общем, практически, есть все.
В: т.е. мы уже за 10 лет, сколько там первому клубу? Вашему – 2, за это время мы приблизились к тому, что ассортимент…
НБ: количественно приблизились. Качественно еще есть куда двигаться
ДС: я думаю, что эти вещи, они, более – менее, параллельно развиваются. Что касается велосипедной культуры – она меньше освещена СМИ, соответственно, там идет меньшая задержка по переводу американских или европейских видеопрограмм именитых каналов, шоу различных, Discovery, например, пестрит подобными вещами. Что касается автомобилей, мотокультуры. По велосипедной, здесь, все-таки, больше интернет и там задержка существенно меньше, нежели, чем в широко используемых СМИ. Поэтому мы, скорее, идем параллельно с очень небольшим отставанием по какой-то идеологии таких вещей.
В: ну, я тогда сразу попрошу вас порекомендовать что-нибудь в комментариях к подкасту, когда он выйдет, например, скинуть мне какие-то полезные ссылки на ресурсы, которые можно посмотреть на русском, на английском. Потому, что не все люди, которые интересуются культурой, не все сразу могут найти какие-то полезные ссылки.
НБ: ну, это, как минимум, сразу нужно найти Iron Wheels ВКонтакте и вступить в нашу группу.
ДС: я думаю, для того, чтобы просто понять, что это такое, посмотреть банальную классификацию, достаточно залезть на сайт, который появился у нас первым choppersforlife.ru Там, буквально, заглавной страницей идет рассказ, что это такое. С иллюстрациями, красиво. Помимо этого, там есть какие-то интересные проекты, опять же, ссылки на какие-то западные ресурсы по этой тематике. Все достаточно подробно, достаточно популярно, и обыватель, даже неискушенный в теме велосипеда, он достаточно быстро начнет ориентироваться в подобном вопросе.
В: хорошо, раз уж какую-то инфу об этом можно найти, давайте поговорим, поскольку не все с этим знакомы, есть велосипеды, которые можно купить в готовом варианте, а есть те самые, больше 50% кастом, т.е. ручной сборки или доводки. Вот, человек хочет купить себе чоппер, крузер, какой-нибудь нестандартный. С чего начать и где это искать?
ДС: начинать, я думаю, стоит с идеи. Если человек хочет приобрести себе что-то уникальное, он, для начала, должен представлять себе в голове, что он хочет в конечном итоге видеть. Либо это будет очень, какая-то, красивая штука, либо это будет какая-то многофункциональная. В зависимости от этого уже искать пути ее становления и изготовления.
В: ну, а вообще выбор для покупки велосипедов большой сейчас?
НБ: сейчас уже да. И, может быть, даже во многом благодаря усилиям нашего клуба, вот уже 2 сезона мы активно катаемся, мы зовем всех, всех активно привлекаем, и уже немало случаев, когда люди приезжают на первую покатушку на, как мы называем, треугольном велосипеде. И, естественно, заболевают вот этой красотой, этой темой. И, буквально, человек идет, покупает базовый велосипед, они сейчас есть в наличии, их сейчас навезли очень много, потому, что чувствуют, что это стало очень популярно. Обычный куизер, базовый, с алюминиевой рамой
ДС: 5000 рублей
НБ: ну, сейчас уже 7000 где-то они, подорожали немного. Ну, в пределах 10 тысяч можно уже кататься на достойном стоковом велосипеде. Дальше люди ограничены только своей фантазией и своими возможностями. Кто-то ограничивается симпатичными грипсами. Зеркала, седло, звоночек, дудочка. А кому-то хочется другой свет, которого нет в продаже. Кому-то хочется колеса потолще, кто-то хочет вайт вулы. Это затягивает, как татуировки. Сделал одну и, считай, ты попал. Также и это.
В: смотрю вашу группу ВКонтакте и вижу, что у вас есть мастерская своя
ДС: да, есть
В: вот, если человек захотел, ну не хочется ему покупать Schwinn, Felt, которые можно было когда-то купить, а сейчас сложно, Electra, который можно сейчас купить. Хочет не переделывать раму, которая уже есть, а сделать все с нуля. Как это происходит? Пришел он к вам, написал вам: хочу байк себе?
НБ: нашел нас, договорился о встрече, а дальше сели и пошло творчество. Если у человека есть какая-то уже своя идея, какая-то концепция, он ее приносит. Если нет, то ему могут наши ребята помочь создать, отрисовать. Как создание любой технической вещи, начинается с чертежа.
В: а сколько байков с нуля уже было сделано?
ДС: ну, по большей степени мы велосипеды строим для себя, у нас 3-4 заказа, на достаточно интересные вещи, не буду раскрывать секреты, потому, что они связаны с коммерцией.
НБ: ну, про бабушку-то можно рассказать?
ДС: Да, кстати, вот. Просто феноменальный случай. К нам пришла дама уже в возрасте порядочном
НБ: за 60
ДС: да, и попросила сделать ей велосипед
НБ: фулл кастом
В: а это связано с чем было? С ее интересом? Или с тем, что…
НБ: она сказала, что она хочет удобно ездить и не может найти себе велосипед, на котором она может ставить ноги на асфальт, не спрыгивая с него. И, во-вторых, сидеть со спинкой, удобно откинувшись и управляя с комфортом.
ДС: там получилась такая ситуация с этим велосипедом. Мы сначала его лихо называли Бабка-байк, но когда на нем покатались, он очень комфортный, и на нем едешь настолько мягко и удобно, что засыпаешь. И стал он Баю-байком. Все возрасты покорны, что называется.
В: вот этот вопрос, который задают люди, которые смотрят на проезжающие мимо чопперы – это удобно вообще? Можно ли на этом ездить? Он отпадает сам собой
ДС: когда человек пробует – он наш, как говорится, потому, что люди вот эти выводы делают, глядя со стороны. Обычно, все эти споры упираются в следующее: "Он, наверное, у вас неудобный и медленный". Я говорю: "А на каких велосипедах этой тематики ты ездил?" - "Да я и так вижу". - "Ну, мил человек. Сядь, прокатись". Ну и обычно потом вопросы сразу снимаются.
В: хорошо, раз уж мы заговорили о кастом, тех, которые вы делаете. Какие-то успехи, интерес со стороны СМИ, заметно, есть рост популярности? Очевидный, чем можно похвастаться. Бабушка пришла, например.
ДС: бабушка пришла, это лучшая похвала была, на самом деле.
НБ: нет, ну, на самом деле, люди приходят постоянно, их много. Сказать, что нас рвут на части корреспонденты ведущих каналов, ну, конечно, нет. Это будет, но через год, через два. Не сейчас. Но, безусловно, интерес растет стабильно. И даже на любой покатушке, когда проезжаешь по городу, это просто видно. «You really love me». Кругом вспышки фотоаппаратов, камер. «Мама, смотри, какой велосипед». Это постоянно, это очень весело, это прикольно. Некоторые даже страдать начинают от этого. Некоторые ребята задумываются, чтобы для покатушек делать велосипеды а-ля стелс, невидимки. Потому, что этот Вау-эффект, ты постоянно находишься на перекрестке различных человеческих Вау, но в основном, положительных.
В: а сколько членов в вашем клубе, активных и не очень активных
ДС: ну, если говорить о костяке, то 7-10 человек, а если говорить вокруг клуба – человек 100. Когда идут какие-то покатушки, открытие, закрытие сезона, то выезжает 70-100 человек. Если мы катаемся еще с другими клубами..
НБ: там много получается
ДС: и до 200 бывало, и до 300. Мы активно участвуем в любой движухе городской и российской, поэтому массовка есть, короче говоря.
В: за чем будущее все-таки? За эстетикой? За красотой байков, или, как с бабушкой было, для удобства? Под себя сделать велосипед, не обязательно чоппер или крузер. Какой-то человек пришел, мне так удобно. И вы делаете. Реально ли и такое будущее для кастом культуры?
ДС: я думаю, что в золотой середине. Потому, что есть очень красивые вещи, но абсолютно непригодны к повседневному использованию.
НБ: ну, чисто, шоу-байки
ДС: с такими мы уже тоже сталкивались. Поэтому нужно искать компромисс между красотой и удобством.
НБ: ну это как в моде. Есть от кутюр, есть прет-а-порте. Есть вещи, чисто дизайнерские, которые поймут только те, кто в теме. Смотри, что я сделал! И вот оно где-то там постояло и где-то пылится. Или есть, действительно, велик, который человек сделал по себе. Мне удобно вот так, мне красиво вот так. И он постоянно на нем ездит, не слезая. У меня все велосипеды именно такие, у меня нет великов, которые просто так стоят. У меня 3 основных, этот для этого, этот для другого.
В: а, вот, правда или нет, то, что те, кто любит кастом велосипеды, они с отвращением относятся к стоковым велосипедам, которые можно купить в магазине?
ДС: да я бы не сказал. Мы всегда открыты для людей, которые приезжают кататься, которые приходят в мастерскую консультироваться. Помимо велосипедов нашего основного профиля, мы периодически обслуживаем обычные заводские велосипеды. Треугольные, как их называют.
НБ: у нас даже есть прописанные клубные традиции, некий моральный кодекс. У нас есть устав, есть традиции, причем их можно читать. И в частности в одной традиции написано, что мы с уважением относимся к людям любых культур, любых транспортных средств.
В: т.е. не застебете парня?
НБ: подтрунивать мы можем, конечно, но это все по-доброму, и мы уважаем любой выбор человека. Мы тоже смотримся какими-то странными обезьянами для многих и нас это совершенно…
ДС: мы являемся сторонниками того, транспортной проблемы нашей российской, Санкт Петербуржской, в частности. Что есть дорога, там все они равны. Нельзя сказать, что велосипедисты такие плохие люди, или там автомобилисты или вот там пешеходы под колеса бросаются. Сталкиваясь со своей работой, я езжу на всем. Начиная от дорожного шоссейного велосипеда, заканчивая грузовиком, категории «С». По опыту могу сказать, что отморозков хватает и там и там. Нельзя сказать, что кто-то лучше, кто-то хуже. Поэтому, мы стараемся пропагандировать то, что дорога, она дорога
НБ: одна из целей клуба – это пропаганда культуры внедрения, чтобы уважительно относиться ко всем, и дорога для всех.
В: а в чем проблема тогда кастом культуры в России? Есть такая версия. Мне кажется, такая версия должна быть. Просто в Америке гораздо более развита загородная инфраструктура, у человека есть дом, обязательно гараж, набор инструментов. А в России - наоборот, все стремятся в город, снять квартиру. Ну, где там уместиться такому велосипеду, всяким инструментам, для того, чтобы как-то его апгрейдить, тюнинговать, тем более собрать с нуля?
ДС: там не надо большого набора инструментов. Если делать что-то специфическое, то по городу есть довольно обширная сеть веломагазинов, со своими мастерскими, которые помогут сделать какие-то специфические работы. Что касается поднять, затащить домой - да есть случаи, когда у человека реальная проблема. Достаточно вспомнить район Петроградки с ее очень узкими лестницами. Но вот, по моему опыту, я домой на 4 этаж поднимаю велосипед длиной 2,7 метра и весом 32 килограмма, не испытывая особенных сложностей.
НБ: кто хочет – ищет способы, кто не хочет – ищет отговорки. Я тоже живу в старом фонде, свой любимый велик на 4 этаж я заношу на одной руке. А, в принципе, вот для этого люди клубы и создают. Чтобы совместно решать эти проблемы. Конечно, не может каждый, как в Америке завести в гараже мастерскую. Есть клубная мастерская, пожалуйста, приходи, делай. Не можешь велик хранить зимой, пожалуйста, в клубе есть место для хранения. Мы все эти вопросы решаем сообща. Хранение, обслуживание, тюнинг, кастом, ремонт, покатушки совместные, мероприятия. Вот, активно начали за границу выезжать на всякие мероприятия. Собираемся достаточно постоянно кататься в Финляндии. Просто ездить кататься. Клуб, он для этого и нужен. Чтобы люди, которые болеют одним и тем же, друг другу помогали.
В: а что нужно, чтобы идейный человек вступил в Ваш клуб?
ДС: быть идейным.
НБ: Ну, клуб это как семья. Ну, что нужно, чтобы вступить в брак?
ДС: сойтись интересами и всем остальным
НБ: у нас это даже в уставе как-то оговаривалось, формально. Но нужно, как минимум, откататься с нами сезон, и проявить себя. Показать что клуб нужен тебе и ты нужен клубу.
В: хорошо, ну, а чего вам сейчас не хватает? Может быть, кто-то, кто нас слушает, решит: я дополню клуб! Есть позиции вакантные?
НБ: мы всем рады. Мы открываем сезон, обычно, в середине апреля, по субботам мы собираемся на Исаакиевской площади, едем по какому-то маршруту, всех ждем, всем рады. Там знакомимся, там и выясняем, кто кому и зачем может быть нужен. Интернет вам в помощь, мы там все есть, всегда всем рады и ответим на любые вопросы.
В: а вы говорили о Финляндии. В Финляндию вы ездили кататься. Встречались, наверняка, с представителями клубов европейских. Какие там сейчас тенденции? Как принято раскрашивать велосипеды? Как принято их украшать? Что там сейчас в тренде? Финский тренд?
ДС: в Финляндии, мы ездили в этом году на одну из крупнейших выставок в Европе – Турку кастом шоу. Там есть филиал местный, достаточно большого иностранного клуба
НБ: по-моему, один из самых авторитетных. Chopaderos. Они такие, всемирные, у них есть отделения во многих странах, символика узнаваемая. Ангелы ада отдыхают.
ДС: Они являются одними из со-организаторов этой выставки, мы ездили к ним в гости. Нас очень мило и тепло приняли, чему мы были несказанно рады. Был обалденный круиз, сама выставка очень впечатлила. Нашим, отечественным, как не прискорбно говорить, достаточно далеко до их уровня, но, я думаю, что мы стремимся к этому.
НБ: красиво, весело, это праздник. Просто, не хотелось оттуда уезжать.
ДС: что касалось велосипедов, у них такая, немножко отличающаяся от нас специфика. Помимо финнов туда еще приезжали голландцы. И достаточно четко прослеживались велосипеды, которые сделаны голландцами, вот это финские, а вот это наши.
НБ: вот этот танк в углу – этот из России.
ДС: они достаточно сильно отличаются. Финские велики, они все очень легкие. Начиная от визуального исполнения, заканчивая физическими характеристиками.
В: а на сколько легче? Вот твой байк, ты говорил 32 килограмма. Т.е. там меньше?
ДС: да, там поменьше, там, в районе 20-25 кг. Они используют несколько другие материалы, нежели, чем мы. У них, я думаю, что технологии более развитые, и они дешевле, чем у нас. Можно повторить то же самое, что они сделали, но у нас это будет дороже, чем в Финляндии.
НБ: ну, например, варить алюминий
ДС: да, как вариант.
В: чем объясняется такое различие, они ушли вперед?
ДС: я думаю, что здесь отличие в культуре. В принципе, в сознании людей. У нас есть такой момент, я его называю «больше, больше, больше» надо всего больше. Если колеса, то минимум шириной 200, если вилку сделать, то минимум 2 метра длинной и никак иначе. Потом, когда человек начинает ездить на подобном транспортном средстве, приходит осознание – что же я наделал?
НБ: да, я уже попонтовался, можно уже делать нормальный велосипед.
ДС: начинаются лихорадочные попытки продажи, потому, что достаточно большая сумма денег была в это вложена, и, все равно, человек приходит к золотой середине между комфортом и внешним видом
В: а, на самом деле, за границей всеми этими размерами безразмерными уже давно переболели. Как в фильме недавно было – приезжает чувак на прокаченном мустанге, а ему говорят: чувак, мы уже давно на экодвигателях ездим.
ДС: реально, так и есть. Что касается тачек, то мы идем с отставанием на лет 6-7
НБ: чертовы татаро-монголы… Да это просто чертовы телепродюсеры, которые покупают дешевые старые программы и начинают… ну, а у нас-то люди не смотрят дату выпуска программы. Думают, что это самые современные веяния мировые. И вперед…
В: вы упомянули интернет. Быстрый доступный способ быстро получить информацию. Самую, что ни на есть, актуальную. Вы собираетесь как-то через интернет продвигать кастом культуру? Культуру крутых велосипедов, что это не сложно, не нужно стесняться приходить в мастерскую, что-то пытаться сделать своими руками, заказывать. Показывать, как сделать, где найти, как взять и т.д
ДС: в этом плане мы достаточно открыты. Во всех социальных сетях, популярных в нашей стране, есть группы, посвященные нашему творчеству. У нас есть сайт, который посвящен клубу. Есть сайт choppersforlife, который, в принципе, посвящен подобным велосипедам. Сейчас мы стараемся запустить такой маленький проектик Fax on Questions about велики. Будет серия небольших видео роликов, длинной 5-6 минут. В каждом из них будет освещаться какая-то определенная тема. Например, виды велосипедов, их технические особенности. С чего начать свой велосипед, свой проект. Где, чего, как обслуживать надо. Что сделать для того, чтобы твой велосипед прожил максимально долго и т.д. Идей много, мы сейчас работаем над их воплощением, времени на все, конечно, не хватает, но я думаю, что в ближайшее время выйдет уже парочка. Может в течение месяца – полутора.
НБ: и тогда мы станем конкурентами
ДС: нет, мы ни в коем случае не хотим наживать себе конкурентов, мы пытаемся находить общие точки соприкосновения
НБ: мы за объединение
ДС: да, как на западе это называется коллаборэйшн, он у нас на 1-м месте стоит.
В: и все это можно будет увидеть на YouTube, который недавно попал в список запрещенных сайтов? Да, еще для новичков, что бы вы посоветовали? Мы вскользь прошлись по этому вопросу, что для начала взять? Профессионал в шоссейных гонках может посоветовать одно, кто-то горный. А вот если человек хочет взять что-то красивое – с чего начать лучше и проще всего?
НБ: ну, я не знаю, по моему опыту, если кататься уже хочется, средства ограничены – существуют нормальные, абсолютно, круизеры в ценовой категории до 10 000. С алюминиевой рамой, с более - менее приличными колесами, достаточно хорошим лукингом, сел – поехал. А дальше, уже по возможности. И сейчас эти велосипеды существуют, они продаются, они совершенно доступны. Но, в первую очередь, нужно желание кататься. Все остальное придет. На ловца и зверь бежит, что называется.
В: т.е. все максимально просто?
НБ: абсолютно, как велосипед
ДС: на самом деле, действительно, можно начать с самого простого круизера. Мы вот недавно девченке перекрашивали велик, началось все с банальной замены узлов. Ей очень не нравилась кассетная передача на заднем колесе. Ее надо постоянно обслуживать, чистить, смазывать. Был вопрос – можно ли это упростить? И пошло поехало. И, в конечном итоге, из этого велосипеда, из круизера, который в районе 6-7 тысяч стоил, получился очень кайфовый велосипед полевого медика. Там появились такие брезентовые сумочки с красным крестом, красивые кожаные клипсы, седло. Если посмотреть на этот велосипед до и после – это небо и земля. Он намного интересней. У нас есть у девочки, которая пришла, розовый стеллс, самый банальный, который везде продается круизер базовый. Он тогда стоил чуть ли не 5 тысяч рублей. Вот сейчас, когда она на нем едет, все говорят: это розовый стеллс? В девичестве да, сейчас он весь черный, хромированный, с трехступенчатой планетаркой, и с кучей индивидуальных вещей. Смотрится вполне достойно, и многие даже не догадываются, из чего он сделан.
В: в принципе, можно прийти, сделать что-то, войти во вкус, потом сделать вообще все?
ДС: конечно. Да.
НБ: а с этого все и начинают, те кто интересуются подобной культурой, они все проходят примерно один и тот же путь. Начинается все с самого простецкого круизера, чоппера, потом идет долгий этап тюннинга, велосипед набирает массу, набирает жир, человек кайфует, и, в конечном моменте, понимает, что этот жир не особо и нужен. Можно гордиться другими моментами, например, уникальной рамой. И, в конечном итоге, почти все, кто доходит до конца… там начинаются кастом. Люди думают, как здесь сделать, как здесь…. чисто под себя, какие-то гурманские вещи. Которые, в общем-то, и глазом не видно, но человек едет и знает
ДС: был велик, у которого человек долго, долго, долго гравировал болты. У него каждый болтик был отгравирован. Этого никто не видит, но он знает
НБ: ну, это уже такое эстетское удовольствие.
В: и, напоследок хочется еще вопрос задать, я знаю что у нас еще одна программа будет потом, но вот сейчас хочу спросить – а какие у вас самих велосипеды?
ДС: ну, садитесь поудобнее…
НБ: рассказ может быть очень долгим
НБ: у меня, если на семью взять, у меня сейчас 5 точно есть велосипедов. Есть совершенно стоковые, но из любимых, у меня еще большой рост, и как раз для велосипедистов большого роста существует велосипед-легенда, это Basman project-346. Он у меня совершенно простой, черный, вообще без передач, но это мой самый любимый, с которым я сливаюсь в одно целое. Ну, есть Electra Ghostrider, это помесь чоппера с круизером, но я ему что-то там по мелочи поменял, но тоже меня вполне устраивает. И есть обычный круизер Хара, тоже single speed, еще там какая-то Electra, в общем, есть. Причем они приходят, уходят, живут своей жизнью. Какие-то остаются надолго, какие-то меняются
ДС: ну, что касается меня и всего того бардака, который у меня был. В одно время, так получилось, что в квартире стояло 12 велосипедов.
В: В огромной квартире?
ДС: ну, квартира не такая огромная, как хотелось бы. Но тем не менее. Состав был такой же, как в мастерской у нас стоит. Из того, что сейчас осталось – 2 велика моих, вру, 3 велика моих, один – жены. Соответственно, это кастом – бурито байк, кобра. Это felt bandit, я с него начал, он у меня появился первым с подобной движухи, для меня это велик на каждый день. На работу я на нем периодически езжу, еще куда-то. Периодически, какие-то дальние круизы, когда сумки надо повесить, еще что-то. Много с собой барахла взять, вот я езжу на нем, по большей степени. Есть Schwinn for boy, велосипед, который я оставил потому, что его безумно любит жена, называет его ласково «толстячок» потому, что он действительно выглядит, как толстячок. Маленький, на жирных колесах. Плюс, как мне потом рассказали голландцы, что этих великов в мире осталось очень и очень мало. Одно время у меня были потуги его продать, но…
НБ: чуть ли не 25 штук
ДС: ну, не 25, там порядка 100 штук всего на весь белый свет.
НБ: не всякий Феррари может таким похвастаться
ДС: почти уникальная вещь. И последний велосипед – абсолютно часто встречающийся в городе это ХВЗ турист. Я его отреставрировал полностью. Сделал, по большей степени, из-за человеческой памяти, потому, что велику 34 года, и на нем мой тесть возил жену в детский сад еще. Поэтому я, скажем так, историю восстановил, сделал из него быстрый – быстрый велосипед
НБ: это будет велосипед, на котором все поколения Санниковых будут ездить в детский сад, причем еще и в XXII веке.
ДС: ну, наверное
В: я наврал тогда, все-таки еще последний вопрос. Вы оговорились – ездите на работу, т.е. проект Iron Wheels это, все-таки, некоммерческая тема, это тема, как у мотобайкеров. Там есть доктора, предприниматели, т.е. получается вы тоже люди, каждый озабочен своим делом, а здесь это ваша идейная тема?
НБ: конечно, это клуб, это сообщество единомышленников, в первую очередь, болеющих одной вот этой темой
ДС: это удобно, просто, с тем, что сейчас происходит на дорогах, если ехать на автомобиле, такси, автобусе – это жуть. Я живу в Приморском районе и частенько выбраться из него на общественном транспорте просто невозможно. Либо ты едешь на метро, либо на 2-колесном транспорте. Ну, 2-колесный транспорт разный бывает. По большей степени это велосипед, что касается меня.
В: бывают кастом самокаты?
ДС: есть кастом самокаты. В прошлом году, на выставке в Москве, человек сделал такой большой самокат, укрупненный. Спереди колесо 24 дюйма, сзади маленькое. Высокая вилка. У него, там, рост порядка 2-х метров был. Вот он сделал себе такой кайфовый самокат. Раскрашен в классике жанра, черепа, клыки и прочее добро. Офигенная машинка, почему бы и нет?
В: замечательно. Я думаю, мы встретимся еще раз, обязательно. Друзья, заходите, ищите Iron Wheels в поисковых системах, обязательно генерите идеи, не стесняйтесь. Люди, как вы слышите, вполне адекватные, воспримут, помогут вам что-нибудь изменить в своем байке, либо даже сделать с нуля. У меня сегодня в гостях были Николай Булгаков и Дмитрий Санников, представители, члены, активные члены клуба Iron Wheels . Ребята, спасибо большое!
ДС: Спасибо вам! Всем кататься!
НБ: скоро открытие сезона. Не давайте великам пылиться на балконе.
В: Пока!