М.К. Всем привет, в эфире очередной выпуск велоподкаста "Всё о велосипедах" на podster.ru. Друзья, мы продолжаем исследовать - эзотерическим образом, конечно, - мир о двух колёсах. Сегодня со мной в студии Алексей Алексеевич Медведев, которого вы уже слышали в нашем первом, пилотном и заглавном выпуске. Это директор по закупкам сети магазинов "Велодрайв". И Денис Жук, которого вы слышали много раз, мне очень нравится формулировка, которая у меня здесь в ноутбуке написана: " член команды "ВелоДрайв-Bonan Zanon", автор множества публикаций по велотематике, специалист широкого профиля". Тут мне хотелось бы попросить объяснить поподробнее, что значит "специалист широкого профиля", но я думаю, что в следующий раз мы это сделаем. Денис, привет! Алексей Алексеевич, здравствуйте!
А.М. Здравствуйте!
Д.Ж. Всем привет!
М.К. Сегодня у нас важная тема. Мы немного, Алексей Алексеевич, помнит, коснулись уже темы выбора велосипеда. Как выбрать велосипед? Что главное при этом выборе - колёса, рама, трансмиссия, какие-то там обода, что ещё?
А.М. Тормоза...
М.К. Тормоза, безусловно. Ну, кто-то, как Денис Жук, например, без тормозов умеет ездить. Мы видели, там стоит в холле у нас велосипед. Наверное, сначала, стоит определится с тем, как мне кажется (я недавно покупал велосипед), что нужно от велосипеда - цель. Для чего нужен велосипед.
А.М. Правильно. Зачем он нужен.
Д.Ж. Нужен ли он вообще, прежде всего.
М.К. Если человек уже выбрал для себя этот путь. Решил, что, да, мне нужен велосипед, и хочу я кататься по городу. Ну, просто ездить на работу. Иногда выбираться на электричке на залив, если он в Петербурге, или на какие-то озёра, если он в Москве. К тому самому вулкану, если человек из Исландии - неважно. Так, что дальше?
Д.Ж. Путь велосипедиста многотруден. И он должен, помимо каких-то бытовых трудностей, решить ещё проблему свою - понять, где он будет, прежде всего кататься. Нужно разделить велосипеды чётко на две половинки: для города, или чисто для города и там чуть-чуть на озёра, или для сильно пересечённой местности. Может быть даже, если округлённо говорить - это велосипед бытовой или велосипед спортивный.
М.К. Итак, если это первый случай, то какой? Как он называется?
Д.Ж. Имеет смысл говорить о местности, в которой мы находимся и из которой мы вещаем. В Санкт-Петербурге велосипед, на мой взгляд, велосипед для города и немножко для бездорожья - для озёр, для пикников и неспешных прогулок - это будет, скорее всего, гибрид. Вы согласны со мной?
А.М. Да, вполне.
М.К. Давайте подробнее, гибрид, это что значит?
А.М. Гибрид - это обычный горный велосипед, только с колёсами 28". То есть, грубо говоря, это старый "Турист", старый "Спутник".
Д.Ж. Только сделанный чуть получше, с современными частями.
А.М. С современным оборудованием, другая рама, там алюминиевая, раньше они были все железные.
М.К. Хорошо, если это второй вариант, если это полуспорт уже, мы сейчас не говорим о профессиональных спортсменах, это совершенно отдельный разговор.
Д.Ж. Гибрид позволяет. В том-то всё и дело, хороший класс велосипедов, который родился, сформировался в полной мере не очень давно. В большинстве случаев (90%) он копирует конструкцию горного велосипеда, но просто чуть-чуть изменены размеры. Больший диаметр колеса позволяет в спокойном темпе сохранять выше среднюю скорость в городе. На таком велосипеде комфортней ездить, чем на спортивном велосипеде, он не предназначен для быстрого разгона, резких торможений, силового маневрирования. На нём быстрее будет кататься в городе, и он позволит вполне адекватно, не в спортивном режиме или в слабо-спортивном режиме, передвигаться по пересечённой местности, даже по сильно пересечённой местности. Человек не подготовленный, в принципе, не почувствует разницы между горным велосипедом и гибридом. И наоборот, на горном велосипеде в городе будет кататься тяжелее. Поверьте опыту всех магазинов питерских и нашего даже интернет-магазина. Человек, покупающий горный велосипед меняет на нём сразу же колёса и сидение.
А.М. Не колёса, покрышки.
Д.Ж. Покрышки, да. А потом задумывается, почему мне на нём как-то тяжело ездить, непривычно, неудобно и вообще через год мучений, подбора компонентов, чтобы ездить на таком велосипеде комфортно, вдруг приходят все к выводу, что, на самом деле, уже ошиблись. Поздно что-то переделывать, с выбором велосипеда ошиблись. Через это проходят очень многие. Велосипед горный выглядит красиво, толстые колёса, как танк. Но выглядит как танк посредине Дворцовой площади.
М.К. А если мы всё-таки говорим о езде за городом преимущественно, то всё равно гибрид?
Д.Ж. Я думаю что, да.
М.К. Или же горный велосипед, почему нет, если человек захотел?
А.М. Есть же горные велосипеды комфортной серии, который, в общем-то, имеет не такую широкую резину, а поуже. И, в общем-то, они не рассчитаны на катания по грязи хлябям и болотам, а рассчитаны просто на комфортную езду, неторопливую. И, конечно, в городе, я согласен с Денисом, если человек едет на работу или просто едет от одной точки до другой в городе, то, конечно, гибрид он лучше, потому что при большем колесе и достаточно широкой резине (относительно не горного велосипеда, относительно гоночного велосипеда). То есть у вас всё удобно, всё комфортно и быстро получается. Для езды по пересечённой местности, то, конечно, лучше горный велосипед. Добавлю, что у горного велосипеда, конечно, есть одно преимущество перед гибридом, что на него можно поставить и тонкую резину, практически, гоночную - один дюйм. То есть - это 2,5 см. И можно поставить резину шириной 3 см. Не на все, но они допускают, горные велосипеды, 2,5" поставить резину, получается, чуть ли не 8-7 см шириной. То на гибрид, там, ограничение, по-моему, 47, то есть это как наш дорожный "Украина", шире резину туда не поставить. Для уже существует класс 29", на который стоит резина двухдюймовая, порядка 5 с лишним сантиметров шириной, как у горного велосипеда. Но обода позволяют ставить туда резину даже гоночную. То есть это более универсальный такой велосипед. То есть он обладает всеми свойствами гибрида, но если вам надо залезть в грязь или в камни, то можете поставить родную резину и кататься на нём, как на горном велосипеде.
М.К. Опять же, мы делали программу о велотриале затрагивали тему велосипедов, на которых можно и попрыгать. Это уже немного другие. Хардтейл, да, рама называется?
Д.Ж. Это горный велосипед, хардтейл - рама. То есть велосипед, предназначенный для гонок по пресечённой местности, по сильно пересечённой местности.
М.К. Ну хорошо, а в целом... Есть разные велосипеды, о которых мы сейчас говорим, есть гибридные, горные, шоссейные.
Д.Ж. Складные ещё...
М.К. Складные, если мы берём "Shulz"...
Д.Ж. Много, практически каждый производитель, крупный, выпускает.
А.И. Да, все выпускают складные велосипеды.
М.К. Но, само собой. Но есть же, например, голландские складные.
А.М. Есть просто фирмы западной Европы, про которые вы сейчас упомянули, - Голландия, Германия, Дания. Они просто по цене выше, потому что они сделаны технологически интереснее. Они складываются не просто пополам, они складываются ещё, допустим...
М.К. Я имею ввиду "Strida", которая, правда, стоит дорого.
А.М. "Strida", да.
М.К. Она очень лёгкая и всё легче и легче, кажется, становится.
А.М. Она относительно. Лёгкость не добавляется, скоростей добавляется. Если она была выпущена пару лет назад двух-скоростная. Причём, с очень интересным переключением скоростей. То сейчас уже трёх-скоростная сделалась.
М.К. Мне кажется, что складные велосипеды - тут разницы особой нет. Если человек захотел взять - пусть берёт, это уже его дело. А вот касаемо велосипедов горных, гибридных и так далее. Тут уже возникает вопрос, потому что слишком много разных компонентов, которые влияют на скорость передвижения, на комфорт передвижения. Амортизаторы, что-то ещё, тормоза. Приходит человек в магазин, решил он себе выбрать горный велосипед, пусть это будет, там, гибрид - неважно. Но он приходит и думает: "А что взять?" Какие фирмы сейчас навскидку назвать, "да это фирма, хорошая, можно брать, не задумываясь практически"?
А.М. Нужно с бюджета начать.
М.К. Категория до 500 долларов, а потом можно и выше.
А.М. Есть категория и поменьше. Потому что многие из приходящих в магазин, Денис не даст соврать, они хотят велосипед не меньше 10 тыс. руб.
М.К. Такое бывает?
Д.Ж. Бывает такое, но я бы, скажем так...
А.М. Не советуем людям обычно это покупать.
Д.Ж. Я бы ни себе, ни своей бабушке велосипед настолько дешёвый не купил.
А.М. Хотя, если, с другой стороны, человек в возрасте и основная его задача - выехать, доехать до озера и вернуться обратно. Или в городе, например, перейти дорогу, попасть в парк и парке полчаса поездить для, так сказать, здоровья. То почему нет? Можно купить велосипед и дешевле.
Д.Ж. Не спорю. Но всё равно, даже в этом случае есть некое противоречие между простотой и стоимостью и, скажем, большинство людей называют так, навороченостью. Всё-таки чем старше человек и чем меньше физические возможности человека, тем больше ему нужна система переключения передач на велосипеде, чтобы компенсировать некую, скажем так, нетренерованность. И, соответственно, компоненты эти, они уже стоят каких-то денег и, в целом, дорожают у велосипеда. Но, всё равно, существуют, скажем так, вседорожные велосипеды. Это некие такие велосипеды. Любой производитель крупный, даже российских производителей очень много в этом классе выпускают велосипеды. Дорожный. Нужно искать не какой-то горный, шоссейный или гибридный велосипед, надо просто спрашивать дорожный велосипед с минимальным количеством скоростей.
М.К. Сколько скоростей, кстати, оптимально? Раньше считалось, что чем больше - тем лучше. "27 скоростей!" - Помните реклама была?
А.М. Спортсмены ограничиваются одной, как Денис сейчас катается. А так вообще - 3 скорости, планетарная втулка для того же дорожного велосипеда, о котором мы говорим. Или, там, 5 скоростей.
М.К. А что такое планетарная втулка, вы объясните людям? Потому что они, конечно, слышали...
А.М. Это обычная втулка, может быть, чуть потолще, внутрь которой убраны все скорости. То есть не висит ни переключатель, имеется ввиду внешний, ничего. Там существует на руле манетка, тросик, который подходит к этой втулке - и всё. И вы можете переключаться. Сейчас они доходят до 14, по-моему. Конечно, они очень дорогие.
М.К. Я знаю, что они стоят на многих дорожных велосипедах, круизерах, в частности.
Д.Ж. На дешёвых и на подороже стоят как раз такие.
А.М. Такие втулки имеет смысл ставить, прежде всего, где не нужны какие-то выступающие части тела [велосипеда], нету спортивного режима, скажем так, переключения скоростей. Для прогулочных велосипедов чаще всего ставят на складные велосипеды, прогулочные, чтобы ничего не зацепить.
М.К. И, в принципе, велосипед такого плана можно купить до 500 долларов.
А.М. Можно купить его даже до 300.
Д.Ж. Если российские приозводители - до 10 тысяч он стоит.
М.К. Давайте назовём фирмы, которые в этой категории находятся. Потому что мне, до не давнего времени, казалось, что в этой категории нормальных фирм нет.
А.М. У любой фирмы в категории до 15 тысяч, самой навороченной. Даже "Cannondale", который считался раньше недоступен, он сейчас в Тайване открыл программу выпуска велосипедов, и есть модели, которые стоят в районе 500 долларов.
Д.Ж. Алексей Алексеевич, недавно видел фотографии с какого-то сайта американского, где люди собирают раритетные "канондейлы" выпуска 90-х, 80-х годов. Там есть, есть женские прогулочные велосипеды опять-таки! Просто всё возвращается, периодически, на круги своя. Любому производителю нужно зарабатывать деньги, и деньги, прежде всего, зарабатываются - к сожалению или к счастью - на дешёвых моделях, как велосипедов, так и компонентов. Профессиональная техника она пользуется всегда ограниченным спросом.
М.К. Ну, хорошо, пришёл я в магазин (попытаюсь конкретизировать): "Ну, есть у меня тысяч 13, 15 - максимум, но хотелось бы, конечно, дешевле 10. Грубо говоря, ладно 10-11". Чтобы вы мне посоветовали?
А.М. Опять же, всё зависит от того, где вы будете кататься?
М.К. "Не, ну я самый обычный человек. На работу мне надо съездить, на работу километров 5, с работы. Ну и на выходных, там, сесть на электричку, доехать до Финского залива, в Комарово, предположим, позависать там пол-дня и вернуться обратно домой".
Д.Ж. Скажем так, если вам не нужно ежедневно кататься с велосипедом на работу, значит, лучше взять нескладной велосипед. Потому что в любом случае велосипед полноценный, не складывающийся будет легче, дешевле, проще в обслуживание и дольше у вас проживёт.
А.М. Лучше ездить будет.
Д.Ж. Да, будет лучше ездить, либо комфортней, либо быстрее. То есть, грубо говоря, мы сразу же отсеиваем складные велосипеды в вашем случае. Я так подозреваю, что вы подводите нас к какому-то производителю.
М.К. К производителям, потому что мне всегда хочется слышать конкретику, потому что разговоры, знаете, как в экономике это бывает. Ну, в программах, связанных со всякими социальными, экономическими структурами. И люди начинают кидаться этими фразами: "Да, у нас есть то, есть это". Я не понимаю, где конкретика, где имя, фамилия, адрес?
А.М. Обратите внимание, что в экономических передачах никогда не говорят, что деньги нужно вкладывать именно в эту валюту. Так же и мы не будем говорить о конкретных фирмах. Почему: во-первых, мы можем кого-то забыть и обидеть, во-вторых, какие-то фирмы не упомянутые или упомянутые не с правильной стороны могут тоже...
Д.Ж. У меня есть идея, Алексей Алексеевич. Я думаю так: вопрос выбора бренда - это вопрос доверия. И соответственно, денег. Когда мы, к примеру, о машинах. Я, кстати, эту аналогию в разговорах с клиентами интернет-магазина использую. Когда человек выбирает машину, ему говорят, какая машина хорошая. Тут выбор точно так же огромен. Кто-то говорит - "Мерседес", кто-то - "БМВ", а кто-то, может быть, принципиально скажет - "Порше". Или "Ламборджини". А кому-то будет достаточно, грубо говоря, и "Запорожца". Утрирую. Здесь точно такая же ситуация. С велосипедами я бы поступал так: имеет смысл покупать у компании, которая очень давно существует на рынке. У которой есть большой выбор товаров, я сказал бы, чуточку попроще и побыстрее. Если вам в магазине смогут показать бумажный каталог этой фирмы - это уже о многом говорит. Значит, велосипеды этой фирмы можно покупать. Если в каталоге больше 20 моделей - значит, эта компания очень давно существует на рынке, они систематизировала свои познания и может представить всю широту выбора велосипеда.
А.М. Хотя я тоже хочу заметить, я длительное время работал в магазине, что даже на хорошие бренды, авторитетные часто каталога просто в магазине нет.
Д.Ж. Они есть, наверняка. Тут разница есть - с собой или нет. Если пачка каталогов лежит на кассе, то этот товар очень хорошо представлен в этом городе. Значит существует какая-то большая оптовая база. Это плюс. Это не минус, это плюс, значит в этом городе существует большой складской запас велосипедов, и вам точнее подберут велосипед.
М.К. Давайте я назову несколько фирм, которые я знаю, и вы скажете, нормально это или нет?
А.М. Слава Богу, что мы на телевидении и наши физиономии никто не увидит.
М.К. Из тех производителей, которые стоят меньше 500 долларов, которые, в принципе, подойдут человеку, который просто хочет покататься без претензий к дизайну, к цветовому решению - это "Stells", например.
А.М. Это "Stells", это 'Stern" - есть такие круизеры китайские. "Swim" - тоже круизеры, "Trek" есть.
Д.Ж. Видите, вы тоже разные фирмы называете! Какие-то фирмы известны по круизёрам, какие-то по другим...
М.К. То есть получается, что в этой категории до 500 долларов все бренды и представлены?
А.М. Я бы вот ещё что добавил: если вы хотите велосипед хороший с новыми технологическими решениями, со свежим дизайном, я бы рекомендовал бы обращаться уже только к западным производителям. Причём, лучше всего с родины велосипеда горного, то есть, грубо говоря, через океан, какие-то американские фирмы нас должны интересовать. Безусловно велосипеды будут родом не из Америки, они будут собраны в Китае.
Д.Ж. Но, само собой, под жёстким контролем американских производителей.
М.К. Кстати, ещё такой вопрос: какую линейку лучше выбрать: этого года, прошлого, если есть скидки?
А.М. Большой разницы нет. Есть разница в чём: что вы, покупая модель какую-то определённую велосипеда ("Trek-400", скажем, так), если она прошлого года, у неё может скоростей оказаться меньше. Потому что фирмы, которые производят оборудование, они всё время нагнетают это количество скоростей. И постепенно из профессиональной группы по количеству скоростей спускают к более низшим группам, с тем же количеством скоростей, получается, что, например, там, "Shimano", например, "Olivia' было 7-скоростной, потом стала 8-скоростной. Сейчас уже 9-, по-моему, -скоростная. Поэтому вы можете просто купить на скорость меньше.
Д.Ж. На 3 скорости. Потому что определяется умножением передних и задних. Принципиального значения это не имеет.
А.М. Я даже больше вам скажу: велосипеды до 2000-го года, если вам вдруг раритет попадётся - там даже больше внимания уделялось раме, качеству изготовления и всему прочему. Потому что сейчас, к сожалению, вынуждены на это меньше внимания обращать из-за конкуренции.
М.К. Итак, главное в велосипеде всё равно получается, это - рама. Как выбрать раму? Раму отдельно обычный человек не будет, потому что, опять же, дорого. Пришёл ты в магазин... Пусть это будет больше 500 долларов, но суть в том, как понять, хорошая рама или плохая.
Д.Ж. По-моему, всё просто: сколько денег, столько у рамы компонентов. Тут, смотрите, такая ситуация: всё делается сбалансировано. Прошло то время, когда велосипеды 5-10 лет назад выбирались очень часто по компонентам. Иногда существовала даже одна модель велосипеда, которая делалась в 2-3 вариантах. Сейчас всё немножко унифицируется, количество велосипедов продаваемых увеличивается. На горных велосипедах вообще 3-4 ростовки, которые даже не дюймами стараются обозначать, а размерами, как футболки S, M, X, XL. Аналогия, точно так же, я человек, работающий вслепую на телефоне, если вы платите 5 рублей - у вас будет кусочек чёрного хлеба с маслом, если вы платите на порядок больше 100 рублей, то у вас будет белая булка, будет хорошая ветчина-колбаса, может быть, даже икорка. Велосипедные производители никогда не мешают чёрный хлеб с икрой. Если вы заплатили 500 долларов, у вас будет.
М.К. Если нормальный бренд, то не будет такого, что трансмиссия стоит треть от всего велосипеда, а рама дерьмо?
А.М. Не может такого быть. Он хотел сказать другое, что каждой раме конкретной соответствует оборудование, которое на нём стоит.
Д.Ж. И разброс уровней, который имеет смысл ставить на эту раму - не такой уж большой. Если у вас велосипед начального уровня будет (сейчас это стандарт): рама из алюминия 7005-го, в лучшем случае, это будет какой-то улучшенный сплав алюминия, или облегчённая рама (об этом обязательно продавец скажет, или в каталоге будет написано) и, скажем так, оборудование начального уровня от "Olivia" А-серии, может быть, ниже, до максимум "Dior"а. Если вы покупаете велосипед и готовы заплатить за него больше 500, от 500 до 1000 долларов, то вы уже вправе рассчитывать на лучший амортизатор, вероятно, тот, который отдельно будет очень дорого стоить, больше половины велосипеда, колёсики получше и оборудование, примерно, уровня "Dior". А профессиональные велосипеды будут совсем дорого стоить. Но там будут и рама, и комплектующие. Прошли эти времена. Раньше попадались велосипеды с хорошей рамой, но на начальном оборудовании. Когда вам продавец говорит, что будете кататься больше - всё равно поменяете оборудование, у вас будет профессиональный велосипед. Теперь даже замена оборудования - тех же самых дисковых тормозов - обходится больше, чем в половину стоимости велосипеда. То есть за установку дисковых тормозов и всего оборудования и замены компонентов связанных с этим, вы можете потратить почти 10 тысяч. От 5, до 6, до 7. И какой смысл закладывать это сразу при производстве велосипеда?
М.К. То есть, по-хорошему, лучше брать велосипед с хорошей рамой, уточнить это у продавца в магазине. Всё равно, если на недорогой велосипед человек захочет поставить трансмиссию "Shimano XTR", он этого не сделает, потому что не потянет?
А.М. Если даже он потянет, то смысла в этом будет практически никакого. Единственная фирма, которая позволяла ставить, как вы говорите, до XTR - это был "Cannondeil". И то был.
Д.Ж. И потом, смотрите, какая деталь: на оборудование профессионального уровня, лет 5, очень часто меняются стандарты установочные. То есть настолько меняются быстро технологии, как в компьютерной технике, иногда физически невозможно это сделать или это упирается в замену половины оборудования.
М.К. С комплектацией всё более-менее ясно. Если она до 500 долларов, то будет одна, если свыше, то другая. Всё логично.
Д.Ж. Совет можно дать такой: не закладывайте апгрейд велосипеда сразу при покупке. Лучше купить велосипед сейчас с наибольшим запасом, чтобы понять нравится велосипед или не нравится. А апгрейдом заниматься не имеет никакого смысла.
М.К. То есть лучше заниматься не апгрейдом, а собирать по частям.
Д.Ж. Это крайности.
А.М. Когда у человек знает, чего он хочет, то это происходит не года через 2, а года через 3-5-10 лет. Когда человек понял, что ему надо, он держит, не пускает, не даёт быстро на нём ехать, он не может на нём далеко ехать. Тогда человек начинает задумываться. Но обычно эти люди, они приобретают раму и долгими зимними вечерами на эту раму, отложив кусок из зарплаты или заначку вынув из кармана, покупают какие-то дорогие "шалабушки", которые на неё вешают.
Д.Ж. При этом как раз я, скажем так, волею судеб как раз отношусь к категории таких, которые зимними вечерами что-то там откладывают, прилаживают, делают, совмещают несовместимое. Но при этом, в течении своей велосипедной жизни, я могу сказать чётко: велосипед в сборе гораздо быстрее, проще и эффективнее купить. И дешевле, главное. Мне, к сожалению, не удаётся следовать своему собственному правилу, которое я говорю своим друзьям, знакомым, покупателям и просто людям на улицам. Я не могу себе купить новый велосипед по финансовым причинам. Если человеку не нравятся 3 вещи и он хочет их заменить, то значит, нужно купить другой велосипед.
М.К. Что это за вещи?
Д.Ж. Ну, к примеру, профессиональные велосипеды очень часто продаются без педалей. Потому что человек использует чаще всего педали контактного типа, удобные ему. Вторая вещь, сугубо индивидуальная на велосипеде, - это седло. Многие профессионалы мучительно долго, годами, десятилетиями подбирают седло. Здесь точно нельзя посидеть, подобрать и понравится. Это через 100-1000 км, проведённых на велосипеде, вы понимаете, что никак не едется. Физически - это боль. Кроме того, рукоятки. То есть это касается вашего интерфейса. Вынос, я ещё могу добавить. Руль можно упилить. Чаще всего, он ставится шире, чем нужно.
М.К. Ну хорошо, давайте тогда разберёмся с ростовками. То есть велосипед выбирается и по росту.
А.М. В Интернете был задан вопрос человеком, я на него отвечал, что он пришёл в магазин и стал смотреть велосипеды, и там огромное количество ростовок, и он не понимает, зачем. Это опять же вопрос рамы. Что рост велосипеда соответствует росту среднего человека. Понятно, что не учитываются такие нюансы, как длина ног, длина туловища, длина рук. Это всё отдельно, каждому человек - индивидуально. Но всё равно, если брать, среднего человека, есть некое соответствие.
Д.Ж. Велосипеды, как футболки.
М.К. А сколько есть категорий?
А.М. 5-6 ростовок есть. Почему это есть? - К сожалению, или к счастью, вот этот рост, длина подседельной трубы, что является ростом велосипеда. Дело не в том, что можно штырь подлиннее взять и сесть нормально. Каждому росту соответствуют ещё размеры рамы. Длинна рамы, длинна до руля. Всё растёт пропорционально размеру - это очень важно. Когда человек садится на велосипед, когда продавцы начинают рассказывать, что нужно купить шнур подлиннее, потому что у них нет нужного роста, нужно вынос подлиннее, руль пошире - это всё ерунда, есть какие-то пределы. Можно на 2 см, на 5 см поднять седло, поменяв штырь. Но это будет неудобно. И не комфортно.
М.К. А есть ли смысл вообще разбираться в этих размерах. Или всё-таки идеальный вариант... Начинаем тему, где лучше покупать - через интернет-магазин или в реальном магазине. Или просто неважно, какая ростовка, просто надо сесть и попробовать.
А.М. Нужно в любом случае, сесть и попробовать.
М.К. Нет же универсальной категории - у меня рост 175, значит, мне нужен велосипед с такой же ростовкой.
А.М. Категория есть, но всё равно - Денис может подтвердить -человека не видишь в интернет-магазине. У него может быть патологически длинные или короткие ноги, допустим. Или руки коротки. И он ему посоветует велосипед в соответствии с его ростом, а он сядет, на нём кататься не сможет.
Д.Ж. Давайте не будем тянуть одеяло друг на друга: у нас есть некие, скажем так, алгоритмы, ключевые слова, вопросы, по которым мы можем определить является ли человек средним, скажем так, и предъявляет ли какие-то усреднённые требования. Если человек не хочет чего-то "ахового", если этот велосипед первый, и если у него с ростом и с весом всё в порядке, то есть он укладывается в рамки некоего среднего человека. Вообще, кстати говоря, не секрет, что всё на свете стандартизировано, точно так же велосипед. Считается, что велосипеды все горные проектируются для человек не тяжелее 70-80 килограмм, не выше 175-180 см и обладающим пропорциональным телосложением. В интернет-магазине мы пытаемся проверить, является ли таким человек и не предъявляет ли какие-то специфические требования, не хочет ли его переделать, не хочет ли он посадить жену и своего ребёнка на велосипед.
А.М. Часто приходят мужчина 1 м 90 см, жена 1 м 60 см и ребёнок 1 м 30 см, и говорит: "Нам на семью нужен велосипед". Я говорю: "Три велосипеда?" "Нет, один".
М.К. И даже не тандем.
А.М. Какой тандем?...
Д.Ж. И если всё в порядке, если всё укладывается, не то что "укладывается в средние рамки"... Если у меня, скажем так, не возникает такой мысли, что со мной лукавят, то я спокойно предлагают какой-то средний вариант. Я предлагаю ростовку, на которую имеет регулировки любой велосипед...
М.К. Всё-таки через интернет, будучи не знакомым с данным велосипедом, в принципе, можно заказать байк, который подойдёт.
А.М. Можно, если для прогулок человек заказывает, перейти дорогу и покататься по парку, то, конечно, там по росту это вполне можно посоветовать. Особенно, женский велосипед - там вообще проблем никаких нет, с открытой рамой.
Д.Ж. Горный, гибридный - он имеет примерный диапазон регулировок по росту. То есть он сделан, к примеру, размера L, то есть на рост 170-180. Конструкция практически любого велосипеда позволяет сделать регулировки, которая позволяет посадить человека чуточку ниже, сантиметров на 5-7, и чуточку выше.
А.М. Если человек вообще первый велосипед собирается покупать. Если он вообще ничего не представляет. Я не хочу камень бросить в интернет-магазин, боже упаси! Но, в принципе, дойти до ближайшего магазина, пусть даже до какой-нибудь "Ленты", там, хотя там велосипедов с ростовками вообще не продаются. И просто присесть, попробовать, посмотреть, может быть, даже взять линейку, померить подседельную трубу, чтобы понять, как ему удобно. В магазине вас посадят, как надо.
М.К. Мы же знаем, в интернет-магазине часто выбор больше.
Д.Ж. Чтобы, скажем так, от такой ситуации себя оградить, чтобы вам не продали [любой] велосипед, который есть в магазине, зайдите ещё в один магазин. Вы можете сказать, что он вам кажется великоват. Если вам не смогут показать велосипед меньше на ростовку... По крайней мере, вы узнаете, честно ли с вами общаются или нет. Если вам продавец скажет: "Да, есть велосипед на ростовку меньше, но в наличии только на две ростовки меньше. То вы сразу понимаете, что с вам общаются абсолютно открыто. Вам предоставляют всю полноту информации, но вы поймёте, что именно такой ростовки нет. На всякий случай, могут предложить...
А.М. Или предложат другого производителя.
Д.Ж. Да, вам обязаны предложить другую модель.
М.К. То есть, если нет нужного дизайна, то равноценную замену можно найти в магазине.
А.М. Мы сейчас не об этом говорим, мы говорим о росте. Человек, который приходит в магазин, он не покупатель, он пришёл присмотреться, скажем так. И потом он купит через Дениса (я к примеру говорю), ему привезут домой, он дома расплатится, это здорово, интернет-магазин - это здорово. Но для того, чтобы он решился на что-то - если у него нету товарища такого же роста, с таким же велосипедом, и ему всё в кайф, он катался, - то лучше придти в магазин. И, может быть, даже, если он придёт в нормальный магазин, то он может взять с собой деньги, оставить деньги и сделать тест-драйв. Что приветствуется. Потому что люди бывает, которые всю жизнь катались на дорожных велосипедах, на "Старт-шоссе", на "Туристах", они, бывают, что приходят в магазин, человек 1 м 70 см просит 20-ый рост, он увеличивает. Он помнит, как его велосипед, на котором он катался и катается до сих пор на даче, выглядит. И он старается такой же купить. В этом плане лучше, конечно, если ему дали велосипед не его роста, он чувствует, что он маленький или очень большой, не поленитесь, сходите в другой магазин посмотреть. Единственная оговорка - если это не триал.
Д.Ж. Я бы в любом случае сказал так: велосипед - это серьёзная покупка. Я к велосипеду отношусь очень хорошо, меня, к примеру, очень волнует, будет человек кататься после этого или нет. Если хочется просто деньги потратить, то, в общем-то, можно придти в первый попавшийся магазин или заказать в первом попавшемся интернет-магазине, и дальше уже - валяется велосипед на балконе и... На мой взгляд, при покупке такого серьёзного спортивного снаряжения всегда следует обращаться к профессионалам и именно в магазине, которые торгуют только велосипедами. Очень часто такие магазины даже зимой торгуют только велосипедами. Это позволит, во-первых, узнать всю широту мнений по этому поводу. Скорее всего, вам точнее подберут велосипед. И скорее всего, вам помогут подогнать этот велосипед именно к вам.
М.К. Велосипед торгует велосипедами...
А.М. И покупать лучше велосипед...
М.К. У велосипеда!
А.М. Не в сезон жора. Апрель-май, когда все покупают велосипеды. Это почему: какие-то скидки идут осенью. И весной, ранней. И потом, самое главное, что вы можете купить даже когда уже сезон начнётся, когда велосипедов много новых будет. Но примериваться надо ходить-выбирать именно осенью-зимой. Почему? - Потому что, когда у вас, извините, 10 покупателей стоит за спиной, продавец не сможет вам уделить должного внимания.
Д.Ж. Ну, Алексей Алексеевич, не стал бы я свою кухню выкладывать. Мы с вами должны обеспечить сервис в любое время суток, скажем так, в любое время года. Вопрос немножко не об этом. А с другой стороны, осенью-зимой - сезон максимальных скидок. Но оптовых складах не остаётся ходовых моделей в категории до 500 долларов, они исчезают. Исчезают ростовки, исчезает выбор. Осенью и зимой я бы рекомендовал приобретать второй велосипед, подыскивать замену, скажем так, вдумчиво...
М.К. Переходить на категорию выше...
А.М. Я не об этом говорил, я говорил о том, чтоб походить-поговорить. Помучить продавца...
М.К. Мы сейчас поговорили, как лучше выбрать велосипед. Но, если человек хочет какие-то мелочи поменять, что он может прямо в магазине поменять? Мне представляется, что это может: ручки сразу поменять на новые, прорезиненные.
А.М. Самый главный аксессуар - это седло, которое обычно хотят поменять чуть ли не сразу.
М.К. Многие триальщики выкидывают сёдла!
А.М. Триальщики вообще покупают велосипеды без сёдел, там даже отверстия нет для седла. Дело в том, что даже сиденье, которое кажется неимоверно жёстким орудием пыток. На самом деле, оно может оказаться и нормальным. Вот мы даже в магазине работаем, всегда советуем, если человек покупает, если видим, что седло - бывает, что там стоит совсем уж дощечка - это на велосипедах, которые стоят очень уж больших денег. А на дешёвых велосипедах средние, достаточно мягкие сёдла. Поэтому мы говорим, что вы, прежде чем его менять, покатайтесь хотя бы чуть-чуть.
М.К. Но заменить-то всё равно можно.
А.М. Заменить всегда можно, не вопрос.
М.К. А можно на горный велосипед поставить такое широкое седло, как на круизере?
А.М. Можно, конечно.
Д.Ж. Технических проблем не возникает.
М.К. А почему не ставят? На нём же реально удобнее.
А.М. Потому что обращают внимание на то, как это будет выглядеть в итоге. Если он сидит, извините меня, такой здоровый человечище, на этом седле, которое не видно, а когда он слезает, не велосипед - а седло, то это выглядит ужасно. Поэтому также, многие люди (я их вообще не понимаю), у них резина, например, 5 см, они говорят: "А мне войдёт 2,5? Мне нравятся покрышки". Причём, у них покрышки нормальные, "полуслик", по городу, за городом ездить. Они хотят такие покрышки, чтобы ездить по глине, по грязи мокрой. Я говорю: "А зачем вам такие покрышки, вы где-то за городом катаетесь, по болотам, там, ещё где-то, по земле, по полю?" Они: "Нет, мы катаемся только в городе. Чтоб солиднее выглядел велосипед".
М.К. Видите, люди часто обращают внимание на внешний вид велосипеда, и если бы не продавцы, то все бы катались на фатбайках сейчас по нашему городу. Но всё равно, какие аксессуары можно выбрать, давайте разберёмся. Что можно заменить на месте, если человеку хочется заменить. Хочется поставить покрышки другого цвета. Например. Мы говорим об обычных покупателям, которым важна не только эргономика, но и внешний вид.
А.М. Женщины.
М.К. Конечно, женщин возьмём - самое главное. Бывают женщины, у которых есть круизеры, специально выглядящие круче. Но если есть горный велосипед, но есть желание сменить покрышки, поставить яркие ручки, тросики.
А.М. Любой каприз за ваши деньги.
Д.Ж. Да. Так и есть. Но мы можем сказать так: что имеет смысл заменить практически на каждом велосипеде? - Всегда имеет смысл обратить внимание на то, какие педали стоят на велосипеде. Потому что там стоит что-то такое - начальное.
А.М. Кстати, можно вернуться к нашему разговору о том, что сейчас велосипед соответствует тому, что на нём стоит. Рама соответствует. Не бывает таких случаев, что у вас стоит "XTR" на хреновой раме. И наоборот. Но единственное, что производители оставляют за собой - они обычно ставят слабую цепь на велосипед. Но, мне кажется, как батарейки простенькие - покатался и выбросить. И ставят педали недорогие. К примеру, я могу сказать, что на велосипеде, который стоит 5 тысяч, и на том, который стоит 15 тысяч, педали могут стоять одни и те же.
М.К. Хорошо, сколько стоят металлические педали, которые не разобьются при первом ударе о косяк двери, когда заносишь велосипед домой?
Д.Ж. От 500 рублей.
М.К. То есть эти педали за 700 рублей можно взять.
Д.Ж. 500-1000 рублей - легко.
А.М. Опять же, многое зависит от того, как человек будет кататься.
М.К. Мне важно, чтобы педали не разбились. Пластик часто бьётся.
А.М. Нет, ну там более-менее приличные фирмы, про них же мы говорим.
М.К. Безусловно.
А.М. Они делают педали из полиэтилена высокого давления, не пластик дешёвый. Поэтому если даже вы упадёте и проедетесь по асфальту, вы можете её сточить просто. Расколоть её достаточно тяжело. Хотя внешне она выглядит точно также.
М.К. Ну, хорошо, а цепь тоже имеет смысл, в принципе, менять.
А.М. Цепь надо менять после того, как она износится. Есть какие-то ограничения, есть какие-то пределы её использования. И, в принципе, по-хорошему, у вас есть магазин, в которым вы купили велосипед. Если вы в нормальном магазине купили, не универмаге, то вы можете в любой магазин подъехать, вам механик скажет через какое время нужно менять цепь. Обычно через 1000 км. Хотя бы 700-800 км - проверить. У механика всегда есть инструмент, он сунет его в цепь и скажет: "Ну, катайтесь пока недельку, а потом приедете, поменяете цепь".
М.К. Как, кстати, с гарантией на велосипеды?
А.М. От 6 месяцев до года.
М.К. А что эта гарантия даёт, кроме замены велосипеда? Бесплатное техническое обслуживание, что-то ещё?
А.М. Замена велосипеда - это очень длинная история, на самом деле. Гарантия - это, прежде всего, от производителя.
Д.Ж. Продавец велосипеда гарантирует, что он собран, сделан на совесть из полностью исправных комплектующих.
А.М. Прежде всего, что рама не лопнет.
Д.Ж. На износ и на какие-то катастрофы, связанные с авариями, гарантия, конечно, не распространяется. Чаще всего, хорошие продвинутые продавцы предоставляют такую услугу, как первое Т.О. после обкатки велосипеда. Чаще всего, оно либо бесплатное, либо минимальных каких-то денег стоит. Как у любого технически сложного средства передвижения, есть определённый период прикатки, в течении которого лучше показать этот велосипед профессиональному механику. Он посмотрит, ничего ли лишнего не открутилось, все узлы подправит. Заодно у вас уже сформируются какие-то вопросы, если вы впервые начали кататься, и вы начнёте на одном языке общаться и с продавцами, и с механиками. Можно обратиться в магазин за какой-то подсказкой.
М.К. В этой связи такой вопрос, как хранить и обслуживать свой велосипед зимой?
А.М. Шипованную резину покупаете и дальше катаетесь.
Д.Ж. Зимой велосипед можно спокойно эксплуатировать. Единственное "но": резину соответствующую сезону надо покупать и смазывать чаще и чаще мыть.
М.К. В обычно время, не экстремально, что нужно делать человеку, чтобы с велосипедом ничего не случилось? Допустим, всю зиму он проводит в юго-восточной Азии.
А.М. Обычно велосипед туда с велосипедом и уезжают.
Д.Ж. Перед консервированием велосипеда в конце сезона я бы рекомендовал показать его механику, он посмотрит, как эксплуатировался велосипед, нужно ли что-то смазывать. И, если вы скажете, что велосипед будет долго храниться в течении всей зимы, то, может быть, он смажет как-то пообильнее. Но он будет знать, где и что смазывать. Вторая вещь: велосипед должен храниться в тех же условиях, в каких хранится человек. То есть он должен быть в тепле, сухости и без перепада температур и влажности. То есть на балконе хранить велосипед не правильно. Либо его нужно как-то серьёзно паковать.
А.М. Снимать резину обязательно.
Д.Ж. То есть балкон - это прямой путь велосипеда на помойку.
М.К. То есть нужно хранить дома. Кстати, нужно что-то снимать с велосипеда или не обязательно?
А.М. Единственное, что нужно дома - это подкачивать колёса.
Д.Ж. Если подвесить дома, то вообще вопрос с накачкой снимается автоматически.
А.М. Есть ещё и другой вариант: привезти в наш магазин и оставить на хранение до весны велосипед.
М.К. Такая функция есть? Сколько стоит, если не секрет?
Д.Ж. Такая услуга есть. В прошлом сезоне от 1500 рублей. Причём, даже при самом дешёвом тарифе, механик всё равно осматривает велосипед при приёме и при выдаче. И производит минимальную настройку.
А.М. Потому что он разбирается примерно до такого состояния, как он приходит с фирмы, и упаковывается в коробку.
Д.Ж. У нас велосипеды не пылятся, они упаковываются в коробки, стоят на тёплом сухом складе и не ржавеют, и не пылятся.
М.К. Давайте тогда по мелочам буквально разберём. Что нужно смазывать, если человек не повёз в конце сезона к технику или повёз, но до этого покатался, помыл велосипед - чем смазывать цепь?
Д.Ж. Чем смазывать цепь. Лучше специальной смазкой для цепи.
А.М. Если человек ленив, то он покупает аэрозоль. Если он не ленив, он покупает просто смазку капельного типа в бутылочке.
Д.Ж. Я бы пошутил так: если человеку лениво тщательно смазывать, но потом не лениво вытирать всё вокруг от смазки, то он покупает аэрозоль.
А.М. Можно на улице смазывать.
Д.Ж. Маленький балончик смазки или флакон смазки стоят в пределе 500 рублей - это точно. Его хватает, как минимум, на год.
М.К. А что ещё можно смазывать, кроме цепи?
А.М. Ничего. Ну, можно там переключатели немного...
Д.Ж. Самостоятельно лучше не смазывать.
М.К. То есть в вилку лить ничего не надо?
А.М. Боже упаси!
Д.Ж. Велосипед лучше всего часто мыть: тряпкой, щёткой.
А.М. И без использования химических средств.
Д.Ж. Обычной водой. Главное, чтобы велосипед был сухой и чистый. И смазана цепь. Скажем так, есть такой универсальный рецепт: если вы не знаете, чем эту запчасть открутить, то лучше это не трогать.
М.К. Ну, хорошо. У меня осталось всего несколько вопросов. Первый - это по поводу держателей цепи, на каких велосипедах они есть, и сколько стоят отдельно? Для того, чтобы цепь не гремела. Или уловитель-улавливатель?..
А.М. Это другое. Для того, чтобы цепь не гремела...
М.К. При прыжке, знаете, с поребрика...
А.М. ...есть элементарная неопреновая тряпочка, которая одевается на перо, вокруг пера.
М.К. На любой велосипед можно нацепить?
А.М. Абсолютно на любой велосипед.
М.К. Сколько стоит?
А.М. Рублей 200-300.
М.К. То есть вообще копейки. Мне-то рассказывали, что нужно ставить какую-то специальную штуку, которая ловит цепь как-то там...
А.М. Если вы прыгаете на велосипеде, то тогда есть специальные натяжители цепи.
Д.Ж. Если у вас спереди одна или две скорости, если вы используете велосипед в горах, экстремально, то это совсем другое устройство.
А.М. Другая песня совершенно.
М.К. И последний вопрос, который я хотел бы задать уже очень давно, господа: сколько стоит тандем? Просто интересно.
Д.Ж. 26 тысяч у нас.
М.К. И сложно ли на нём ездить?
А.М. На тандеме ездить не сложно, но самое главное, чтобы человек сзади не попадался очень нервным, потому что он должен доверять сидящему спереди: тот же переключает скорости, поворачивает.
Д.Ж. Кстати, возможно именно поэтому у нас в интернет-магазине тандемы дарят на свадьбу.
А.М. Да-да-да.
М.К. Серьёзно?
Д.Ж. Да. Чтобы кто-то из молодых чувствовал себя как за каменной спиной. И доверял тому, кто управляет.
М.К. Ну, что ж, друзья. Как смогли, мы быстро разобрали тему покупки велосипеда, вот так с нуля. Если вы решили вдруг покататься весной у себя в городе, может быть, выехать куда-то в пригород, мы поняли, что рама очень важно. Что можно купить до 500 долларов вполне себе адекватный. И не сомневайтесь в том, что все детали велосипеда сбалансированы - то есть, если стоит хорошая рама, то и всё остальное, я имею ввиду трансмиссию, тормоза, вилку - тоже будет стоять вполне себе адекватное. Ну, а если вы хотите собрать велосипед сами, с нуля, то делайте это хотя бы спустя 2-3 сезона, чтобы понять, какой вам велосипед вообще нужен, потому что, как выясняется, на первый взгляд не понять никому. Денис, Алексей Алексеевич, спасибо, что поделились своим опытом. Будем надеяться, что и дальше будем продолжать делать это вместе, и я для себя выясню много нового, как и наши слушатели.
Д.Ж. До свидания!
А.М. До свидания.
Сделано на podster.ru
Скачать другие выпуски подкаста вы можете на podster.ru