Podster.ru представляет:
Все о велосипедах. Центр полезной информации
Ведущий[В]: Сегодня у нас в гостях ещё 2 человека, которые раскроют, представят нам велосипедную тему. Это Симон и Ярослав – представители компании «Light Тonic». Непонятно, почему не «Gin Tonic». «Light» - «свет». Мы сегодня поговорим о всяких световых велосипедных фичах.
Симон [С]: Да, мы сегодня поговорим о световом тюнинге для велосипедов.
В: У нас полуобразовательная программа для тех, кто «недалёк» в темах, касающихся двухколёсного транспорта, поэтому вам сегодня придётся раскошелиться на слова и рассказать более подробно о том, что это, как вы пришли к этой идее, что такое подсветка? Я так понимаю, что это не просто и всякие прочие вещи, которые стоят на любом велосипеде в стандартной стоковой комплектации.
С: Изначально наша компания ставила перед собой задачу дать предложение, которого не существовало до этого на рынке. С этой целью мы мониторили западные предложения, смотрели, что популярно и развито в других странах. И каким-то образом мы для себя определили, что обычный свет, устанавливающийся на велосипеды, такие как светоотражатели или фары переднего или дальнего света, габариты, достаточно распространены, но не решают задачи идентификации велосипеда с боковой части. И мы искали решение, которое бы соответствовало этой задаче… Ярослав может рассказать, о том, как происходил процесс поиска. Мы достаточно много времени уделили этому.
В: Поиска чего? Технологического, технического решения?
С: Да. Мы, безусловно, искали уже готовое решение, потому что небольшой мониторинг показал, что велосипедисты тоже озадачены этой проблемой. Они решали задачу «колхозным» способом, если назвать это условно. Они самостоятельно приспосабливали фонарики, светодиоды на свои велосипеды. Но это не было фабричным способом сделано. Только кустарным способом, ненадёжно. Порой это вызывало ироничную ухмылку. Но к этому можно по-разному относиться. Мы искали готовое решение.
В: Ярослав?
Ярослав [Я]: Хотелось бы отметить, что Симон сказал о безопасности на дороги. Да, в первую очередь – это безопасность. В нашей стране нет велосипедных дорожек.
В: В Петербурге всего-навсего около 20 километров. Это правда.
Я: да, это правда, поэтому приходится выезжать или на тротуары, что мешает пешеходам, или на проезжую часть, где передвигаются машины с большей скоростью, чем велосипедисты. И с другой стороны мы искали подход к персонификации каждого велосипеда. Каждый велосипедист желает выделиться, ведь велосипед – это, по сути, железный друг. Велосипедист может кататься на протяжении целого дня или полудня и, соответственно, они большое внимание уделяют персонификации велосипеда.
В: Т.е., ваша продукция решает сразу 2 задачи: во-первых, персонализация каждого велосипеда: что он особенный, каждый отдельный по себе, становится круче за счёт дополнительного света. Как неоновая подсветка на дне машин, что было распространено совсем недавно.
С: Да, сейчас это запрещено, но с велосипедами это гораздо проще.
В: Такой вопрос
С: недавно 2 белоруса, живущих в Англии, в одной из самых известных передач о стартапах на BBC «Dragon Dan» получили около 100000 фунтов инвестиций в свой проект, который называется «Световая реклама на велосипедах». За счёт движения колёс там высвечивается, например, Фанта – любой бренд. И они это направление развивают. У них есть собственное производство. И как то они технологию разрабатывали. Вы не слышали об этом?
С: Благодарю за хорошую бизнес-идею. На самом деле, мы не 2 белоруса в Британии, но я думаю, что в этом направлении имеет смысл отдельно поработать. Это интересно – монетизировать своё транспортное средство. В том числе новый канал коммуникации
В: Более того, это красиво.
С: Зависит от того, как это сделано.
В: Сделано клево. Почитайте. Я думал, вы об этом слышали уже.
С: Нет.
Я: Симон, просто не упомянул, на самом деле у нас в линейке есть одна из топовых моделей, которая даёт возможность вручную программировать изображение на спицы своего велосипеда.
В: Тогда расскажите немного о своей продукции. Что вы производите, как это работает, сколько у вас позиций?
С: У нас на данный момент чуть менее 10 позиций. Мы специально не делали широкий модельный ряд, чтоб не вводить в ступор неподготовленного клиента. Потому что это новое предложение на нашем рынке, и потребитель для начала должен сделать выбор из небольшого количества.
В: Какие виды подсветки у вас есть и где вы все это заказываете? Если не секрет.
С: Не секрет, об этом расскажет Ярослав, потому что он специализируется на технической части. Он расскажет, почему надёжна именно светодиодная подсветка, т.к. мы специализируемся именно на ней.
Я: я бы хотел отметить, что мы сами ввели классификацию. То есть в нашей стране подсветка велосипедов не так развита, как на Западе: Америка, Китай, Германия. Соответственно нам самим пришлось ввести собственную классификацию. И мы разделили подсветку на 3 пункта: крепление на спицы велосипедов, на втулке и на ниппеле. Т.е. у нас 3 направления, которые крепятся.
С: Классификация подсветки зависит от способа монтирования.
В: Куда крепится, так и называется. Чуть менее 10 видов – это что, конкретнее?
С: Они идут по артикулам. Их можно найти в интернет-магазине,посмотреть потому что это надо видеть. Очень сложно описать свет, подсветку, эффекты. Технически это выглядит так: колесо движется и вырисовывается изображение. Есть уже запрограммированное, а есть изображение, которое можно программировать самостоятельно. Есть для этого определённый софт.
В: Ярослав, можно к тебе, как к техспециалисту вопрос, обычный велосипед: что вы на него устанавливаете, чтобы вся эта подсветка заработала? Допустим, самое обычное, где есть просто запрограммированный рисунок – я не говорю о софте, который куда-то встраивается, учитывая что на велосипеде нет ни компьютера, электричества
Я: Все модели подсветки работаю от таблеточек-батареек, и комплектуются светодиодными лампочками. И встроена микросхема с программой.
В: Куда встраивается весь этот блок питания, внутри еще с микросхемой?
Я: совсем необязательно. Это выглядит достаточно просто – в одном корпусе.
В: Да, вижу, светодиодная лампа и батарея внизу.
Я: Да, эта модель простая, она крепится на ниппель. Есть с 1 диодом, с 7, с 11. И т.д. И ценовая категория меняется в зависимости от количества диодов.
В: А где микросхема? Я смотрю, здесь обычная лампочка и тут крепление.
Я: Можно сказать, что это нанотехнологии, потому что всё внутри этого блока – микросхема, контроллер, который управляет светом и 2 датчика: света и движения. Эти устройства работают именно во время езды.
С: Для экономии батареи.
Я: Да, безусловно.
В: Чтобы слушатели поняли: это обычная лампа с защитным стеклом, и внизу небольшой металлический корпус. И всё это 2 сантиметра в высоту и 1 – в диаметре. Как туда помещается микросхема – непонятно. Батарейка вставляется туда же, да?
Я: Да, они идут в комплекте. Светодиоды это очень надежные технологии. Весь мир переходит на них, потому что энергозатратность ниже.
В: А сколько работает батарея и лампа?
Я: Батарея – порядка 20 часов. Около 4,5 вольт напряжение.
С: Соответственно, ресурс светодиодов более десяти тысяч часов по сути это самый малоэнергозатратный элемент нашего времени. Это технология нашего времени, которая в ближайшие годы в нашей стране должна развиться очень хорошо, потому что на Западе все элементы освещения переходят на светодиоды.
В: Хорошо. В самом простом устройстве - какое количество цветов и как менять программу? Или программа одна и та же?
С: Это как раз запрограммировано: модели предустановлены светом и это самая простая модель, которую вы описали.
Я: Она меняет цвета. Она не проецирует узор.
С: Она создает условный узор за счет центробежной силы и получается такой световой круг. Да, вот здесь можно как раз посмотреть.
В: А вот то, что побольше - здесь, я так понимаю, несколько ламп стоят?
С: Да, они все разными цветами светят. Если посмотреть просто в статичном состоянии, это просто будет мигание огоньков.
В: Наподобие гирлянды?
С: Да, наподобие гирлянды, причем разноцветной. Но когда идет вращение, движение, то проецируется узор, который в принципе меняется: он на самом деле статично выглядит на транспортном средстве.
В: Хорошо. Сколько стоит самый дешевый? Давайте поговорим о ценах, потому что это для потребителя тоже важно.
С: Цены на самом деле начинаются от 150 рублей за комплект, это самая простая модель, которую вы держали в руках. И заканчиваются моделями до 5000 рублей.
В: До 5000? Что же делает самая крутая модель за 5000 рублей?
С: Ну, самая крутая модель на самом деле это наша собственная разработка. Ярослав расскажет о ней подробнее сам, потому что технически мы ее разрабатывали достаточно долгое время и потратили на это немало инженерных мыслей и решений.
Я: Да, эта модель называется HirkaBike, похожие аналоги есть в Америке. Он называется The Break Bike, но у нас он более статично выглядит и более длительный срок использования, соответственно, свечения.
В: Как вы пришли к такой разработке? Где вы заказывали такую разработку?
С: Разработку мы делали самостоятельно.
В: То есть, вы взяли аналог и улучшили его, сделали апгрейд?
С: Мы сделали аналог на нашей территории, скажем так. Потому, что технология общедоступна. Ярослав, может, поподробнее расскажешь?
В: Потому что интересен сам процесс. Многих останавливает кажущаяся невозможность что-то скопировать и тем более улучшить. Тем более своими руками, многие говорят, что нужно ехать в Китай, заказывать производство, искать ученых.
С: Кстати, хочу обратить внимание на то, что, к сожалению, абсолютное большинство комплектующих, начиная от самой светодиодной ленты и заканчивая батарейками, все, к сожалению, произведено не в России.
В: В России дорого, насколько я понимаю?
С: В России многие вещи просто не делают. Я не знаю, по какой причине, может, так построена экономика, но на самом деле это обидный факт. Мы хотели, безусловно, поддержать российского производителя и сделать разработку, которая хоть немножко состояла из комплектующих, произведенных в нашей стране, но это большая проблема. Поэтому я считаю, что для того, чтобы какие-то разработки и инновации создавались, для этого нужно менять весь механизм в самой стране и не заказывать все за рубежом, а делать здесь.
В: То есть вам удалось сделать собственную модель?
С: Да.
В: Лучший аналог американской модели, у нас он называется "Ярко-байк". Соответственно немножко изменили название, русифицировали его.
С: Наша подсветка интересна тем, что она влагозащищенная.
В: По поводу защиты тоже важно понять.
С: На весь корпус велосипеда устанавливается, на всю раму. Это большая, около пяти метров, светодиодная лента, RGB, она светит полутонами. То есть свет может быть, начиная от стандартных (синий, зеленый или красный), и заканчивая совершенно невозможными бирюзовыми, фиолетовыми цветами, и все это управляется пультом дистанционного управления.
В: Который прицепляется на руль?
С: Но его можно носить хоть в заднем кармане.
Я: Разработка у нас заняла достаточно длительный процесс, потому что нужно было найти контроллеры, которые регулируют освещение, соответственно мы несколько моделей ставили, находили, экспериментировали и пришли к тому варианту, который нас устроил и наших потребителей. То есть не только мы тестировали, но и люди, которые занимаются велоспортом.
С: В принципе, чтобы посмотреть, как это выглядит в реальности, можно в ютубе набрать "Lightonic" и там выйдет видеозапись.
В: То есть вы это тестировали? Скажите, а если не секрет, вот вы как два фаундера компании - где брали деньги? Вы существуете на свои деньги, или собираетесь и дальше привлечь инвестиции?
С: Вообще, что касается организации собственного бизнеса, то начинается все всегда с головы. То есть возникала мысль по поводу финансирования, но, как выяснилось, когда мы действительно захотели этим заниматься, как-то сами собой нашлись деньги, даже совершенно непонятно откуда. Больших стартовых вложений не было, максимум 30 000 рублей. Мы закупили продукцию, нам помогли, безусловно, наши контакты в Китае, потому что мы часть продукции закупали там. Остальное все были оборотные средства, когда уже пошли первые продажи.
В: То есть сейчас вы уже прибыльная компания?
С: Да, мы вышли в плюс, безусловно, закончив сезон. Причем, даже странно, что заказы поступают и сейчас, и интересен тот факт, что последний на сегодняшний день заказчик - это девушка, которая катается в цирке. Она на моноцикл себе хотела установить нашу подсветку.
В: Хорошо, кстати. Вот по поводу заказов. Есть заказы стандартные, у вас есть наверняка какой-то интернет-магазин, где можно что-то заказать с возможностью доставки, насколько я понимаю?
Я: Да, доставка по всей России, либо в Петербурге. Мы осуществляем свои продажи через торговых представителей и либо через сеть магазинов "Вело-драйв".
В: с этим понятно. Но есть ведь какие-то индивидуальные заказы и можно ли как-то заказать индивидуальный свет именно по своему желанию, проекту?
Я: Это возможно, мы на самом деле за такие заказы беремся, но только в том случае, если считаем, что этот заказ интересен и потом станет массовым. Потому что совершенно не хочется делать какие-то решения, которые не будут пользоваться спросом.
В: Давайте сейчас обозначим в двух словах вашу аудиторию. Какие люди обычно покупают: профессиональные ли это спортсмены, обычные велосипедисты, девочки-хипстеры, для велопрогулок? Кто ваш клиент?
С: Самый первый наш заказчик - это была женщина, которая купила подсветку для своего ребенка. Она хотела, чтобы ребенок не боялся ездить вечером на своем велосипеде. Дальше пошли, безусловно, молодежь: это девушки, которым нравилось что-то яркое. Все происходило какими-то волнами. Пошла аудитория уже мужская. Но самое интересное, что у нас заказы были уже и с Петропавловск-Камчатска, к нам обратился мужчина, которому лет уже больше 50. Он заказал подсветку с доставкой в силу того, что нашел наше предложение как раз в Интернете. Некоторые заказчики для нас самих становятся каким-то открытием. Изначально планировали, что наша аудитория будет лет до 25, наверно, а так получилось, что большая часть аудитории как раз выше этой границы.
В: Обозначьте своих конкурентов. За границей, понятно, это китайские производители, которые работают, в том числе в Китае, американцы, которые ориентируются на свой рынок. Есть ли какие-то конкуренты внутри России или какие-то глобальные, которые собираются выйти, или уже вышли на наш рынок?
С: Я бы хотел сказать, что, по сути, в ценовой категории есть конкуренты: московские, они впереди страны. Но у них очень дешевая подсветка - одна-две модели, которые пользуются спросом и они не хотят расширять линейку. И, соответственно, есть другая категория, которая продает все топовые модели, которые стоят порядка 9-10 тысяч рублей,
В: А вы все это объединяете внутри?
Я: Мы где-то посередине на самом деле выбрали для себя путь, причем опирались не на ценовую категорию, а на соотношение «цена-качество».
В: Кроме того, что мы не проговорили про вашу подсветку: какие у вас планы ближайшие, когда будет обновляться ассортимент? Вы говорили, что чуть меньше десяти моделей? Да? И пока Вы изучаете спрос и хотите понять, насколько широк этот рынок.
Я: Спрос мы уже изучили в силу того, что этот сезон был достаточно жарким для нас. Более того, мы решили охватить аудиторию, которая не связана непосредственно с велосипедами, - это роллеры. И даже есть решения для тех, кто катается на коньках по льду. Даже зимой у нас будут какие-то решения. Но это собственные разработки. А так, к следующему сезону мы готовимся уже сейча
С: мониторим рынок и выбираем те модели, которые будут как раз представлены в следующем сезоне, в начале весны.
В: Хорошо. Вот ценовая категория от 150 до 5000 рублей. Какие есть в мире самые дорогие аналоги? И вообще, раз уж вы изучали заграничный опыт, рынок, наверняка есть какие-то эксклюзивные экземпляры, выставочные, может быть, которые вы видели. Что вас поразило и что бы вы хотели сами сделать из подсветки как произведения искусства, если рассматривать эту категорию?
Я: Самая дорогая на сегодняшний день модель американская, она называется «Анви-вилайт», примерно 12500 рублей, это три планки, которые крепятся на спицы колеса и за счёт центробежной силы проецируют изображение. Они программируемые,, можно загрузить любое изображение. Ещё есть модель «Фантасма-аул», она стоит порядка 30000 рублей, там возможна анимация вместо статичного изображения, которое светится. Скелет, который раскрывает рот, развевающийся американский флаг – это наиболее топовые модели, представленные на сегодняшний день.
В: Опять же говоря о тех чуваках, которые белорусы английские (ну, они там родились и жили), белорусы, но уже сложно считать их таковыми, учитывая их образование Кембриджское, но получается всё-таки, что вот эта вещь, анимированные картинки, может пользоваться популярностью и среди молодёжи в том числе?
С: Безусловно, на самом деле рынок по-своему готов к этому, потому что люди, которые являются потенциальными клиентами подобной продукции, хотят найти что-то новое. И мы постараемся что-то предложить. Или пусть предлагают наши конкуренты. Мы только за то, чтобы в нашем городе, в нашей стране было больше света. Потому что какое-то уныние, полутона хотелось бы разбавить яркими красками. Это, на самом деле, такая жизненная позиция нашей компании – яркая философия света.
В: А сколько вас человек?
С: Основателей нас двое, и прямые продажи организованы как раз нами. Но у нас есть торговые представители, всего с нами сотрудничают порядка пяти человек дополнительно. Но они не являются штатными сотрудниками, потому что изначально бизнес-модель построена на интернет-магазины.
В: Пока заказы поступают только из России или СНГ как-то подключается?
С: Да, поступали заказы из Украины, там сейчас идут переговоры об открытии торгового представительства нашей компании.
В: О франшизе или как-то иначе?
С: Да, франшизным принципом.
В: Хорошо. Не будем углубляться в бизнес. У нас очень много передач о бизнесе, я сейчас даже пытаюсь копировать манеру ведущих, которые этим занимаются. Потому что у нас стартапов в общем и в целом… Starbucks в Петербурге скоро ведь открывается…
С: Да, сходим туда, выпьем кофе.
В: И самый важный вопрос, который нужно задавать всем велосипедистам. Вы же велосипедисты?
С: Безусловно.
В: Какие у вас байки и какую подсветку вы сами используете?
Я: Ну, я просто держу мысль в голове: хотелось бы сказать ещё о надёжности подсветки. Мы сказали уже о светодиодах, у них достаточно надёжный ресурс, и хотим рассказать о корпусе. Это влагозащищённый, ударопрочный корпус, он ставится на горные велосипеды. У нас был заказчик из Пскова, кажется, который ставил именно на горный велосипед и потом нас благодарил, что подсветка выдержала испытания, которые они проходили по пересечённой местности. И соответственно крепление, которое крепится на втулку колеса, на спицы или на ниппель, сделано из металла, оно хорошо держится и при вибрациях, падениях с ней ничего не случается.
В: Кстати, вот к вопросу о велосипедах: у вас спортивные или неспортивные?
Я: Мы на самом деле думаем, чтобы закупиться чем-нибудь более навороченным, но пока что пользуемся достаточно простыми моделями. Рекламировать не будем модели, но это горные велосипеды.
В: А какой подсветкой вы пользуетесь? Или меняете каждый день?
Я: На самом деле именно так и происходит. На встречи ездим на всячески засвеченном велосипеде, как новогодние ёлки светимся и всячески привлекаем внимание.
В: Изучаете интерес потенциальных клиентов?
Я: Да. Хотелось бы сказать о том, как всё началось. Вначале мы приобретали себе подсветку, так как заинтересовались этим.
В: И поняли, что на рынке не хватает чего-то…
Я: Нам это объяснили. Нас останавливали велосипедисты и интересовались, где это было приобретено, что это такое, можно ли приобрести. Идея сама нашла нас.
В: Ну что ж, друзья, давайте в конце ещё раз произнесём название вашего сайта, где вас можно найти, где можно затестить видео, чтобы наши слушатели могли вас найти. Само собой, в описание и подкаст мы всё это добавим, но всё-таки слушаем вас.
С: Достаточно просто ввести в поисковой системе «Lightonic» - название нашей компании. Мы выпадаем в списках на первых страницах, в социальных сетях тоже хорошо представлены. В принципе, достаточно воспользоваться интернетом, чтобы нас найти – это всё очень просто.
Я: Ну, и мы поддерживаем обратную связь, мы стараемся общаться с каждым клиентом.
С: У нас достаточно активно происходит общение внутри нашей группы «Вконтакте», можно туда обратиться.
Я: Потому что нам интересно мнение людей, их предпочтения, минусы какие-то, то, что им понравилось и не понравилось. Идёт живое обсуждение.
В: То есть интерактив и обратная связь. Хорошо. Меня зовут Миша Кокин. Сегодня у меня в гостях в подкасте «Всё о велосипедах» были Симон и Ярослав – фаундеры компании «Lightonic», которая занимается крутой подсветкой, принимает заказы от 150 и до бесконечности рублей. Спасибо большое, ребята. На самом деле не знал, что в России кто-то продвигает такую узкоспециализированную, но очень клёвую продукцию. Желаю вам всяческих успехов и надеюсь, что у вас будет множество индивидуальных заказов. И, может быть, вы законнектитесь с каким-нибудь комитетом спортивным или с кем-то ещё и вам помогут. Спасибо!
С: Вам спасибо, Михаил, за то, что пригласили нас в студию. Очень благодарны.Идею насчет 2-х белорусов обязательно промониторим. Спасибо.