М.К. Всем привет! В эфире очередной выпуск подкаста "Всё о велосипедах". С вами в студии я, Миша Кокин, и со мной сегодня в студии постоянный гость, соведущий уже практически, поселился в этой студии, Денис Жук, член команды "Велодрайв Bonan-Zanon", автор кучи публикаций по велотеме и вообще специалист во всём, что связано в с велосипедами. И сегодня у нас, будем считать, в студии Юрий Бирюков. Как мы выяснили, это бренд-менеджер складных велосипедов, брендов "Shulz" и "Strida". Юра, привет!
Ю.Б. Привет.
М.К. Сегодня, как ты понял, мы поговорим о складных велосипедах. Интересно вот, наверное, что. Они появлялись на моей памяти ещё в незапамятном детстве. Была же, помнишь, "Десна" складная, "Аист", что-то ещё. По крайней мере, когда ещё иностранных брендов адекватных на российском рынке не было. Как началась на твоей памяти история современных - ну, как "Strida", например, - складных компактных лёгких очень велосипедов в России? И в мире, в общем-то? Как появились вообще складные велосипеды?
Ю.Б. Вообще складные велосипеды появились, конечно же, очень давно. Гораздо раньше, чем "Кама". И "Аист". Что касается "Strida" - это тоже необычный велосипед. Его историю лучше рассматривать отдельно. А что касается "Shilz"а - это, да, велосипед складной такой, обыкновенный, общепринятой геометрии, к которой мы все привыкли. Который по сути (чего уж там скрывать), весь мир сейчас находится под огромным правлением фирмы "Dahon" в этом плане, которая, насколько мне известно, держит процентов 50-70 рынка складных велосипедов в мире. И задаёт вообще стандарты. И поэтому куча компаний - китайских, тайваньских - клонируют эти велосипеды, выпускают под своими марками. Разница только в том, кто, как комплектует, кто, как относится к контролю качества на производстве и так далее. И мы в своё время решили сделать эту марку "Shulz" - чтобы она была дешевле "Dahon"ов, лучше, чем "Кама" и "Аисты", которые уже куда-то пропали к тому времени, и были заменены всякими "Stells"ами "Vells"ами и подобными велосипедами более низкой ценовой категории. Вот, и так на свет появилась марка "Shulz".
М.К. То есть это совсем молодая [компания], бренд молодой достаточно?
Ю.Б. Да, ей примерно 5 лет.
М.К. И всё это время ты, собственно, причастен к этому?
Ю.Б. Я следил. Следил.
Д.Ж. Следил из-за кулис!
М.К. Хорошо...
Д.Ж. Вообще практически любая уважающая себя фирма, о которым мы заводим разговоры, имеет свои... в своём модельном ряду велосипедов, считает любая крупная фирма за честь, за правильный подход иметь, как минимум, одну-две модели - чаще всего, это даже 2-3 модели - складных велосипедов. Без этого нельзя никак.
Ю.Б. Насколько мне известно, некоторые фирмы всё-таки обходятся без. Них.
Д.Ж. Например?
Ю.Б. Честно говоря, не помню... такую фирмы - "Stark".
М.К. Есть такая фирма, да.
Д.Ж. Некрупная, некрупная фирма - раз, и... Хорошо, хорошо, у меня более широкий подход, я не имею... На самом деле, чаще всего, когда я говорю о велосипедных фирмах - каюсь, - я не имею ввиду российские ни коим образом. Скорее, китайские, да. И кину камешек в ваш огород, "Dahon" не может иметь 50% рынка, потому что это компания американская, скорее, и китайцы-тайваньцы сами делают велосипеды. Сейчас, кстати, с ним связаны какие-то страшные, чуть ли не мыльно-оперные склоки, связанные с тем, что родственники изобретателя отсудили у него бизнес.
М.К. Изобретателя чего?
Д.Ж. Изобретателя складных велосипедов "Dahon", держателя торговой марки, держателя нескольких патентов. Я не помню, как этого человека зовут, но фамилия его Дахон. Это американец, который размещал заказы на тайваньских, в основном, заводах. Но и, когда это оказалось, что это вылилось в достаточно большие, крупные деньги, как ни странно, его семья решила отсудить право...
М.К. Хорошо. Давайте разберёмся, значит, Дахон придумал одну из самых популярных марок складных велосипедов, я правильно понимаю?
Д.Ж. У него есть на руках несколько патентов на определённые узлы складных велосипедов, которые позволяют этим складным велосипедам чуть-чуть отличаться от других складных велосипедов, которые...
М.К. Но сами складные велосипеды, принцип складывания, появился намного раньше. Насколько раньше, ребят, если вы знаете?
Ю.Б. Принципов складных велосипедов великое множество, мне, к примеру, на память приходит, как один из самых ранних велосипедов, про которые я слышал, читал, видел, картинки, литографии этого велосипеда. Складные велосипеды приняты ещё на вооружение российской армией. Знаменитый велосипед "Дукс", и перед Октябрьской революцией бегали полки самокатчиков. Это был складной велосипед. Причем, там был такой достаточно своеобразный механизм складывания, который на современных велосипедах достаточно редко встречается.
М.К. Я думаю, что начало XX века можно легко брать как отправную точку.
Д.Ж. Было много, много чего складного.
М.К. Потом мы перешли к системе "Dahon", которые придумали вот этот принцип складывания, возможно усовершенствовали принцип, что-то от этого велосипед стал более лёгкий.
Ю.Б. Мне кажется, мне кажется, что "Dahon" - это более коммерциализированный подход, первый коммерческий подход глобальный подход к конструированию складных велосипедов. До этого были какие-то маленькие фирмы в разных частях света. "Dahon" был первый фирмой, которая заявила: "Всё, мир пересаживается на складные велосипеды, мы делаем это в огромных масштабах".
М.К. А можно считать "Dahon" классикой в мире складных велосипедов?
Д.Ж. Нет. Скорее, "Brompton" - классика. Нет, несогласны со мной?
Ю.Б. Я не знаю, кто был раньше по годам, всё-таки "Brompton" позже "Dahon"а появился как фирма, нет?
М.К. А чей это бренд, кстати, "Brompton"?
Ю.Б. "Brompton" - это англичане. И, как ни странно, постоянно натыкаюсь... Все мои знакомые знают, что я занимаюсь "Стридой" и, приезжая из Англии, они рассказывают про то, что "Стридой" в Англии и не пахло. То есть битва английского велосипеда "Strida" за Англию проиграна. Все англичане любят "Brompton" и ездят там на "Bromptone".
Д.Ж. "Strida"-то тоже, конечно, с натяжкой, но всё-таки можно назвать английским продуктом.
Ю.Б. Придумано-то в Англии, да.
М.К. Хотя голландцы же производят...
Д.Ж. Производят его, простите, тайваньцы и китайцы. Тут уж никуда не деться - все велосипедные корни, все велосипедные ноги растут оттуда.
Ю.Б. Но первое поколение "Strida", действительно, производилось в Англии. Потом на некоторое время производство было в Португалию перенесено, потом опять в Англию и потом уже, начиная с 5-ой модели, уже производство было налажено на заводе тайваньском.
М.К. То есть, чтобы перечислить велосипеды, не нужно иметь даже две руки. "Brompton", "Strida", "Dahon", "Shulz", о чём ты говорил, - самые популярные.
Д.Ж. Взять популярные в Питере "Author" - складные велосипеды есть. Подражание складным велосипедам "Author" тоже есть, не буду называть сейчас. "Swinn"ы... хотя мы не торгуем складными "Swinn"ами.
Ю.Б. Но, тем не менее, в городе я их вижу.
Д.Ж. Я имею отношение достаточно давно к торговой марке "Giant". Всегда имели "Giant"ы три-пять, даже больше, моделей, абсолютно разных. Любая крупная компания велосипедная делает складные велосипеды. Некоторые компании выводят это в отдельный бренд. С другими названиями, потому что маркетинг немножко другой, целевая аудитория немножко другая. Некоторые выводят это за пределы своего бренда, но, вот... ей-богу, все делают складные велосипеды.
М.К. Складной велосипед, если сравнивать с машинами, это какой по счёту в семье? Второй, третий?
Ю.Б. Для многих уже первый.
Д.Ж. И у меня первый велосипед складная "Кама" была!
Ю.Б. Я бы даже разделил велосипеды не по маркам, а по классической геометрии - и все остальные. То есть классическую геометрию, действительно, выпускает большинство.
М.К. Что такое классическая геометрия?
Ю.Б. А-ля "Кама". Где-то примерно 20-дюймовые колёса и рама складывающаяся пополам, теперь уже руль, педальки, складывающиеся пополам. Вот это всё....
М.К. А остальные - это кто?
Ю.Б. И куча оригинальных всяких моделей типа "Strida", типа "A-baik"а...
Д.Ж. Есть ещё очень известный в велосипедных и горновелосипедных "Tom Ritchey". Знаете, в основном, думаю, что это такие компоненты. На самом деле, этот человек, американец, один из создателей горного велосипеда. До сих пор он выпускает - может быть, собственноручно даже - какие-то компоненты, какие-то рамы. Он делает даже шоссейные велосипеды складные. Не помню, как называется у него рама. Специальные шоссейные с классической геометрией шоссейные кроссовые велосипеды, даже горная рама, которая, как бы. Не совсем складной велосипед, горный, там, или шоссейный, предназначенный для переезда через континенты, чтобы ты мог со своим гоночным велосипедом приехать абсолютно удобно и без всяких напряжений, переехать и кататься на другом континенте абсолютно себя не стесняя. Потому что я, всё-таки, как любитель нормального велосипеда и классической, считая геометрии, либо шоссейной, либо гоночной горного велосипеда. Я думаю, у меня некоторое предвзятое отношение к складным велосипедам, как к велосипедам... Ну, для меня велосипед - спортивный снаряд, прежде всего. Велосипедом складной я называю с натяжкой. Это некий ограниченный велосипед, и редко какая специфическая компания делает велосипеды одинаково хорошие. Вообще говоря, положа руку на сердце, нельзя сделать велосипед одинаково хорошего с точки зрения катания, удобности, скорости, веса и складывания - такого велосипеда нет. Именно поэтому бренды плодятся, конструкции плодятся велосипедов, и я думаю, что точно также, как изобретению велосипеда, изобретению складного велосипеда конца и края нет.
М.К. Хорошо. Если складной велосипед может быть первым. То есть на первом месте для многих людей теперь уже, да. То, примерно, по твоему, Юр, по твоему, Денис, мнению, насколько сейчас доли рынка распределены? Насколько сейчас много покупают складных велосипедов? На 10 велосипедов сколько покупается складных?
Д.Ж. У каждой компании своя специфика, мы, скажем, продаём всё-таки 1 к 10. На 10 велосипедов обычных мы продаём один складной.
М.К. А у вас какая статистика? Вы продаёте не только складные?
Ю.Б. Мы продаём не только складные, но всё-таки большей частью складные, поэтому наша статистика очень не показательна.
М.К. Много ли покупают, если не секрет?
Ю.Б. Много. Мы занимаемся ещё и оптовой продажей, тут уж я не знаю статистики. Единственно, что я могу сказать, что до людей начинает доходить, что складной велосипед не потому, что его нужно складывать и перевозить на дачу или в багажник, он реально занимает места мало дома.
Д.Ж. Не согласен. Расскажу свою историю как бы продаж и некоего продажного маркетинга. На мой взгляд владельца большого количества полноценных велосипедов, который живёт и хранит эти велосипеды, ну, грубо говоря, в комнате чуть больше, чем вот эта. Любой велосипед, на мой взгляд, нормальный, человеческий, серьёзный, не очень дешёвый, дороже (ограничим сразу рамки) 12 тысяч, у любого велосипеда снимается колесо, сворачивается руль, откручиваются педали. И он займёт меньше места, чем складной велосипед. Складной велосипед, если - это моё мнение, безусловно, и я им руководствуюсь в продажах и говорю, людям, которые хотят, в первую очередь (впервые мне звонят и спрашивают) складной велосипед, я таких людей отговариваю. Вот почему: потому что. Если человек в первую очередь думает, что ему нужно хранить велосипед, он себе купит велосипед хуже, чем, скажем так, он может. Если проблема только в хранение велосипеда дома, то я чаще всего человека отговариваю от покупки именно складного велосипеда. Прежде всего, потому что велосипед будет тяжелее, он будет либо какой-то хитрой конструкции, он будет менее надёжным и будет больше требовать к себе внимания с технической точки зрения. И удовольствия от езды такой человек на таком велосипеде получит всё-таки меньше. Я считаю неправильным покупать складной велосипед для хранения дома.
Ю.Б. Ну, во-первых, всё-таки не все будут откручивать колёса и техническое...
Д.Ж. Повернуть руль, повернуть руль - и велосипед становится шириной!..
Ю.Б. Домохозяйка не будет поворачивать руль и снимать колёса, ей нужен велосипед, который она сложит.
Д.Ж. Хотя бы повернуть руль.
Ю.Б. Она не будет поворачивать руль. Ей нужен ключ для этого.
Д.Ж. "Shulz" со складными педалями, он, наверное, в такое не поместится, он будет чуточку шире.
М.К. Не кто не видит, конечно, но там было соотношение 30 на 60 сантиметров.
Д.Ж. Сантиметров 25 шириной велосипед обычный даже с не сложенными педалями.
М.К. Но я, на самом деле, сторону Юры бы занял, и у меня нет и не было никогда даже мысли снимать колёса, поворачивать руль, что-то ещё делать - мне совершенно это не интересно.
Ю.Б. И потом катаются люди очень мало, на самом деле, не так много людей, которые покупают велосипед чтоб кататься постоянно. Многие катаются один раз в месяц в хорошую погоду по парку.
Д.Ж. Я напомню: я оптимист, и я стремлюсь продавать велосипеды так, чтобы люди катались чаще, чем раз в месяц на своём велосипеде. И получали от этого чуточку больше удовольствия - да. На самом деле, в моей практике продаж велосипедов, как минимум, в 9 случаях из 10 человек может обойтись нормальным, обычным горным, шоссейным или гибридным. Хотя перед этим он звонит и говорит: "Продайте мне, пожалуйста, складной велосипед на 26-ых колёсах с передним и задним амортизатором". Мы смеёмся всегда по поводу таких сказок.
М.К. У вас есть такие велосипеды?
Ю.Б. Нет, нет.
М.К. Это возможно?
Ю.Б. Мы думали об этом, но до сих пор так и не сделали такую модель.
Д.Ж. Я думаю, что не нужно этого делать.
Ю.Б. Именно поэтому и не сделали.
М.К. Смотрите, как сказал Юра, есть с обычной рамой велосипеды, а есть велосипеды типа "Strida" и подобные ему.
Ю.Б. Не-обычные.
М.К. Да, необычные. Но "Strida" совсем компактный и совсем лёгкий.
Ю.Б. Не совсем компактный, не совсем лёгкий.
М.К. Неправда, мне почему-то всегда казалось, что так и есть. Для меня "Strida", как для обывателя, это идеальный вариант складного велосипеда.
Д.Ж. Я, как специалист по велосипедам (ну, который может себя считать), я просто прусь от этой "Strida", я его считаю на сегодняшний момент самым лучшим велосипедом по соотношению вес, лёгкость, и главное, удобство.
М.К. Кстати, помимо этих качеств, есть ещё другое качество, которое бьёт по карману - цена. Со скольки начинаются более-менее приемлемые для человека? Ну, заканчиваются - знаю, что "Strida" может стоить и 35 тысяч, 12-го года модели.
Ю.Б. Может.
М.К. Давайте границы обозначим: что сколько стоит примерно?
Д.Ж. С 10 тысяч.
Ю.Б. Очень размытые границы, ну, да, в районе 10 тысяч у нас была модель "Shulz Easy", которую мы использовали в прокате. Хороший велосипед, не какой-то супер-велосипед... Весит килограмм 13, наверное. При том, что, отмечу, "Strida" весит 10,5 килограмм.
М.К. Это минимум. То есть бывает ещё и больше.
Ю.Б. "Strida MD", трёхскоростная сейчас "Strida" пришла с усиленной рамой, порядка 12,5 кг. То есть разные бывают варианты. Можно довести до 9,5 кг, убрав, поменяв какие-то детали...
Д.Ж. Расскажите, интересно...
Ю.Б. В первую очередь, открутив подножку. Во вторую очередь, убрав багажник. В третьих, поменяв фривил алюминиевый на пластиковый.
Д.Ж. Причём говорят даже, что пластиковый ходит дольше, чем алюминиевый.
Ю.Б. Они ходят не дольше, но они ровнее. Потому что у них форма, видимо, используется при отливке. И что-то я ещё, помнится, с ней делал, не помню что. Честное слово. Педали пластиковые. Потому что у меня изначально были алюминиевые педали, я поменял пластиковые педали. Я сэкономил полтора килограмма. Но у меня изначально была "SD", поэтому я с 11,5 довёл до 10,5.
М.К. Ну, хорошо, если "Shulz" начинается с 10 тысяч. То есть средняя модель, я так предполагаю, ну, нормального, который чуть легче 13, 11,5-12 кг, да. И, может быть, у него как-то лучше ходовые качества. Он весит, стоит тысяч 15, да?
Д.Ж. Нет. Уже, мне кажется, 30-40.
Ю.Б. Следующий? "Krabi", на колёсах побольше немного стоит, я думаю. Если речь о велосипедах полегче, получше и поинтереснее - это уже тысяч 30-40 типа "Dahon", "Brompton".
Д.Ж. Считаю полным извращением такие велосипеды, но при этом они имеют своего покупателя. Эти люди за ними бегают в течении полугода после того, как заканчиваются велосипеды на складах, эти люди их ищут, ищут.
М.К. А "Strida" самая дешёвая сколько стоит в таком случае? Вот я хочу купить себе "Strida".
Ю.Б. Раньше она стоила 23 тысячи, сейчас уже стоит 19 с чем-то.
М.К. То есть "Shulz" от 10, "Strida" от 19 с чем-то. Мы поняли, что "Dahon" - это премиум, достаточно дорого. Кстати, "Shulz" и "Strida" можно взять в Петербурге, у вас, например.
Ю.Б. И в Москве.
М.К. А остальные бренды можно ли достать в России, насколько это легко? Тот же "Dahon", "Brompton"?
Ю.Б. "Dahon" продаётся в Москве, "Brompton" тоже, насколько я знаю.
М.К. В Петербурге пока нет.
Д.Ж. Смотри, ситуация по дорогим велосипедам и по специфическим, она везде одинаковая, что по шоссейным, что по горным, что по складным: чем дороже велосипед, тем меньше вероятности его купить в конце сезона. Таких велосипедов, к сожалению, мы не при коммунизме и не при развитом капитализме живём, таких велосипедов и поставщики (вы со мной согласитесь), и ретейлеры велосипедов - они много не возят. Поэтому, если вам понравился, скажем так, велосипед дорогой премиум-класса, складной в первую очередь, нужно его хватать и не ждать ни распродаж, ни осени. Мало их. очень мало становится. К нам приходили в этом году "Giant" два велосипеда - вы представляете, что это такое - на целый год.
Ю.Б. Точно такие же велосипеды продаются с шильдиком "Mercedes", насколько мне известно.
Д.Ж. Вот, кстати, да. Можно поговорить на такую интересную тему, что бывает "Strida" с надписью "Strida", а бывает без надписи "Strida". И чем они отличаются?
Ю.Б. Они отличаются очень сильно. Действительно, бывают поддельные "Strida", их подделывают на разных китайских заводах, поэтому они отличаются по-разному.
М.К. То есть выглядят, на первый взгляд, как "Strida", а присмотришься - и "Strida" не написано...
Д.Ж. Да, "Strida" не написано, краска похуже. Части, видно, немножко другие. Китайцы умеют всё копировать...
М.К. А сколько "палёная" "Strida" стоит? Реально она продаётся где, на рынке?
Ю.Б. 10-12, даже в магазинах некоторых продавалась. Помнится.
Д.Ж. Человек сразу разницу почувствует, сев на такой велосипед и разогнавшись на нём. И описав первый поворот. Он сразу разницу почувствует.
Ю.Б. Действительно, очень сильно качество компонентов страдает там.
М.К. Вот что меня заинтересовало ещё: что идёт в комплекте со складным велосипедом? Есть ли какие-то отличительные особенности от традиционных велосипедов, или просто покупаешь - вот тебе складной велосипед, и пожалуйста?
Ю.Б. Раньше помню, действительно, времена, когда велосипеды продавались с насосами, набором инструментов, с сумочками.
М.К. Сейчас это особенно актуально для складных велосипедов?
Ю.Б. Это было бы приятным дополнением, мне кажется.
Д.Ж. Не знаю, я как специалист по велосипедам аксессуарам, потому что это пустая трата денег производителя. Смотрите, какие насосы кладут российские производители с велосипедами и спрашивайте, как долго они служат. Рынок аксессуаров настолько большой и скажу, владельцу складного велосипеда угодить ещё сложнее насосом.
Ю.Б. С насосами мы, действительно, ошиблись в этом году.
М.К. То есть маркетинговый ход у вас был такой?
Ю.Б. К сожалению, партия велосипедов, которая пришла, действительно, очень хорошие получились велосипеды. Есть, конечно, недочёты. Но насосы, которые мы приложили к ним. Они, действительно, слабое место.
Д.Ж. Какие велосипеды с насосами?
М.К. "Shulz", я так понимаю.
Ю.Б. "Krabe", "Goa". Все "Shulz" с насосами. Я поправлю, у нас магазин находится около вокзала. И очень много народу приходит и покупает велосипеды, которые сразу же уезжают куда-то. В Ленобласть, в Тверскую область, вся Россия. И купить велосипед сразу с ключиком, сразу с насосом, сразу со всем, чтобы всё это входило и ещё чехол, куда этот велосипед погрузил со всеми аксессуарам и увёз, и всё. И ещё камеры туда две штучки купил. Поэтому это, в принципе, работает. Покупатель, действительно, клюёт на это, скажем так.
Д.Ж. Подождите, мы должны конкретизировать: то есть вещи, которые даются в комплекте с велосипедами, то есть сразу, грубо говоря, идут в коробке. Или вы, на мой взгляд, как магазин вы должны предоставить некий выбор клиенту, пусть он сам решит, что ему нужно. Удобство, компактность, красота, какая-то премиум-отделка, насос с белой крышечкой или с упором в пол. К складным велосипедам очень часто даётся сумка.
М.К. У вас есть такое?
Ю.Б. К "Shulz"ам даётся сумка, да.
М.К. Насколько он отличается от чехла для обычного велосипеда?
Ю.Б. Намного, раз в 6.
М.К. Меньше?
Ю.Б. Да, конечно. Он рассчитан на уже сложенный велосипед.
М.К. Кстати, а по цене, сколько у вас стоят чехлы, если они не идут в комплекте?
Д.Ж. Тысяча-полторы. Для "Strida" отдельные две стоят почти.
Ю.Б. Для "Strida" мы в Питере шьём здесь чехлы, даже получше чем фирменные, и продаём за 1000 рублей.
М.К. Тканевые чехлы, да?
Ю.Б. Да, ткань получше, помягче и легче складывается потом.
М.К. Кстати, марка "Shulz", где они производятся?
Ю.Б. Всё там же, в Китае.
М.К. Под чьим контролем? Жёстким...
Ю.Б. До сих пор ходит такой миф, к нам приходила женщина и спрашивала, это правда, что "Shulz" делаются по немецкой лицензии?
М.К. Судя по названию, да.
Ю.Б. Пришлось её в этом разубедить.
М.К. Хорошо. Насколько я понимаю, мой вопрос про дополнительную установку аксессуаров на велосипед - отпадает, потому что складной велосипед, наоборот, требует что-то снять, чтобы облегчить его.
Д.Ж. Нет-нет, "Strida" специфический велосипед и к нему производители предлагают специфические аксессуары, которые устанавливаются только на него.
Ю.Б. Чтобы можно было его под себя настроить.
Д.Ж. Сумки, подножки, там ещё что-то. То есть это, как бы, одна сторона медали - это специфический велосипед, то есть соответственно, специфические аксессуары. Специальные формы чехлов. У него другие немножко чехлы, они под обычные велосипеды не подходят. Другой вопрос о каких-то других глобальных аксессуарах, которые делаются везде. Я, к примеру, знаю одну фирму под названием "Jango", которая в велосипед вкладывает (не могу сказать про все модели, мы только две продаём), помимо чехла, подножка стоит на велосипеде, по-моему, замок идёт в комплекте, потому что это тоже иногда бывает важно.
М.К. Замок для складного велосипеда? А зачем?
Ю.Б. Приковать его.
Д.Ж. К ограде кафе, в котором вы сидите, чтобы не убежали сразу с вашим велосипедом.
М.К. Может быть.
Д.Ж. Вот такие велосипеды. А некоторые компании, российские компании, к складным велосипедам дают насос. Но инструменты не дают.
Ю.Б. Согласитесь, было бы здорово.
Д.Ж. Причём, интересная ситуация, что в некоторые складные велосипеды, например, "Stells", насос вставляется, куда он должен. А к некоторым моделям, причём, дорогим, точно также идёт в комплекте. Но, поскольку я работаю, причём, в розничной продаже лет 5-6, что называется. Вот за 5-6 лет этот насос так и валяется, потому что места на раме до сих пор не предусмотрели. Хотя на младших моделях он туда ставится.
Ю.Б. К "Strida", действительно, много аксессуаров. Хотел сказать, что каждый год мы катаемся, прислушаться к мнению общественности, "Strida"-общественности, чтобы понять, что люди хотят. Потому что какой-то год люди начали ругаться: "Зачем подножки - это утяжеляет велосипед, не ставьте их!" Мы привезли велосипеды "Strida" без подножки, сразу восстала другая половина, которая начала ругать нас за то, что мы не поставили подножки. То есть подножки, действительно, почему-то камень преткновения бывает.
М.К. Кстати, "Strida" и остальные велосипеды. Причём, подчёркиваю - я не профессионал, я дилетант в это сфере. У меня в голове такие вещи, потому что у меня друзья - некоторые петербургские музыканты, относительно известные - они ездят на "Strida": для меня "Strida" всё-таки более модный велосипед, да. А остальные "Shulz" или что-то ещё не менее модные, но они... больше часто семьи ездят. Семьи видел ездят на таких велосипедах. Правда это, или это миф?
Ю.Б. Это были наши экскурсии.
М.К. Это миф, что "Strida" - это более модный в этом смысле?
Ю.Б. Он более удобный. Это первый велосипед в Питере, который можно пронести с собой в клуб.
М.К. Да, не во всех клубах - практически не в одном - нельзя оставить нормальный велосипед.
Ю.Б. Это как-то не вяжется...
М.К. Если не друзей на охране.
Д.Ж. На входе.
М.К. Как-то так. Кстати, насколько ущербные, в сравнении с традиционными велосипедами, складные - мы уже обсудили. Оказалось, что это по-разному, это чисто личное отношение к каждому велосипеду: кому-то - складной, кому-то - оба, а кому-то только традиционный. А можно ли заниматься на велосипедах складных, есть ли какие-то соревнования складных велосипедов? Ради фана, например. Занимаются ли чем-то экстремальным на складных велосипедах? И ходят ли на них в походы? В походы, наверное, берут с собой.
Ю.Б. Но я могу сказать, что складной велосипед - это велосипед, где что-то складывается. Дополнительные какие-то шарниры, которые жёсткости не добавляют вообще ни капли. Та же самая "Strida", да. То есть рама состоит из трёх кусков трубы, по большому счёту, в трёх местах скреплённой. Я когда ездил на "Strida" по пересечённой местности, скрипеть начинает минут через 15-20. Особенно, если влажно, грязно.
Д.Ж. Самый распространённый вопрос, а могу ли я ездить - вот я хочу купить у вас "Strida", - что мне сделать, чтобы ездить на ней, там, по грибы.
Ю.Б. Ездить можно, но просто на скрип не обращать внимания.
М.К. То есть, в принципе, это в порядке вещей.
Ю.Б. Да. Поэтому эти велосипеды предназначены только для спокойного городского использования.
Д.Ж. Но тоже, тут такая тема относительности. Есть прикольный тоже пример, английский - "Mini", "Mini Cooper".
М.К. Да, есть.
Д.Ж. Целые клубы, и автомобили бывают спортивные и мега-спортивные, и что на них только не устраивают. Мы пару лет назад, когда вплотную столкнулись со "Strida", стали их больше продавать. Мы смотрели, что делают владельцы "Strid" по всему миру, и вы тоже, наверняка, этим развлекаетесь. 21 скорость уже, наверное, вставили туда давно, то есть и передние, и задние переключатели, планетарные втулки туда вставили.
Ю.Б. Электромоторчик сделали...
Д.Ж. Даже, по-моему, внутреннего сгорания ставили.
М.К. То есть "Strida"-электробайк?
Ю.Б. Да, есть.
М.К. Забавно.
Д.Ж. "Strida-воды" делают с ними всё!
М.К. То есть это культовое сообщество "Strida", получается.
Ю.Б. Получается, да. Тем более, что он, действительно, не очень широко развит, распространён в Европе.
М.К. То есть в России он более популярный.
Ю.Б. Порой, мне кажется, да. Потому что к нам приезжают на экскурсии, мы проводим экскурсии. Много иностранцев, и все смотрят на "Strida" с большим любопытством.
М.К. То есть люди, которые сделаны не в России, придуманы не в России, но обретают популярность именно здесь, на родине Калашникова! Хорошо, я хочу обратить ваше внимание на то, используются всё-таки складные велосипеды - бывают какие-то гонки, может быть, ради фана?
Ю.Б. Я знаю, к примеру, на "Strida" один товарищ пересёк Сахару.
М.К. Сахару, на "Strida", с такими тонкими колёсами?..
Ю.Б. Да, он это сделал.
М.К. Он нёс её за плечами!
Ю.Б. Он ехал на ней. Это француз сделал такой подвиг, совершил. А соревнования... Вот в Англии проводятся соревнования складных велосипедов, причём, "Bromptom" со "Strida".
М.К. А какого формата?
Ю.Б. По улицам города, дяденьки, тётеньки. Солидного вида, в пиджачках...
М.К. То есть, кто хочет - участвует.
Ю.Б. А-ля твидовая гонка, на самом деле.
Д.Ж. Я думаю, что на "Strida" будет интересно устроить что-то вроде критериума. На маленьком кругу, несколько десятков кругов с промежуточными финишами.
Ю.Б. Совершенно выносящая мозг игра на "Strida" придумана в узком кругу "Скатпроката" - это пятнашки на Дворцовой площади на "Strida". Причём, ездить нужного этим квадратикам, по этим дорожкам.
М.К. Пятнашки?!
Ю.Б. Да, пятнашки.
М.К. Кстати, какой у вас ещё опыт есть продвижения брендов складных велосипедов в России, что вы ещё сделали интересного, помимо экскурсий, пятнашек на Дворцовой площади? Может быть, был у вас тоже опыт проведения таких гонок или таких соревнования, или показных заездов, типа твидовых гонок? Что вы успели сделать?
Ю.Б. Мы много, что успели сделать мы с нашим "Strida"-клубом ездили по музеем в "Ночь музеев" и... Не помню, вы так задаёте вопрос. Помню дружили с "Mini-клубом", кстати. Мерили "Strida" в багажники к ним - не влезает, к сожалению. Не во все "Mini". То есть "Mini" оказалась, действительно, "Mini". Вот. Дружили с другими авто-брендами, которые очень охотно идут на контакт, потому что "Strida"...
Ю.Б. и
Д.Ж. ...автомобильный велосипед.
М.К. То есть легко влезает в любой багажник.
Ю.Б. Почти в любой. В "Daewoo", "Daewoo matiz" влезает.
М.К. Перевозить складные велосипеды можно где угодно? То есть в транспорте, или в поезде? Самолёте? Или нужно в чехол обязательно?
Д.Ж. Чехол требуется. Ну, скажем, по правилам всех-всех-всех.
М.К. В метро и в поезде...
Ю.Б. В метро я общался с зам. нашего метрополитена по этому поводу даже. Потому что правила у нас не очень чёткие написаны на этот счёт. То есть велосипед нужно перевозить в чехле, действительно. И платить за проезд. Это по правилам. Потому что "Strida" по габаритам не влезает. Если только не доказать, что это длинномерный предмет. Пока никто этим не занимался, я тоже не занимался, не пытался. То есть нужно платить и нужно провозить в чехле. Но по факту на станции стоят разные вахтёры и по-разному относятся к факту того, что вы хотите пронести. И с ними нужно договариваться. Я всё-таки всем настоятельно рекомендую, всем "strida-водам", сначала установить визуальный контакт, показать его, и сказать, можно? И если он махнёт рукой и скажет, да, но только в чехол оберни, или, да, можно так, у тебя колёса чистые, но оплати, пожалуйста, проезд. Вот как скажет, так и сделайте.
М.К. А вот в пакет, знаете, из "Икеи" такие большие, вмещается же наверняка?
Ю.Б. Когда нету чехла, а от людей требуют обернуть в чехол, рюкзак одевают сверху...
Д.Ж. Вам нужно определить в какой мусорный пакет влезает ваша "Strida" и написать об этом на сайте. У нас-то до этого руки не доходят, у нас большое количество велосипедов.
Ю.Б. Да какой просто под руку попадётся просто. Некоторых смущают просто грязные колёса, и тогда нужно колёса просто надеть, и всё.
М.К. Так, и давайте определимся в конце нашей программы, потому что она, всё-таки, подходит к концу. Для меня складные велосипеды начались, действительно хорошие, типа "Strida", там, "Shulz" я вижу на улице, ещё какие-то бренды, да. Они начались года 3 назад. 4, может быть.
Ю.Б. Нет.
М.К. Ну, я же со своей точки зрения говорю. Но, возможно, моя точка зрения совпадает с точкой зрения большинства, которое ходит по улицам и от велосипедов профессионально далеко достаточно. Мы говорили о том, что от 10 тысяч "Shulz", "Strida" от 19. В целом, если быть точным, давайте обозначим оптимальную цену велосипедов, чтобы взял, купили и точно был доволен. Всё-таки за 10 минимальный порог - это... Может быть, что-нибудь получше стоит купить или неважно, разница, практически, в общем-то...
Ю.Б. Столько параметров, что сложно что-то рекомендовать... Как часто вы катаетесь, для чего он вам нужен, будете ли вы его перевозить в транспорте, хотите ли вы, чтобы его можно было поднимать и нести или, скорее, катить... И так далее: должен ли он влезать в багажник.
Д.Ж. Можно сказать жёстче, проще: если нужен средний велосипед - возьмите "Shulz", ищите его дешевле в магазинах - где повезёт, там купите дешевле. Если вам нужен хороший велосипед, и лёгкий, и удобный, не смотрите дальше "Strida", дороже. Если у вас какие-то специфические требования и вы не определились, тогда уже... бюджет высокий.
М.К. "Dahon", "Brompton".
Д.Ж. Мы как-то тоже... У нас получилась такая ситуация, мы очень сильно сконцентрировались на брендах. Тут нужно иметь в голове две ситуации. Во-первых, ситуация в нашем городе, где вы нас слышите и нас скачали. В Санкт-Петербурге, да, возможно, мерилом будет "Shulz". В других городах, может быть, и "Giant"ов будет больше разноцветных, складных.
М.К. "Giant" он, в принципе, такой же низкорослый по раме, как и "Shulz"?
Д.Ж. Да. Они делают 18, 16, 20 дюймов колёса диаметром. Тут, правда, если всё-таки специфический требований нету, 10-15 тысяч берите за отправную точку.
М.К. На самом деле, это очень неплохо, потому что не такая высокая цена на подобный велосипед.
Д.Ж. Я, как любящий кататься на велосипеде, 15 тысяч - это обычный хороший велосипед, на которым вы будете ездить гораздо быстрее. Задумайтесь, он вероятно больше места будет занимать.
Ю.Б. Не, ну я могу сказать, кстати, немножко назад откатить всё это дело в начало разговора. На "Аистах" и "Камах", когда мы запускали этот проект, велосипедов фрибайк, сдавали нам велосипеды "Кама" и "Аисты", и мы на них покатались. На самом деле, это очень хорошие велосипеды. У них очень хорошая геометрия просчитанная советскими или какими-то ещё инженерами.
Д.Ж. Она, можно сказать, продукт естественного отбора, выверенная в поколениях российских пользователей.
Ю.Б. И это, действительно, удобные велосипеды, мне кажется. Я очень много катаюсь на "Strida", на самом деле...
М.К. Ты и сюда, на запись, приехал "Strida"!
Ю.Б. Так получилось. Да. И на "Каме" у меня нет никакого дискомфорта. Вот я сажусь сейчас на горные велосипеды, на какие-то там электро даже. У меня бывает, что что-то не то, как-то я чувствую, что велосипедах не очень. А на "Каму" я сел, тоже, подо мной я его не чувствую.
Д.Ж. А вот, Юрий, теперь тебе надо задать вопрос, большинство людей, когда видят "Strida" или хотят её купить, у них возникает вопрос точно такой же: а как на ней ездить? Почему поделить своими ощущениями от "Strida", потому что человек, когда видит А-образный велосипед, у него глаза испуганные.
Ю.Б. Ну, там несколько, действительно, есть тонкостей. Во-первых, он очень юркий. Очень неустойчивый для человека не привыкшего к нему. Но могу сказать, что привыкание очень быстро приходит, вот у всех. Все у нас в магазине выходят во двор покататься и через 5 минут уже довольно уверенно катаются. Многих смущает вот эта рама, которая торчит спереди, о которую многие думаю, что можно удариться. Мало кто ударялся, я, честно говоря, не знаю такого. Сам не ударялся ни разу. Хотя падал.
М.К. Разгонял? Быстрый он?
Ю.Б. Быстрый.
Д.Ж. Я знаю, что "Strida" достаточно быстро ездит для такого велосипеда? Шустрые велосипеды, я сейчас почему-то мало видел велосипедистов на "Strida", а осенью ездят через весь город, "strida-водов" вижу регулярно, одного или двух я вижу каждое утро.
М.К. А вот трансмиссия, что со скоростями, сколько у тебя на "Strida"?
Ю.Б. У меня две.
М.К. Достаточно скольки, одной, двух, трёх? В горку подниматься на нём как?
Ю.Б. В Питере достаточно одной скорости.
Д.Ж. А зачем ты брал две?
Ю.Б. Две я взял, потому что поставил 18 колёса, вместо 16, и тогда могу ездить на нём легко и далеко. Кстати, за счёт чего я снизил вес - 18-е колёса весят меньше, чем 16-е.
Д.Ж. Да, это понятно, покрышки немножко другие, обода другие.
М.К. По моей логике всё-таки, чем больше, тем тяжелее. Оказывается, нет. Оказывается, наоборот.
Д.Ж. Не совсем там больше. Но чуточку тоньше. Мы, кстати, поэтому 18-е не рекомендуем людям тяжёлым, высоким и, если честно, мы даже большинство людей отговариваем от таких колёс.
Ю.Б. Странно, потому что там больше спиц, и вообще колёса попрочнее, мне кажется.
Д.Ж. Там покрышечка тоненькая.
Ю.Б. Поставить можно потолще.
Д.Ж. Ну-у-у-у... Понятно, что можно.
Ю.Б. Езжу на большие расстояние, на открытие сезона ездил, там 93 километра, получилось нормально.
Д.Ж. Неплохо. Не устаёшь?
Ю.Б. Нет. На "Strida" очень комфортная посадка, прямая, совершенно нет усталости.
Д.Ж. Как часто ты ездишь, сколько раз в неделю катаешься?
Ю.Б. Я не катаюсь - где то в пробку попал, поставил машину, поехал дальше на "Strida". Это всё перебежками такими...
М.К. То есть всё-таки, возвращаясь к автомобильной истории, это правда.
Д.Ж. Можно последний тогда вопрос, сколько ремней в год?
Ю.Б. Один в 2 года, примерно. Я один раз только поменял ремень на своей "Strida". Это было прошлой осенью.
Д.Ж. Это я задаю вопросы не для себя, а больше для наших покупателей, чтобы они не только мои слова слушали.
М.К. Но "Strida" всё-таки не дешёвый велосипед, тут уж придётся ремень потуже свой на себе затянуть, если захотели его купить. Но, с другой стороны, вспоминая то, что было, и то, что есть сейчас, в общем и целом, ориентируясь на моих знакомых и друзей, действительно, цена в 20 тысяч для велосипеда вполне сейчас реальна и многие себе, как раз на неё ориентируются. Так что, в принципе, друзья, "Strida" вполне доступный себе велосипед и мне он, например, очень-очень симпатичен, и, я думаю, многим при этом. Изначально думаешь, что за урод. А когда первый раз прокатишься, посмотришь на опыт знакомых, тебе расскажут кучу всяких положительных вещей, Юра сегодня сказал, встал в пробку, помыл машину, вытащил велосипед, и уехал. Очень просто. Причём, насколько я знаю, многие люди в Петербурге, я видел на Невском, люди, реально, в пиджаках ездят на "Strida". То есть люди, наверняка, с машиной, а может быть, и с двумя... обеспеченные, которым просто иногда в центре города по делам проще на велосипеде покататься, вот.
Ю.Б. Так и есть.
М.К. Велосипед для большого-большого города.
Д.Ж. Я точно так же, обеими руками за. Просто вспомню, когда впервые на "Strida" сели возле магазина на Озерках, я просто визжал от радости, от того, как быстро велосипедик едет, какой он юркий....
М.К. Если бы ты был в Купчино, то ты тоже был бы рад, что он едет быстро, а не медленно. Ну, что, друзья. Юра, спасибо тебе большое, на самом деле, я сегодня для себя, опять же, узнал очень много.
Ю.Б. Здорово.
М.К. Нет, серьёзно, я постоянно узнаю новые вещи. Спасибо, что вы занимаетесь продвижением экологически чистого вида транспорта, ещё и компактного при этом всём. Ну, и объясняете людям, зачем всё это нужно и становится всё более и более популярным. Денис, тебе тоже спасибо. Ты сегодня успел поговорить вдоволь, в следующей программе мы выключим микрофон. Мы сегодня говорили о складных велосипедах, напомню, что есть разные марки, "Shulz" чуть подешевле, "Strida" - средний бал в плане цены, но немного другая конструкция, есть "Brompton" и "Dahon", которые стоят от 30 тысяч, это уже совсем другая категория. Катайтесь на велосипедах, занимайтесь активными видами спорта, всего доброго, услышимся ровно через неделю в подкасте "Всё о велосипедах" на podster.ru, пока!