Podster.ru представляет:
Все о велосипедах. Центр полезной информации
Ведущий[В]: Всем Здравствуйте! В Эфире подкаст «Все о велосипедах». Меня зовут Миша Кокин и рядом со мной Денис Жук, с которым мы сегодня обсудим интересную тему. Привет, Денис! Какую?
Денис Жук [ДЖ]: Здорово! Обсудим мы тему – что нужно ещё к велосипеду.
В: Велоаксессуары.
ДЖ: И, я думаю, имеет смысл поговорить о том, что творится за окном у нас сегодня – начинается зима. Может, немножко новогодней какой-то темой…
В: А, то есть как велоаксессуары становятся велоподарками.
ДЖ: О! Отличная тема!
В: Ну, начнём, во-первых, с того, что мы не раз уже обсуждали, просто сегодня, может быть, немножко углубиться в это: что ещё к велосипеду нужно, что нужно к велосипеду из того, что не идёт с ним в комплекте.
ДЖ: Ой, да в комплекте с велосипедом, с хорошим, не дают, практически, ничего. Разве что только чек и гарантийный талон.
В: Какие аксессуары понадобятся обязательно человеку самому обычному, который купил неплохой или обычный опять же велосипед?
ДЖ: Самому обычному велосипедисту и самому обычному велосипеду прежде всего понадобится… ну хотя бы смазка для цепи. Большинство людей забывают о том, что после покупки хорошего велосипеда за ним, в принципе, обязательно нужно ухаживать и дальше. Это не старый советский велосипед, который может полвека пролежать на сеновале и потом будет как новенький практически за исключением ржавчины и пыли. Нет, современные велосипеды делаются лучше, легче, чем старые, делаются из других материалов, которые позволяют ездить, с одной стороны, быстрее, позволяют делать велосипед легче, жёстче там, разноцветнее и так далее. Но при этом велосипед всё-таки требует большего технического обслуживания, или, хотя бы, мытья и смазки, чем обычный советский велосипед. Как минимум, нужна велосипедная смазка для цепи. Если вы не хотите больше ничем вообще заниматься, кроме как вытирать велосипед и смазывать.
В: Ну, как раз сейчас на зиму многие поставили велосипеды куда-то в угол, кто-то повесил не стену.
ДЖ: Да, и если вы повесили на стену, надо смазать цепь; если вы продолжаете кататься, надо ещё больше смазывать цепь на велосипеде, потому что соль, вода, снег – они способствуют…
В: И, если повесили, достаточно смазать один раз на зиму или?
ДЖ: Одного раза достаточно: скажем так, с большим запасом один раз смазали цепь, чтобы, конечно, не капало вам на пол, и до весны вам хватит.
В: Есть же разные средства, для того чтобы смазывать цепи: есть аэрозоли, есть не аэрозоли.
ДЖ: Ну, аэрозоли как всегда: кто-то любит сливки, взбитые в баллончике, кто-то любит густые взбить самостоятельно. Я, как велосипедист продвинутый, рекомендовал бы всё-таки смазку покупать капающую из носика тюбика. Так проще накапать именно туда, куда надо, и не обляпать всё вокруг включая тормоза на велосипеде. Аэрозольный баллон, конечно, проще, легче и, конечно, многоцелевой он становится: им можно покрыть весь велосипед для консервации, можно покрыть внутреннюю поверхность крыльев, чтобы вода не застаивалась, чтобы с велосипеда быстрее грязь отваливалась, и т.д. Можно покрышки покрыть этим составом, чтобы они были практически как новые. Но, обычно, аэрозольная смазка смазывает всё вокруг в радиусе полуметра, в том числе и тормоза. Не забывайте, что при смазке велосипеда нужно следить, чтобы смазка не попадала на тормозные колодки, на обода, на диски тормозные.
В: Почему?
ДЖ: Потому что тормоза перестают тормозить при наличии смазки.
В: Да, из-за отсутствия трения.
ДЖ: Просто перестают тормозить.
В: Только в этом причина?
ДЖ: Только в этом.
В: Ну, тогда ничего страшного: вытер и пошёл, то сеть не испортишь этим ничего.
ДЖ: Ну, испортить совсем не испортишь, но пару неприятных мгновений, там, на спуске или перед столбом можешь испытать.
В: Хорошо. Смазка – первый велоаксессуар, который лучше сразу купить в магазине при покупке велосипеда.
ДЖ: Второй аксессуар, который у вас рано или поздно появится, будете ли кататься в городе, по бездорожью или только в соревнованиях участвовать, - вам обязательно потребуется запасная камера. Стекляшки, острые грани камней, гвозди никто никогда не отменял на улице.
В: Запасная камера или клей?
ДЖ: Я рекомендую, на самом деле, и то, и другое. Клей не исключает, и заплатки не исключают запасной камеры. Запасную камеру вы поставили – и сразу же поехали. То есть на гонке, к примеру, гонщик, проколовшись, может осуществить эту замену в течение минуты. Некоторые даже умудряются быстрее. Наличие клея… Это, конечно, меньше упаковочка, которую вы с собой возите…
В: 5 – 10 минут – и поехали.
ДЖ: Но вы потратите минут 10. Да, 5 – 10. Если уж точно так же, по-спортивному, подходить к заклейке камеры, то у вас должно будет это занять 12 минут, скажем так, не больше. Даже не 12, а 7 минут: 5 минут на то, чтобы клей схватился, и минуту до и минуту после на разбортирование и забортирование обратно покрышки. Да, если у вас с собой в дороге далеко от города есть камера или аптечка, но нет насоса, то не имеет смысла возить эти вещи. Соответственно, прибавляется насос.
В: Насос, да. Ну, насосы сейчас есть вполне себе компактные, 20 – 30 см.
ДЖ: Даже меньше. Бывают насосы на баллончиках, которые моментально накачивают колесо.
В: Причём очень быстро.
ДЖ: Да, в течение 30 секунд вы накачаете одно колесо, второе, третье…
В: Не нужно, как раньше, помнишь, эти автомобильные насосы ножные, когда у друга-автомобилиста всегда все спрашивали: «Есть насос с собой? Быстро шину накачать». Сейчас всё гораздо проще.
ДЖ: Как ни странно, не имеет смысла сейчас уже, в современной России, в современном, скажем так, мире, не имеет смысла подходить к автомобилисту за насосом. У некоторых нет его с собой, а некоторые… Один раз мне даже незнакомый человек, к которому мы обратились за насосом, при наличии новенького «Мерседеса» сказал: «Вы знаете, я знаю, что у меня есть насос в машине, и это написано в паспорте, но не знаю, где. Хотите – ищите». Вот такая ситуация. А для всех этих мелочей не обязательно покупать какую-то сумку или рюкзак. Сейчас все насосы, запаски…
В: Всё это крепится на раму, да?
ДЖ: Всё это крепится на раму к велосипеду, можно повесить на велосипед маленькую сумочку. Если у вас шоссейный велосипед, то у вас малюсенькая камера в кармане.
В: Опять же, я тебя перебью, есть жилетка Вассермана, туда вмещается ещё больше аксессуаров.
ДЖ: Конечно. У велосипедиста всего лишь три велосипедных кармана на спине. Туда помимо насоса, запаски помещается ещё куча всяких вещей: пачка денег, пол-литра жидкости, чуть ли не батон колбасы влезает.
В: Батон колбасы – неплохо!
ДЖ: Ну, с другой стороны, мне, к примеру, не нравится ездить в велорубашке. Когда ты одеваешься легко и тонко, и хорошая погода, меня как-то ломает брать с собой и насос, и запаску, и ещё что-то. Я беру с собой ключи только, пятьсот рублей на обратную дорогу и телефон на всякий случай.
В: А, всё-таки на такси постоянно обратно ездишь?
ДЖ: Ну, на автобусах. На такси редко сажают. На автобусах часто я езжу, проколовшись где-то за городом.
В: Хорошо. Получается, что для начала нужно, как минимум, четыре-пять вещей. И обойдётся это в какую сумму? Насос, я знаю, по крайней мере, небольшой, какой-то китайский покупал за триста рублей вообще. И он вполне неплох.
ДЖ: Хорошего качества вот такие насосы – рублей пятьсот рассчитывайте, камера – рублей двести, набор заплаток – 100 – 150 рублей – вот, не больше тысячи всего получается первый набор.
В: Всего тысяча? Очень неплохо.
ДЖ: Заметьте ещё, между прочим, опять-таки потихонечку я маленькими шажками к теме праздников пододвигаюсь. Многие магазины в пределах праздников или когда уже велосипедный сезон на излёте, когда велосипеды особо не продаются, этот необходимый запас инструментов и набор мелочей дают чаще всего в подарок к велосипеду. Вот у нас сейчас в магазине такая акция проходит: к каким-то велосипедам даётся насос, запаски, к каким-то велосипедам подороже, поинтересней даются уже даже фонарики, компьютеры и так далее.
В: Очень неплохо. Значит, есть несколько вещей, всё это в тысячу рублей выйдет на начальном этапе. Но есть же этап не начальный, когда хочется что-то ещё. И что ещё можно из аксессуаров? Мы не говорим сейчас, наверное, о каком-то апгрейде велосипеда.
ДЖ: Я понял, о чём речь. Опять-таки у меня есть некоторая тяга к систематизации. Первую часть, что минимум касается велосипеда, мы закрыли, будем считать. Вторая часть – это уже касается, наверное, комфорта самого велосипедиста. Я бы рекомендовал…
В: То же сидение, да, наверное?
ДЖ: кому-то потребуется, безусловно, сидение.
В: Кому-то даже большое.
ДЖ: Кому-то даже большое, кому-то даже на свой спортивный… Да я бы сказал так: обязательно людям, которые, поддавшись некой моде купили велосипед горный, для катания изредка, для того чтобы бороться с лишним весом, таким людям обязательно. Скажу прямо: тем, кто совершил ошибку в покупке велосипеда, покупка нового седла обязательно понадобится. Хорошее седло 1500, 2000, а то и 3000 будет стоить – широкое, мягкое, из современных синтетических материалов. Но это не главное. Первоочередные вещи для велосипедиста, которые, я считаю, нужно купить, и, я думаю, большинство велосипедистов со мной согласятся, - это перчатки и очки спортивные небьющиеся, которые хорошо защищают глаза от ветра, от пыли, от дождя, от камешков, которые летят из-под колёс.
В: Очки.. Значит, обычные очки солнечные не подойдут?
ДЖ: Ну, я бы сказал, опустим слово велосипедные, нужны спортивные небьющиеся пластиковые очки.
В: То есть примерно такие, которые сейчас на тебе?
ДЖ: Ну, нет, не такие. У меня спортивные, небьющиеся, но, с точки зрения велосипеда, всё-таки слабоватые очки: они плохо защищают от ветра.
В: Они должны прилегать так-то близко очень к скулам, да, к бровям?
ДЖ: Короче, закрывать глаз со всех сторон от ветра, от воды и от грязи. Перчатки нужны вот для чего…
В: Мозоли?
ДЖ: Как ни странно, они нужны не для мозолей и не для того, чтобы вам удобнее было за руль держаться.
В: Для сцепления с…
ДЖ: Нет.
В: А как же?
ДЖ: Хитрость заключается в том, что перчатки нужны на всякий случай, если вы падаете. Перчатки, как ни странно, сохраняют локти и колени. Падая с велосипеда, кто покупает современный велосипед, обязательно нажимает на передний тормоз. То есть большинство падений совершается вперёд, через переднее колесо. Здесь спасают только руки. И меньше проблем будет, вы больше будете кататься, чем лечить поцарапанные ладони и локти.
В: Хорошо. Очки фирмы Oakley, да?
ДЖ: Oakley, да.
В: Oakley – недешёвая достаточно фирма. Ну, для обычного велосипедиста покупать очки даже за 3500 – 4000 рублей – это перебор.
ДЖ: На самом деле, не согласен. Знаете, как попробовал хороший кофе – больше не будешь его пить, где бы то ни было. Мне посчастливилось работать, скажем так, с этими очками, мне посчастливилось их носить. Кроме них, не ношу ничего.
В: Читать возможно даже…
ДЖ: Да. А реально хорошие очки (не будем сейчас хвалиться и называть какие-то бренды)… Хорошие спортивные очки, во-первых, они призваны сохранять мир таким, какой он есть без очков. Они поддерживают оптическую корректность: вы видите всё без искажений – это в первую очередь. Как ни странно, очень многие люди у нас, кто либо имеет очень острое зрение, либо, наоборот, кто имеет некие дефекты зрения, они при носке солнцезащитных или диоптрийных очков испытывают дискомфорт: болит голова, иногда у некоторых нарушается даже координация. Вот именно хорошие дорогие очки позволяют вот именно таким людям либо с острым зрением, либо со специфическим зрением: они позволяют ходить в очках точно так же, как и без них. Вторая вещь, которую призваны выполнить очки хорошие, спортивные, - это сохранить зрение и сохранить глаз в случае какой-то катастрофы, в случае удара, падения и т.д. Мои знакомые спортсмены, мои друзья, у меня есть несколько человек, которые реально попали в такую ситуацию. Будь на них дешёвые китайские очки, человек лишился бы глаза.
В: Сохраняют?
ДЖ: Да, пластиковые, как ни странно, опять-таки развею некоторые мифы, хорошие очки, современные, сейчас делаются только из пластика.
В: Не стекло?
ДЖ: Не стекло, ни в коем случае.
В: Стекло может попасть в глаз?
ДЖ: Стекло – оно бьётся, оно оставляет зазубрины при разбивании очень острые. Пластиковые очки – они либо не бьются в принципе линзы, либо бьются, но без всяких последствий.
В: При ударе кулаком?
ДЖ: Ну, честно, есть некая легенда в фирме Oakley, и даже не одна, и подтверждена она фотографиями и чуть ли не снимками больничными, когда в автокатастрофе очки, правда, там были уже не пластиковые очки, спасают череп при ударе о переднюю стойку автомобиля. При столкновении лобовом на большой скорости человек не пристёгнутый ударяется лбом обо что-то, у него на голове находятся очки, и они своей оправой (оправа не бьётся, не раскалывается, она как-то сминается, распределяет энергию удара)… И у человека, в принципе, остаются шрамы на голове, но он после этой катастрофы, счастливый, пишет письма в компанию Oakley и демонстрирует всем фотографии и целую голову.
В: Собственно, нарочно не придумаешь! Такую кампанию в сети не купишь явно! И такую историю. Хорошо. Получается, очки, да, перчатки?
ДЖ: Перчатки я бы порекомендовал…
В: Перчатки не так дорого стоят, как очки, получается?
ДЖ: Недорого, да. Ну, тут тоже знаете как: привыкли вы в чём-то хорошем ходить – вы купите хорошие. Хорошие перчатки вам будут стоить порядка тысячи рублей, даже больше.
В: Это не так дорого, как очки за 4000.
ДЖ: Если холодная погода, то перчатки будут дороже, потому что там производители не дремлют, подключаются производители мембранных материалов, каких-то суперутеплителей, и в таких перчатках на велосипеде можно и зимой кататься. У меня, к примеру, руки мёрзнут зимой, но некоторые катаются даже в тонких перчатках с мембраной. А я вот вынужден в варежках это делать, почему, наверное, и не люблю кататься на велосипеде зимой. Дальше по поводу удобства. Имеет смысл приобрести какую-то специфическую спортивную одежду или лучше, конечно, велосипедную. Чем она хороша? Тем, что она не мокнет, лучше позволяет дышать телу, в итоге – комфортно. Потом ещё имеет смысл вам задуматься вот о чём: если вы покупаете велосипед спортивный, шоссейный или горный велосипед, на большинстве спортивных современных велосипедов стоят жёсткие узкие сёдла, они как раз рассчитаны на специфическую велосипедную одежду. Это некие трусы велосипедные в обтяжку, как все привыкли думать, но иногда, бывает, зачастую появляется на улицах одежда, которая выглядит, как обычная ходильная: большие шорты красивые, типа купальных, но внутри встроены велосипедные трусики, и в этих трусах стоит… мы это на велосипедном сленге называем «памперсы». На пятой точке расположена такая специфическая анатомическая прокладка из хитрых материалов современных.
В: Ну, а для женщин она не увеличивает объём пятой точки?
ДЖ: Нет, она не на всю, скажем так, ж…, она расположена… прокладка эта по форма напоминает форму седла. Вы фактически на ней только сидите.
В: И вот та часть тела от сидения постоянного на жёстком сидении устаёт?
ДЖ: Не устаёт.
В: Не болит?
ДЖ: Не устаёт, не болит и не натирается. Да, опять-таки из наших магазинных велосипедных баек: люди приходят и говорят, что на ваших сёдлах невозможно кататься. Мы-то думаем, что люди катаются с крайнем случае в спортивных синтетических штанах. Не, ездят в джинсах, чуть ли не в ватниках, поэтому всё наминается, преет, и неудобно. Реально на современном хорошем велосипеде, на узких сёдлах невозможно ездить…
В: Стоит всё-таки купить велоформу. Полностью, полноценную велоформу?
ДЖ: Да.
В: Футболку или кофту, чтобы не потеть и ездить в жаркую и относительно тёплую погоду.
ДЖ: Есть одежда и для экстремально низких температур.
В: Есть. Это сочетание, видимо, термобелья и чего-то ещё.
ДЖ: Да, да, да. Есть. Бывают и непродуваемые штаны, и очень тёплые, и очень вентилируемые – вариантов на самом деле очень много.
В: Ну, это само собой. С другой стороны, мы же сейчас говорим о людях обычных, которые зимой не катаются, это уж точно, и для многих, скажу честно, это вообще дикость – выехать на велосипеде вот в такую пургу, которая сейчас за окном.
ДЖ: Для меня, если честно, это тоже дикость, конечно.
В: Вот. Для обычного времени велоформа тоже бывает разной. А бывает совсем недорогая, как и термобельё, по сути.
ДЖ: Да.
В: Термобельё тоже бывает обычное, неизвестно, каких фирм, в «Спортмастере», например, продаётся. Что это за фирма? Откуда её взяли? Иногда не совсем ясно. А бывает «Соломон» или что-то ещё повыше рангом.
ДЖ: Безусловно. Причём ещё бывает так: многих людей, во-первых, отталкивает от покупки велосипедной одежды наличие логотипов каких-то спонсорских и велосипедных, бывает без них.
В: И часто отсутствие адекватных цветов и ужасной иногда расцветки непонятной.
ДЖ: По поводу ужасных цветов тут ещё, смотри, двоякая ситуация.
В: И с термобельём та же ситуация, между прочим.
ДЖ: Велосипедная одежда должна быть яркой. Велосипедисты плохо видны на дороге, и, чем ярче рубашка и шлем, тем вам же, в принципе, лучше, тем дольше вы будете кататься на дороге.
В: Кстати, опережая, наверное, какие-то комментарии, а может, опережая новостные сводки… Недавно совершенно приняли закон о том, что все пешеходы теперь, по крайней мере, в ночное время, во время, когда видимость плохая, должны, обязаны иметь на себе какие-нибудь элементы одежды со светоотражающими полосками и чем-то ещё, чтобы автомобилисты могли их видеть.
ДЖ: Это мы теперь по городу как снеговики и клоуны будем ходить?
В: Ну, что-то должно быть. Кроме шуток, это законопроект уже принятый. Я недавно как раз слышал по радио в одной из передач об автотранспорте и т.д. и вообще об автомобилях. Такой закон есть, и, наверное, это распространяется, и на других участников движения, в том числе и велосипедистов, скорее всего.
ДЖ: Касательно велосипедистов. Вот ещё одна категория вещей, которые must have («должен иметь») велосипедист, передвигающийся где-то по дорогам за пределами города, ну, кто много ездит по дорогам, а в Европе, в Финляндии, нельзя ездить без фонариков, без переднего и без заднего.
В: Это на законодательном уровне?
ДЖ: Да, на законодательном.
В: А в России?
ДЖ: В России пока что это законодательно не закреплено.
В: То есть можно ездить, как хочешь? В шлеме – без шлема…
ДЖ: Ну, в принципе, да. С фонариками или без, по течению или против.
В: Я знаю, что профессионалы катафоты с колёс сразу снимают, потому что это моветон считается.
ДЖ: В принципе, да, но кто-то, наоборот, оставляет.
В: Но из называют… Вот лох поехал…
ДЖ: Но это смешно!
В: Детский…
ДЖ: На эти темы сложно очень говорить. Детские велосипеды. Скажем так, существует некий стандарт, по которому все продают велосипеды. Крупная фирма-производитель неизвестно, в какую страну отправит велосипед: в Россию или в Германию.
В: Для них самих это сюрприз?
ДЖ: Для них – да, для них самих сюрприз, где продаётся их велосипед. Так вот, представьте себе, профессиональный велосипед для экстремального спуска с горы приезжает. Его достаёшь из коробки, на нём по стандарту обязательно будут висеть катафоты на колёсах. Этот велосипед, возможно, даже никогда асфальта не увидит, не говоря о том, что по дороге на нём поедут. Катафоты будут на колёсах стоять обязательно. Передний катафот белый стоит, задний катафот, красный, стоит. И ещё на таком велосипеде стоит звонок обязательно. Я знаю, по крайней мере, одну такую компанию.
В: Это ты имеешь в виду детские велосипеды?
ДЖ: Взрослые, профессиональные велосипеды.
В: Я вот ни разу не видел ни одного звонка ни на одном велосипеде.
ДЖ: Недавно видел…
В: Или их в магазинах снимают и продают отдельно?
ДЖ: Нет, просто разные фирмы, скажем так, да, зависит от крупности… Давай так, конкретно говорить. Велосипеды фирмы Giant все абсолютно поставляются с катафотами и со звонками.
В: Ну, вот Merida, например, точно без звонков. Author точно без звонков.
ДЖ: Author без звонков – подтверждаю, Merida без звонков – подтверждаю. В зависимости от того, какой велосипед. Дорожный – да. Детский – да.
В: Ну, то что ты прав насчёт катафотов - на колёсах спереди и сзади есть везде.
ДЖ: Каюсь, могу поспорить. Два велосипеда: карбоновый шоссейник со звонком и с катафотами…
В: Это смешно!
ДЖ: Вот буквально две недели назад я такой видел, из коробки доставал. И полгода назад доставал из коробки даунхильный велосипед Giant Gloria: катафоты и звонок. Самое смешное, этот звонок нельзя присобачить на другой велосипед, на дешёвый – диаметр руля другой. Там звонок рассчитан вот на такенный руль!
В: Он не затягивается?
ДЖ: Он не затягивается.
В: Что ж, они ограничили способ употребления этих звонков.
ДЖ: И вот, по поводу необходимых вещей. Катаетесь если по дорогам, если вы дорожите жизнью и здоровьем своего ребёнка, который катается во дворах, приобретите, как минимум, задний фонарик – яркий проблесковый маячок.
В: Они от батареек питаются?
ДЖ: Да, они питаются от батареек.
В: А динамо-машина?
ДЖ: Бывают велосипеды с динамо-машиной, электровелосипеды. Там обычно весь электрический сёрквед замкнутый, там автоматически. На некоторых велосипедах даже стоп-сигналы уже стоят даже не опционально, а в стоке. Фонарики нужны. Если вы планируете подарок или вы планируете выезжать куда-то за границу, обязательно вам понадобится белый сигнал и задний, ну и шлем. Кстати, да.
В: Это за границей практически везде?
ДЖ: Да, в России, если вы хотите участвовать в соревнованиях, вас, напомним, без шлема не допустят ни на какие соревнования.
В: Кстати, вот шлем. Многие, в том числе непрофессиональные велосипедисты, сейчас по городу катаются в шлеме. С одной стороны, это не очень симпатично на многих лицах русских… Нужно это или нет?
ДЖ: Не шлем красит человека, а человек красит шлем.
В: Просто по мне, так это смешно. И в детстве кататься со шлемом – это какое-то дурновкусие, как минимум.
ДЖ: Ну, это менталитет. А с другой стороны, вспомните…
В: Или ботанство. Или кретинизм.
ДЖ: А вспомните дурновкусие, которым мы все, наверное, в детстве на велосипедах страдали, вот эти карточки или картонки, трещащие по спицам. По идее, тоже сейчас если вспомнить, зачем это делалось?
В: В общем, стандарты европейские какие-то и отношение европейское к велоотдыху, к велопрогулкам, оно постепенно добирается до России, по крайней мере, до Петербурга и до Москвы. И многие действительно катаются в велошлемах. И велошлем сейчас становится опять же обязательным аксессуаром.
ДЖ: Да. Must have. Я думаю, что в течение нескольких лет, тем более, если мы сейчас в ВТО вступили, какие-то начнут правила европейские действовать, я думаю, что в течение года-двух, максимум пяти…
В: Загнутся все русские производители!
ДЖ: … нас всех заставят кататься в шлемах.
В: Кстати, шлемы. Они бывают вот такие, обтекаемые, с какими-то проплешинами как будто. Знаешь, как расплавленная пластмасса какая-то. Бывают какие-то другие, да, наверное? Или все спортивные велосипедные шлемы одинаковые?
ДЖ: Ну, приблизительно так. Скажем так, шлемы нужно разделить на несколько категорий. Детские – это специфический размер, специфическая расцветка – всё понятно здесь, по-моему. А взрослые надо разделить на, грубо говоря, две категории: одна полностью защищающая голову, фулфейс так называемый, там, где челюсть бывает съёмная, а бывает несъёмная.
В: А уши тоже защищены?
ДЖ: Да, там всё. Он выглядит практически как мотоциклетный шлем.
В: Просто небольшой?
ДЖ: Большой, как мотоциклетный, просто от мотоциклетного весом отличается и индексом защиты. Эти велосипеды для экстремальных видов спорта предназначены, для BMX, в общем, для гонок.
В: Я понял, о чём ты сейчас хочешь сказать.
ДЖ: Но многие, я вижу, в Питере есть несколько человек, которые катаются в таких шлемах постоянно. Это не очень удобно, чуточку тяжелее и жарче в таком шлеме.
В: Но если тебе такой подойдёт, смысл покупать ещё один?
ДЖ: Точно-точно. Но если ты дорожишь своей головой и своим мозгом тем более, лучше его всё-таки защитить. А все остальные спортивные шлемы: шоссейные, кросс-кантрийные, они отличаются только размером, весом, количеством отверстий. Чем дороже шлем, тем больше в нём отверстий, но при этом он лучше защищает голову при ударе, тем он легче и удобнее фиксируется на голове. Ну, а расцветка – это уже дело такое, что называется, кому нравится. Ещё можно отличить по косвенным признакам шоссейный велосипедный шлем от горного: по наличию козырька. Считается вроде как на шоссе можно шапочку под него поддеть, и козырёчек съёмный не нужен. Но опять-таки большинство крупных производителей любой шлем комплектует козырьком съёмным пластиковым: кто хочет – надевает, кто хочет – нет. Я, к примеру, вот не надеваю – желания нет.
В: А есть ли какие-то специфические наборы аксессуаров? Для дома мы уже поговорили, наверное, этого достаточно, из смазки, насоса и набор ключей какой-то небольшой…
ДЖ: Вот, кстати, да, мы ключики забыли.
В: Но набор ключей… Есть же сейчас универсальные ключи.
ДЖ: Они – нет, универсальный плохой.
В: Швейцарский нож я имею в виду, где всё выдвигается. И недорогой.
ДЖ: Да, наборчик шестигранников сейчас на самом деле можно. Недорогой – не сказал бы. Можно купить недорогой: 300, 400, 500 рублей, а, к примеру, каюсь, я, как ворона, вижу часто на выставках блестящие какие-то наборы инструментов, ещё чего-то. Я недавно купил качественный красивый наборчик: понравилось, как он выглядит, как он лежит в руке. Розничная цена такого набора порядка 100 долларов, то есть 3000 рублей. Он сделан из качественных материалов, красивый, не будем говорить название фирмы-производителя, но, взяв такой инструмент в руку, ты понимаешь, сразу даже чувствуешь, чем дешёвая вещь отличается от дорогих.
В: Но это, пожалуй, для какого-то серьёзного ремонта? Зачем такой набор?
ДЖ: Нет, несерьёзного. Ну, знаешь, как бывает разница: часы бывают всякие – бывают за 500 рублей, а бывают за …
В: Нет, часы – это другое, часы всегда на виду, в отличие от набора инструментов.
ДЖ: Не скажи. Достаёшь такой шестигранничек на работе – все, кто знает, все, кто понимает, сразу видят.
В: Мы говорим об обычных людях, которым вполне достаточно набора за 400 рублей. Но есть ведь и не домашние наборы, а, например, набор велоаксессуаров, велозапчастей, например, в поход. Если человек поехал за город, вот тут уже, наверное, что-то меняется и что-то добавляется к этому списку, который мы уже озвучили.
ДЖ: Скорее, даже такие наборы можно назвать «наборами выживания». Я, конечно, преувеличиваю немного. На самом деле есть. На эту тему написано дофигища статей в наших журналах. Жгут, хомутики…
В: Велоаптечка, да?
ДЖ: Суперклей. Ну, скажем так, у нас такие наборы не выпускаются и не продаются. Такой набор можно собрать самостоятельно, с учётом своих каких-то потребностей. В такие наборы обычно входят какие-то велосипедные предметы: инструмент, заплатки. Помимо чисто велосипедных, но с велосипедным назначением нужны обязательно хомутики (что-то отвалилось – прикрутить), сменные тросики, возможно, 1 – 2, перочинный ножик обязательно. В сети и в велосипедных журналах очень любят показывать такие вещи, когда люди, уехав куда-то далеко кататься, ломают, к примеру, руль или раму. При помощи перочинного ножа, скотча и хомутиков всё это восстанавливается, человек реально едет на сломанной раме обратно, доезжает хотя бы. Вбивает чопики в раму, потом соединяет как-то, скручивает, и доехать можно.
В: Прямо как сломанную ногу практически.
ДЖ: Практически да.
В: Ну, и ноги ломают, наверное?
ДЖ: Недавно совсем видел фотографии из похода каких-то таких не очень подготовленных велосипедистов, по-моему, по Карельскому перешейку. Они сначала сломали руль.
В: Там, где мозги?
ДЖ: Нет, сломали руль, вставили сначала чопик – закрутили как-то его, с ним ехать неудобно было. В итоге люди сделали, как делают сразу нормальные велосипедисты: берётся палка, из неё вырезается новый руль. И на деревянном руле доехали.
В: Забавно.
ДЖ: Потом в такие наборы ещё кидают часто куртку лёгкую (ветровку), может быть, дополнительный комплект…
В: Но это ведь обычный походный набор…
ДЖ: Не совсем, велосипедный. У велосипедиста специфика такая: с собой очень много тащить тяжело, неудобно, и это отразится на твоей скорости. Поэтому ты одеваешься во что-то лёгкое и берёшь с собой одну-две вещи, чтобы добавить слоёв к телу, к примеру, какую-нибудь бельевую тему, фуфайку и ветровку снаружи.
В: Но не шерстяные вещи точно?
ДЖ: Точно не шерстяные и не хлопковые.
В: Какой материал лучше использовать? Синтетику?
ДЖ: Скажем, обтекаемая, наверное, синтетика. На велосипеде мне, например, не нравится, когда к синтетике хоть что-то примешивают. Смесевые вещи мне тоже очень не нравятся. Объясню это. Свои ощущения объясню физикой, почему это происходит. Синтетические волокна они меньше, уже полюбасу и априори последние лет 10 так на рынке сложилось, они не впитывают воду, лучше её испаряют вовне, не промокают и, даже промокнув, сохраняют термослой, они тебя согревают. Поэтому как только в твою одежду примешивается какое-то количество натуральных материалов, это означает, что характеристики твое одежды ухудшаются: будет мокро, будет чуть холоднее и будет меньше испаряться. Поэтому для велосипеда как для интенсивного вида спорта, в котором ты очень сильно потеешь, рекомендуют только синтетику. И не смешивать. Не добавлять ни шерстяные носки, ни… Точно так же нужно во всех слоях одежды, когда вы послойно одеваетесь: бельё, промежуточно-утепляющий слой, куртка – не смешивать: всё должно быть синтетическое. А внешний слой (куртка) должен обладать повышенной функцией вентиляции: должны быть какие-то подмышки открывающиеся, куртка должна быть продуваемой.
В: Да, я знаю, бывают такие куртки, где подмышки расстёгиваются молнией, там сеточка.
ДЖ: Да, это позволяет активно испарять пот, который накапливается у вас под курткой, и вам будет в конечном итоге теплее, будет комфортнее и веселее ехать.
В: Кстати, вспомнил ещё один аксессуар, который как раз может понадобиться в походе, например. Это крылья. Крылья же можно прицепные с собой брать.
ДЖ: Да, что-то совсем забыли.
В: Почему нет?
ДЖ: Да, прицепные крылья.
В: Крепятся они, я знаю, по-разному: есть какие-то прорезиненные штуки, которые надеваются на седло, скрепляются сверху чем-то ещё.
ДЖ: Бывают. Бывают на хомутах. А ещё я даже видел: бывают надувные крылья. К примеру, заднее, оно у тебя закреплено под седлом, такой некий замочек.
В: Надувные, но с каким-то каркасом?
ДЖ: Нет.
В: Но сдувать же будет. Смысл тогда?
ДЖ: Ну, оно получается дутое такое крыло надувное, оно держит форму. Оно не полностью закрывает.
В: Вправо-влево его не шатает?
ДЖ: Нет, получается достаточно жёсткая конструкция.
В: Но в походе крыло-то, мне кажется, вещь обязательная, хотя бы заднее.
ДЖ: Да, как минимум. На самом деле, что греха таить, на гонках тоже. Последний марафон мы здесь ездили в октябре.
В: Ну, гонщики, как правило, даже в плохую погоду, им-то всё равно.
ДЖ: Заднее крыло, поверь, очень сильно спасает.
В: Испачкаешься и всё…
ДЖ: Испачкаться ты по-любому испачкаешься: у тебя будет грязь на макушке. Основная функция крыла – сохранить сухим седло. На сухом седле ехать приятнее, и ты лучше на нём держишься. А когда ты, к примеру, быстро едешь, ты в него упираешься, нужна точка опоры. Теряется эффективность педалирования, когда ты ездишь по седлу.
В: Между тем, крылья прибавляют вес.
ДЖ: Нет, бывают такие ситуации, когда гонщик едет и с передним, и с задним, и с полными крыльями. Must have даже, для похода это нужно.
В: Причём да, учитывая то, что есть модели совсем сейчас компактные, раскладывающиеся, надувные, как ты говоришь…
ДЖ: А есть иногда, наоборот, закрывающие полностью колесо, где даже на высоких скоростях у вас будут мокрыми только ноги. Такие тоже варианты бывают. Посмотрите на свой велосипед или, опять-таки по поводу Нового года, на велосипед человека, которому вы хотите сделать подарок.
В: То есть тебе всё-таки кажется, что велосипедисту есть что подарить?
ДЖ: Да, конечно, есть что. Большинство велосипедистов… Вообще можно хитро с ними поступить: поговорить на какую-нибудь околовелосипедную тему с человеком, кто на нём катается.
В: И он не будет подозревать, что зимой кто-то додумается что-то ему дарить.
ДЖ: Да, никто из велосипедистов не ждёт велосипедный подарок на Новый год, но вот именно в этот момент можно его подкараулить, и он легко расскажет, что бы он захотел, какие штуки бывают, вы увидите, от чего у него загорятся глаза.
В: Автоматическую трансмиссию. Сколько она, кстати, стоит, интересно? Не must have, но прикольная такая тема.
ДЖ: Не каждый велосипед можно ей оснастить.
В: Наверное.
ДЖ: Я не знаю, думаю, тысяч так за 20 можно практически любой велосипед оборудовать неким подобием.
В: Скинуться и подарить кому-нибудь. Ведь кто сейчас использует такую трансмиссию? Гонщики, наверное.
ДЖ: Нет, автоматику-то никто не использует.
В: Вообще? А зачем её придумали?
ДЖ: Автоматическая трансмиссия используется на городских, таких красивеньких велосипедах. Вот там она реально автоматическая. Там датчик реально считывает вашу скорость, в зависимости от скорости от накидывает вам передачку, переключает её вверх или вниз.
В: А отключать её можно? Переходить на ручной режим? Вот мне интересно.
ДЖ: На той, наверное, можно. Вот на велосипеде, который я видел в продаже пару лет назад, было три скорости на этой автоматике, и отключить её не было кнопки. Там только, видимо, да, физическим отключением проводов. Хотя есть, на YouTube поискать видео, на основе спортивной электронной системы переключения передач, я, по-моему, говорил в какой-то из передач об этом, японцы сделали систему, которая позволяет, не нажимая кнопки, переключать передачи, а усилием, скажем так, мысли.
В: А, да, ты рассказывал. Ну, это очень сомнительно пока, по крайней мере, как мне кажется. Очень сомнительное изобретение.
ДЖ: Некая демонстрация. Почему бы людям не управлять кто-то протезом, кто-то манипулятором усилием мысли. Направление прикладное есть.
В: В любом случае, мы разобрались хотя бы в том, что нужно обязательно, а что нужно ещё сверху немного, и что всё-таки кому-то из велолюбителей, и тем более велопрофессионалов, будет приятно получить какой-то подарок на Новый год. Или на какой-то другой праздник. И из велоподарков могут быть совершенно любые. Кстати, мне кажется, для велолюбителя какое-нибудь сидение, которое даже больше по цвету подходит, более комфортное, к его велосипеду. Мне кажется, уже очень неплохо.
ДЖ: Почему бы и нет? Да, вот, кстати, смотри: могу поделиться такими вещами. На самом деле есть подарки… Скажем так, наборы какие-то или насосы есть у каждого велосипедиста. Существует сегмент таких премиум-товаров для велосипедных аксессуаров, которые делаются из очень хороших материалов, или с очень красивым внешним видом, оформлены как-то хитро. Есть такие. Даже можно тот же самый насос купить, который выполняет те же самые функции, что и обычный, но при этом он будет весить граммов так 50, чуть ли не в 10 раз меньше, чем обычный…
В: Алюминиевый?
ДЖ: Будет сделан из углепластика с алюминиевыми внутренностями. И это тянет на такой подарок премиум-класса, шикарный.
В: Алюминий же плавится, как так?
ДЖ: А зачем плавить насос?
В: А внутри он не нагревается от движения? Воздух же туда-сюда ходит.
ДЖ: Нет. Там не настолько большие температуры, чтоб алюминий плавился.
В: Хорошо. Ну, гнётся. Кто из нас не гнул в школьной столовой ложки или вилки? Кто, скажите? Все гнули.
ДЖ: А, вот в чём тема. Да, надо сказать об этом. Когда мы говорим «алюминий», подразумеваем алюминиевые сплавы всё-таки. И они совсем другими свойствами обладают.
В: Абсолютно. Ну, мы знаем, что алюминий – дорогой материал. Особенно в России, потому что большой отрыв всяких заводов от конкретных мест добычи. Именно поэтому. Мы проходили по географии, я помню. Это было давно.
ДЖ: Когда говорят, что в России дорогой алюминий, вероятно, потому, что самое большое месторождение алюминия находится именно в России. Видимо, поэтому.
В: Да и вообще многое в России дорого. Кстати, вот в завершение программы стоит, наверное, сказать одно: что можно купить не в розницу, а где-то подешевле, покрасивее, с большим выбором. Есть какие-то интернет-магазины, не обязательно русские, а заграничные, где всё это можно заказать. Ну, кроме E-Bay, который в России давеча появился.
ДЖ: Если вы любой велосипедный ресурс российский посетите, вы увидите рекламу этих магазинов.
В: Иностранных?
ДЖ: Самый крупный иностранный магазин, которым сейчас большинство велосипедистов в России пользуются…
В: Рассказывай.
ДЖ: Нет, не буду рассказывать, наверное, может, неправильно так…
В: Нет, правильно. Почему? Это вполне нормально. Логически зайти на сайт «Велодрайва» или какого-то другого интернет-магазина может каждый, но названия иностранных магазинов каких-то известных, ну, предположим, Amazon, в велосипедной индустрии не каждый знает.
ДЖ: Понятно. Сhain reaction cycles.
В: «Цепная велосипедная реакция»?
ДЖ: Да, самый крупный английский магазин, который вышел сейчас практически на №1 в мире.
В: А можно ли доставить в Россию по почте?
ДЖ: Да.
В: Дорого?
ДЖ: Ну, там даже есть опция бесплатной доставки. Если вы заказываете там…
В: На определённую сумму…
ДЖ: Не меньше 7000 – 8000, и доставка абсолютно бесплатная.
В: Доставка EMS, «Почта России»?
ДЖ: Да.
В: Это не может не радовать. Ну давайте на этой положительной ноте закончим программы. Пользуйтесь правильной почтой!
ДЖ: положительная нота такая, что все-таки подарки велосипедисту не обязательно за границей заказывать. Все-таки, хорошие вещи продаются и в наших розничных магазинах
В: ты имеешь в виду, опять же, эти звоночки, с розовым пушком?
ДЖ: звоночки с пушком, красивые насосы с карбоновым волокном, наборы инструментов красивые, позолоченные, продаются и в России. Далеко бегать не нужно.
В: набор кастетов, которым потом можно что-то откручивать. Тоже есть такие вещи.
ДЖ: разная сувенирка бывает
В: Денис, спасибо, что ты сегодня все разложил по полочкам. Как говорится. Теперь кто-то, например наш звукорежиссер и все люди, которые нас слушают, около 50 человек сегодня собралось рядом со студией, они теперь знают куда идти, за чем, по каким ценам все это можно купить, как не продешевить и выбрать правильный материал для того, чтобы оснастить себя велоодеждой. Счастливо, друзья!