Заставка "Podster.ru представляет: Все о велосипедах - центр полезной информации".
Всем привет! Миша Кокин в студии Podster.ru И мы продолжаем наш подкаст "Все о велосипедах". Сегодня мы поговорим о той теме, которую еще не успели затронуть за предыдущие, дай бог памяти, 20, двадцать с гаком выпусков. Сегодня у меня в гостях Артём Елисеев - директор сети магазинов "Вело Драйв". А это значит, что мы будем говорить о высоком менеджменте этих магазинов. Одним словом о том, как сделать свой веломагазин. Артём, привет! Артем: Да, здравствуйте. Очень приятно.
Ведущий: Да, начнем, пожалуй, с самого простого - с чего начать? И у многих ли, по твоему опыту, людей, появляется желание действительно открыть свой личный веломагазин?
Артем: Ну, начать, мне кажется, надо с самого желания иметь велосипедный магазин. А по поводу того, много ли у меня таких знакомых, нет, почему-то так получилось, что знакомых у меня, к сожалению не очень много открыть именно веломагазин. Есть пока знакомые, которые просто хотят свой бизнес. но именно магазина велосипедного - пока такого нет. Ну, в общем, мне кажется, что для начала самое важное - это иметь большое-большое желание. Потому что чтобы заниматься велосипедами, нужно любить велосипеды. И я бы не сказал, что это просто сухой бизнес для зарабатывания денег. Все таки это больше совмещение хобби и бизнеса. Вот это мое мнение.
Ведущий: То есть, для начала нужно хотя бы сесть на велосипед, хотя бы пару раз. Разобраться, как снимается колесо. поворачивается руль.
Артем: Да, совершенно верно. Мне кажется, что, если ты не разбираешься в велосипедах, то довольно-таки тяжело заниматься ими. Это довольно-таки специфический товар. Я бы не сказал, что это довольно массовый товар в умах наших покупателей, в умах нашего народа. Все таки пока люди не рассматривают его еще как спортивное транспортное средство. Пока это больше относится к хобби еще у людей. В общем. это товар второй степени необходимости.
Ведущий: Но тем не менее, нужно ли быть профессионалом. чтобы открыть веломагазин или достаточно иметь стойкое навязчивое желание это сделать?
Артем: Необязательно быть именно профессионалом. необязательно. И как показывает практика, именно профессионалы, профессиональные спортсмены, которые открывают веломагазины, как-то у них не очень все это получается. В основном это получается у людей, которые больше просто любят велосипеды как хобби. Вот у них как-то это выходит гораздо чаще.
Ведущий: И если такое желание появилось у человека, вот, скажем. у тебя или у меня, что нужно делать дальше? Я знаю, что бизнес подобный начинается с того, что нужно найти где-то поставщиков каких-то, понять, какое нужно помещение для этого. С чего вообще начать, купить в Китае велосипеды где-нибудь на Тао-Бао по 10 тысяч, а продать по 13 или по 15, не знаю?
Артем: С чего нужно начать. Мне кажется, нужно начать самое логичное, это с изучения рынка, где ты хочешь заниматься реализацией. Как-то это, наверное, первый этап. По поводу того, где открыть магазин. Есть два варианта торговли - это интернет-торговля и это оф-лайновая торговля, к которой можно привязать еще и интернет-магазин. Но самое первое, это нужно начать с помещения. Я бы разделил магазины на три формата по своим размерам: это маленькие магазины размерами от 50-и до 100-а квадратных метров. это магазины средней категории - 250 - 350 квадратных метров и наибольший формат, который сейчас присутствует на российском рынке - это 500 - 600 квадратных метров. Так или иначе все эти торговые территории влекут за собой, как правило, и разный ассортимент. Я бы сказал, что чем меньше магазин, тем на более бюджетную аудиторию он рассчитан. По поводу того, где взять товар, мне кажется сначала нужно подумать, где взять деньги на этот товар. Если, конечно, они у вас изначально есть, тогда можно перейти к этому. Но я немножко отклонюсь и скажу, что по поводу средств здесь как правило два варианта: либо ваши личные средства, либо кредит. Если вы рассматриваете вариант открытия магазина самостоятельно, то вам и эти вопросы придется решать самостоятельно. Если вы рассматриваете вариант франшиза, то компания, у которой вы планируете купить франшизу, так или иначе поможет вам с кредитом, по крайней мере предоставит уже железный бизнес-план под этот кредит. И все будет гораздо проще.
Ведущий: Но мы сегодня говорим не о франшизе, а о бизнесе собственном, если человек рискнул наконец или после франшиза решился открыть магазин. значит кредит либо накопления. Вот для маленького магазина какой начальный капитал нужен? Это как раз вопрос, который многих интересует.
Артем: Для маленького магазина достаточно от полутора до двух с половиной миллионов рублей на начальном этапе.
Ведущий: А что входит в эту сумму? Что на нее можно купить и нужно купить?
Артем: Ну эта сумма... у вас немаленькая статья расходов. Первоначально пойдет - это открытие самого непосредственно физического магазина, это ремонт, вам придется внести депозит за месяца два аренды, это скорее всего. Более того, вам придется проплатить первые несколько месяцев аренды. То есть, считайте что три аренды сразу вы платите сразу. На это уйдет, ну я думаю что до полумиллиона, не меньше. Дальше вам нужно рассматривать вариант приобретения товара. Товар на самом деле купить не является какой-либо проблемой. Потому что российский рынок, не могу сказать, что он достаточно насыщен, но так или иначе почти все ходовые мировые бренды на нашем рынке представлены. Так получилось, естественно, что основные поставщики находятся в Москве и приобретать товары можно там. Но в России порядка 15 - 20 поставщиков. Из них пять, наверное. такие основные игроки рынка, которые предоставляют полный спектр товаров (начиная от аксессуаров и заканчивая велосипедами).
Ведущий: А кем они являются - официальными представителями крупных компаний в России?
Артем: Да, совершенно верно
Ведущий: А нельзя ли напрямую с крупными компаниями, с зарубежными я имею ввиду?
Артем: Ну только по тем брендам, которые еще незаняты. И скорее всего... ну европейцы люди довольно дотошные, они, естественно, спросят: кто вы, что вы, а чем вы раньше занимались? Если вы придете и скажете, что я никогда раньше не продавал велосипеды, но тут очень вдруг хочу. то вряд ли вам предоставят эту возможность. Более того, надо прекрасно понимать объемы своего магазина. Они отгружают минимум контейнер. контейнер трехсот велосипедов. Но нужно иметь сильные нервы и большое желание, чтобы сначала заказать целый контейнер - непонятно, будет он продаваться или нет. Тем более, представьте, это будет совершенно один бренд, что довольно-таки мало даже для маленького магазинчика. Для маленького магазина нужно хотя бы три - четыре бренда.
Ведущий: То есть, начать нужно с желания. Потом с поиска средств. Далее выбора места и уже далее выбора поставщика. Вот вернемся к месту на один шаг назад. Какое место и как выбрать? Мы говорили о том, что есть маленькие магазины до ста квадратных метров, большие (200 - 300) и до пятисот - совсем большие.
Артем: Да.
Ведущий: Где в Петербурге, скажем, или в Москве выбрать место?
Артем: Но по поводу Питера и Москвы здесь все сложнее, чем в регионах, потому что здесь рынок уже более или менее насыщен. Насколько я знаю, что в Москве уже даже начинают закрывать магазины. Конкуренция очень большая. зарплаты очень большие, аренда очень высокая, а торговля, ну она, конечно, выше чем в Санкт-Петербурге, но несильно, как показывает практика. И они все переходят в интернет. В основном они уменьшают торговые территории и магазины из магазинов в последнее время превращаются в точки выдачи. Ну так как это более экономически оправдано для столь крупного региона по деньгам. По поводу Санкт-Петербурга, да и вообще любого города, мне кажется нужно отталкиваться от района города с наименьшей конкуренцией. То есть достаточно просто купить карту города, в котором вы планируете открыть магазин, выписать все магазины. которые в нем есть ну и просто посмотреть где магазинов больше, где магазинов меньше и уже от этого отталкиваться. Например, на сайте Росстата без проблем можете найти поделенную карту города по районам и там отмечена доходность населения по районам города. Можно даже отталкиваться из этого.
Ведущий: А какая проходимость должна быть в том месте, где ты открываешь веломагазин? Это обязательно должен быть крупный торговый центр, как это часто бывает либо это может быть какая-то точка, ну скажем напротив или за торговым центром во дворе? Вот как лучше?
Артем: На самом деле как показывает практика здесь 50/50. Все таки веломагазин не могу сказать, что он сильно зависит от проходимости. По крайней мере тогда бы на Невском было много магазинов. Но их нет. В основном это стрит ритейл (street retail), как показывает практика более бюджетна. Магазины часто открываются далеко не в самых проходимых местах, в спальных районах. Но я не могу сказать, что здесь все зависит от проходимости. Все таки это такой более специфический товар. И как показывает практика, основной упор здесь нужно сделать на интернет. То есть, если вы есть в интернете, то народ идет к вам. Люди идут к вам за конкретными велосипедами. за конкретными моделями. Ну все таки главное, чтобы для вас было более или менее удобно добраться, там не в ста километрах от метро.
Ведущий: Вернемся к поставщикам. Выбрали место, скажем, для начала небольшой магазин до ста квадратных метров. И опять же вопрос: неужели действительно, чтобы было три - четыре бренда, нужно заказать три - четыре контейнера?
Артем: Нет, для того, чтобы было 3- 4 бренда, три - четыре контейнера. наверное. это очень много. Это Вы рассматриваете вариант приобретения товара напрямую у поставщика.
Ведущий: А, все, я понял.
Артем: Только в таком случае Вам отгружают контейнер или какими-то очень большими партиями. естественно, если Вы закупаете товар напрямую у российского представителя где-нибудь в Москве, то Вы можете брать хоть одну штуку. Вопрос, естественно, Вашей желаемости. Вообще монобрендовые магазины в нашей стране пока почти что не представлены. Я знаю только два - три магазина в Москве, которые торгуют одним - двумя брендами. В основном это европейская ситуация, поскольку рынок там очень сильно насыщен, очень развиты интернет-магазины. интернет-магазины поубивали всю розницу. И сейчас там открываются монобрендовые магазины под эгидой непосредственно самого производителя. Да, тогда это имеет смысл. Но в России, я считаю, что это пока не имеет никакого смысла, потому что, во-первых, монобрендовый магазин должен быть какого-то серьезного велосипедного бренда. Это выше средней ценовой категории, чего в нашей стране продается пока довольно-таки мало. Ну, по крайней мере скажу так, что магазин пока что в нашей стране на монобренде будет выживать очень тяжко. Ведущий: То есть на данный момент лучшим вариантом, по крайней мере оптимальным по будущей рентабельности это все таки магазин, где представлены как везде несколько брендов...
Артем: Да, мультибрендовый
Ведущий: разной ценовой категории от самых дешевых китайских до самых... ну не самых, ну средних по цене там до 60 - 70- тысяч? Артем: Ну. не совсем с Вами соглашусь по поводу ценовой категории. Я бы сказал, что ценовая категория отдельного велосипедного магазина начинается где-то порядка с десяти тысяч рублей и доходит до 30 - 35-и тысяч рублей. Далее продажи для магазина маленького формата не так часто. Касаемо велосипедов более бюджетных - ниже там пяти - четырех тысяч рублей - этот рынок давно уже занят "Океями", "Лентами", "Ашанами" и так далее. И с ними уже не перебьешься. Это велосипеды, как правило, полный No name, Китай. Но люди не очень любят такие велосипеды. хотя, естественно, такая аудитория присутствует.
Ведущий: Угу. И далее, закупили мы три - четыре бренда. Сколько может стоить велосипед, который продается в магазине 10 тысяч? Сколько по факту он может стоить и как это зависит от количества велосипедов, которые мы заказываем у посредника?
Артем: Ну, скажем так, что по средним ожиданиям составляет от сорока до 70%. 80% считается уже хорошая наценка на велосипед.
Ведущий: То есть, велосипед, который продается за 10 тысяч рублей, может стоить на самом деле...
Артем: от четырех до семи тысяч рублей. Вот в этом промежутке. Меньше уже какой-то специфический товар. Например, это могут быть электровелосипеды. Они пока не очень популярны. На них не очень большие наценки. Но этот рынок рассматривается как наиболее перспективный.
Ведущий: С развитием велоиндустрии как-то будет меняться рынок? В Петербурге планируют строить новые велодорожки. Сейчас активно чиновники петербургские, в частности московские уже давно участвуют в разных акциях, связанных опять же с велокультурой.
Артем: По поводу развития велосипедного рынка. Знаете, я работаю в велоиндустрии уже порядка шести - семи лет, и я вообще не замечаю, чтобы со стороны государства что-либо здесь делалось. Есть международные всякие организации, которые проводят соревнования на международном уровне. И есть российские организации, которые существуют и должны что-то проводить на международном уровне или хотя бы на российском, но пока это только лишь хотелки. Да. естественно проходят чемпионаты России по разным дисциплинам. Но, знаете, здесь очень большая разница между любительским велоспортом и профессиональным велоспортом. Да, конечно, профессиональный - это престижно, в него вкладываются большие деньги. Но это совершенно другая аудитория, которая ничего, естественно, не будет приобретать в вашем магазине. А любительская аудитория пока она варится в своей каше. Все едет на энтузиазме тех людей. которые там занимаются. Это соревнования. которые еще несколько лет назад можно было назвать междусобойчиками. Сейчас, естественно, они приобретают более серьезный характер. Но им далеко до уровня российских и международных соревнований.
Ведущий: Переходим, наверное. к следующему этапу. Желание появилось, место нашли, деньги нашли, закупили какое-то количество велосипедов. Если мы говорим о маленьком магазине - до 100 квадратов помещения, все таки какое количество нужно закупить, чтобы попробовать хотя бы
Артем: На сто квадратных метров для того, чтобы заполнить зал, вам понадобится порядка 150 велосипедов примерно. Это будет такая насыщенность территории. Опять же все зависит от того, как вы видите свой магазин. Реализовывать через него средний или более высокий ценовой диапазон, если велосипедов там будет меньше, но они будут более дорогие, так как аудитория уже более менее знает, что она хочет. И ей важно походить посмотреть на велосипеды. Если мы рассматриваем более бюджетные. то здесь основной упор делается на насыщенность вашего магазина непосредственно самими велосипедами, потому что оборачиваемость у них гораздо быстрее и вам нужно иметь запас. Одинаковых велосипедов у вас будет несколько. по 5 - по 6 наиболее ходовых моделей. причем это будет даже одного цвета и одной ростовки.
Ведущий: А как выбрать эти ходовые модели, как узнать?
Артем: Ну на российском рынке уже как-то устроились ходовые бренды. Это, например, бренды Author, Trek, Cross в последнее время я заметил что набирает обороты. И естественно российский монстр компания Stels. На самом деле это очень крупная фирма, как бы там ни не любили эти велосипеды. потому что они рассматривают их как наиболее бюджетные, но как компания - это монстр. Они продают полтора миллионов велосипедов в год. Я бы их поставил в десятку с мировыми брендами по количеству производимой продукции.
Ведущий: Но они работают только на российском рынке?
Артем: Да, они работают только на российском рынке. Пока они никуда не выходят. Но я знаю, что их велосипеды. когда они какими-то маленькими партиями попадали заграницу, например в Финляндию возили люди, то, учитывая цены этого велосипеда, конечно, он там быстро полюбился. Но почему-то он пока существует только на российском рынке.
Ведущий: Может быть налоги, может быть что-то еще. Какая должен быть пропорция, какое должно быть соотношение между велосипедами? И может быть я неправильно даже формулирую вопрос. Сколько должно быть аксессуаров, которые продаются в магазине, к этим велосипедам? Вот да, может быть пропорции правильно. На каждый велосипед в магазине должен быть там один насос или один гаечный ключ или что-то еще?
Артем: Скажем так, это зависит от профессионализма вашего персонала. Естественно, люди, которые приходят приобретать велосипед, как правильно мало что в нем понимают и хотят велосипед как некий продукт, чтобы вечером кататься возле дома, совершенно не представляя, что велосипед-то все таки механическое изделие, за которым нужно ухаживать. С ним что-то может произойти во время катания может понадобиться фонарик или еще что-нибудь.
Ведущий: Масло опять же смазать.
Артем: Масло, да. За велосипедом нужно ухаживать. Все таки это серьезная вещь. как бы вам ни казалось. И все зависит от вашего персонала, насколько он сможет донести до покупателя то количество аксессуаров и возможно инструментов, которое может ему понадобиться. Потому что естественно, изначально человек, он скажет, что ему ничего не надо, он ничего не хочет, он хотел велосипед - и все. Поэтому, ну если говорить в денежном выражении, я скажу так, что на 150 велосипедов (это думаю что займет порядка от миллиона до полутора миллионов рублей товарной массы в вашем магазине), то запчастей потребуется где-то на 300 тысяч рублей.
Ведущий: То есть мы уже приближаемся к сумме в два миллиона в целом?
Артем: Ну я там Вам изначально и сказал - полтора - два с половиной миллиона, в этом промежутке.
Ведущий: Совершенно точно. И опять же, вот начали мы говорить о персонале случайно совершенно. Как быть, работать поначалу только исключительно самому, а потом привлекать и учить каких-то людей, или искать (и где искать) профессионалов. готовых помочь покупателям разобраться в механике и в том, как ухаживать за велосипедом. как лучше выбрать, знатока всех моделей - как быть с персоналом?
Артем: По повода персонала могу сказать так. что последние два года на санкт-петербургском, по крайней мере, рынке, наблюдается очень большой дефицит квалифицированного персонала. От персонала, который у вас работает, зависит фактически все. Зависит и уровень велосипедов, которые у вас будут реализовываться, и количество аксессуаров, также уровень аксессуаров и запчастей. С персоналом действительно все очень сложно. Но опять же, если мы рассматриваем маленький магазинчик (50 - 100 квадратных метров), я не скажу, что там требуется очень квалифицированный персонал. Достаточно, чтобы он прекрасно понимал, что такое велосипед. Конечно, он так или иначе должен на нем ездить, потому что тяжело предложить человеку товар, о котором сам не имеешь никакого представления. В принципе, можно брать наименее квалифицированный персонал, потом пытаться его обучать. Например, мы сейчас начали собственную программу обучения персонала, ну потому что без этого уже никуда. Ну и опять же от уровня персонала зависит уровень его заработной платы. Я могу сказать, что уровень высококвалифицированного продавца, ну зарплата высококвалифицированного продавца доходит в сезон до 50-и - до 70-и тысяч рублей. И так держится на протяжении всего лета. Среднестатистическая зарплата продавца веломагазина составляет порядка 25-и - 35-и тысяч рублей, по среднегодовой зарплате если брать.
Ведущий: Угу. Как быть, если сам не знаешь, как закупить и где закупить велосипеды? Есть директор магазина. А есть, скажем, директор по закупкам? Как быть в маленьком магазине? Может быть, нанять продавца сразу квалифицированного, который будет готов отвечать не только за то, чтобы объяснить покупателям какой велосипед выбрать, но и за то, какие велосипеды закупить, какие запчасти купить и так далее?
Артем: Скорее всего там и будет. На магазин у вас будет присутствовать человек, который будет разбираться в велосипедах более или менее основательно. Конечно, вы можете попробовать переманить такого человека с другого магазина, заранее сообщив ему, что он будет на правах директора этого магазина. Но менеджера по закупкам, менеджера по рекламе и прочего сопутствующего персонала для такого магазинчика у вас не будет. Как показывает практика, маленькие магазинчики управляются полностью одним человеком в плане управления. Это директор и владелец. Он же занимается закупками и всем остальным. Продавцы, как правило, они, естественно, оказывают помощь, они говорят, что больше людям надо, что более популярно - менее популярно, по каким ценовым диапазонам чаще всего люди спрашивают, потому что продавцы напрямую сталкиваются с покупателем. Конечно, если вы сами работаете в зале пять - семь дней в неделю, но тогда вы в принципе и сами это все знаете.
Ведущий: А когда наступает тот период, когда ты можешь себе сказать: да, все получилось! или: нет, надо что-то менять. Сколько для такого бизнеса? Это месяц? Или два? За аренду мы заплатили, мы говорили уже. за три месяца, скажем, вперед.
Артем: Вообще среднестатистическое время окупаемости бизнеса на российском рынке от полутора до двух лет. Но поскольку велосипедный бизнес считается сезонным, то в принципе можно заработать денег даже уже по итогам первого сезона. То есть в конце сезона вы увидите всё.
Ведущий: А вот если что-то не пошло. Если через месяц что-то еще, ну кажется что не очень. Это уже повод бить тревогу или можно еще подождать полмесяца?
Артем: Ну, сезон велосипедный начинается уже в марте и заканчивается где-то с середины июля. Дальше уже идут распродажи и в принципе вы уже просто возвращаете свои деньги. Я думаю, что уже к середине мая, даже к началу, наверное, мая, вы начнете понимать, как у вас идут дела - все хорошо или не очень хорошо. Но здесь много факторов, которые могут повлиять на успешность вашего бизнеса. Опять же, это место расположения. Это реклама, которую вы даете. Это товар, который у вас там хранится - может быть он никому ненужен. Здесь много факторов. Надо смотреть и более детально подходить. Так просто рассказать Вам формулу счастья - я думаю, что такого просто не бывает.
Ведущий: Но все же хотят ее услышать, конечно. И дальше вот что хочется узнать. Недаром ты затронул тему рекламы. рекламы магазина. Сейчас мы говорим о самых маленьких магазинах до ста квадратных метров, как мы уже выяснили. Не говорим о средних, больших. Если у тебя скромный небольшой ну скажем один владелец. он же директор и один сотрудник), какая реклама какого объема нужна? И где ее размещать?
Артем: Да, несомненно, реклама нужна, но...
Ведущий: Где?
Артем: В учете масштаба такого магазина я думаю, что рекламный бюджет там невелик. И особо не разгуляешься. Но здесь несколько вариантов. Мне кажется, самый простой вариант - это опять же иметь сайт. Ну мне кажется он должен быть у магазина, иначе будет совсем тяжко вести бизнес. И заниматься рекламой в интернете - это реклама в "ВКонтакте" в директе, это реклама в "Яндек" директе" и прочая реклама в интернете. Развешивать какую-то рекламу на улице, да, она довольно-таки дорогая. Я думаю, что Вы знаете, что например еврощит на улице вдоль дороги стоит тридцать тысяч рублей в месяц один. Поэтому на сто тысяч рублей, где можно провернуть немаленькую рекламную кампанию в интернете, тут вы повесите всего три плаката на улице. Поэтому наверное это наименее успешная реклама.
Ведущий: Листовки расклеивать.
Артем: Можно, да, расклеивать листовки, раздавать у метро. Но как показывала практика у меня, это малоэффективно оказалось. Ну то есть работы много, макулатуры много, вроде бы раздал тысячу листовок, пришло два человека. Не очень это эффективно.
Ведущий: И сколько примерно может обойтись для такого небольшого скромного магазина рекламная кампания в месяц? Или должна обойтись?
Артем: Для такого формата я думаю что от двадцати до сорока тысяч рублей в месяц вы будете тратить на рекламу в интернете. Также, естественно, можно засветиться на соревнованиях, которые проходят в Санкт-Петербурге.
Ведущий: Под флагом своего магазина?
Артем: Да, под флагом своего магазина. Но здесь несколько вариантов. Либо у вас есть свой гонщик. Например, это может быть один из ваших продавцов, который поедет в вашей фирменной футболке. Либо договориться с организаторами повесить свои баннеры. Но опять же надо понимать, что товар, который находится у вас в магазине, должен быть интересен этой аудитории. Но самый простой способ, как я сказал, это наверное реклама в интернете. Это наиболее быстро. Там можно прорекламировать себя буквально через десять минут. Ты сразу видишь целевую свою аудиторию. Ее можно настроить в "Яндекс" директе, опять же в "ВКонтакте", который еще дешевле, но он менее эффективен, конечно, но он и дешевле, конечно. Но вы сразу понимаете, сколько вы денег потратили, вы видите свою аудиторию. В "ВКонтакт", например, вообще очень удобен. Вы же можете давать, даже на определенной улице вы можете дать рекламу, даже на тот дом, в котором у вас находится магазин. Мне кажется, что это будет вообще удобно. Ну и естественно, это вывеска. Обязательно у любого магазина должна быть наружная вывеска.
Ведущий: Узнаваемый логотип, название.
Артем: Конечно, если у вас далеко идущие планы, вам стоит задуматься заранее о выборе своего логотипа, выборе своего названия.
Ведущий: Фирменный стиль.
Артем: Да, фирменный стиль нужно сделать. Ну опять же то, от чего вы отталкиваетесь. Очень многие люди делают бизнес, открывая магазинчики небольшие, зарабатывая, скажем 30 - 40 тысяч рублей в месяц с фразой "Ну зато я не на дядю работаю", тогда, конечно, ни фирменный стиль. вообще ничего не нужно. Мне кажется тогда для такого человека жизнь уже удалась. Но если у вас более серьезные планы, то естественно обо всем нужно подумать заранее. Потому что если в конце сезона ваш бизнес покажется успешным, то почему бы не открыть второй магазин, а может быть и третий.
Ведущий: Угу, это уже сеть.
Артем: Да, сеть.
Ведущий: Если первый магазин маленький с затратами два с половиной миллиона начального капитала плюс сорок тысяч реклама в месяц, тридцать тысяч в месяц зарплата сотрудника одного, например, для начала плюс пять тысяч уборщица. Успешно, к июлю уже даже закупили велосипеды на распродажу. Все хорошо. Сезон заканчивается. Что делать в межсезонье?
Артем: Здесь два варианта. Либо вам минимизироваться и жить на сухом пайке всю зиму либо вам нужно просто переориентироваться. И начать продавать...
Ведущий: Коньки, например.
Артем: Я бы не сказал, что коньки. Коньки не самый популярный товар зимой. Это беговые лыжи и "ватрушки". Конечно, много на них не заработаешь. Но по крайней мере выйти в ноль, небольшой плюс вполне реально.
Ведущий: А многие так делают по твоему опыту?
Артем: Все так делают.
Ведущий: Серьезно?
Артем: Естественно, все начинают санки, "ватрушки" - такой наиболее простой товар. Потом потихоньку начинают переходить на лыжи. И начинают с беговых лыж, потом переходят на горные, сноуборды и так далее. Но если мы говорим о горных лыжах и бордах, то это уже на уровне с велосипедами. Надо прекрасно понимать, что бюджет на закупки у вас увеличится в два раза, а то может быть и в три.
Ведущий: Так, значит в межсезонье мы закупаем какие-то совершенно непрофильные для велосипедного магазина вещи.
Артем: Естественно.
Ведущий: Очень странно. А что для этого нужно? Нужно новое помещение или там же, закончились велосипеды. И перед закупкой новой партии велосипедов просто на их место просто повесить санки, "ватрушки", да, и все остальное?
Артем: Совершенно верно. Ничего нового здесь изобретать ненужно.
Ведущий: А как это позиционировать в интернете, в рекламных кампаниях? Все привыкли к тому, что на этом месте твой веломагазин. А тут - раз и "ватрушки" какие-то.
Артем: Ну а почему нет? Если вы устраиваете рекламу в интернете, то также как вы резко вышли на рынок с торговлей велосипедов, также и резко вы заедете...
Ведущий: пулей ворвались.
Артем: Да, так что здесь у вас есть еще и "ватрушки" и все, что с этим связано зимой. Естественно, зимой можно продавать и товары к велосипедам. Например, зимние покрышки. Это недешевое удовольствие. Одна зимняя покрышка стоит в среднем 2000 рублей. Но их много и не продаж.
Ведущий: Их немногие и покупают.
Артем: Немногие покупают, немногие знают. Немногие знают, что на велосипеде можно ездить зимой. И вообще народ не очень просвещен в этом плане. Естественно, можно продавать зимнюю одежду. Ну есть сопутка. Но не могу сказать, что на ней зиму можно прожить. Но самый простой вариант, это опять же, как я сказал, обратиться в интернет. Можно попробовать заказать на зиму совершенно другую вывеску, повесив туда вывеску не велосипеда как у вас была изначально, а санки, лыжи.
Ведущий: Кстати, а сколько средняя вывеска стоит, если не секрет? И нужно ли на нее получать какое-то разрешение у кого-то?
Артем: Да, естественно, разрешение получать нужно. Сейчас все очень сложно. Более того, последние несколько лет запрещены много видов рекламы наружной. Например, запрещен лайт бокс (light box). Разрешены только объемные буквы или фигурный короб. Это очень...
Ведущий: А почему? Подсвечивать как их, снизу фонариком?
Артем: Лампочки там внутри. Ну вы обращаетесь в компании, которые занимаются производством таких вывесок. Вы говорите что вы хотите, посылаете им рисунок, и они довольно таки быстро скажут вам, сколько это стоит. Но я думаю, что простая вывеска велосипеда будет стоить в районе тридцати тысяч рублей. Если вы хотите внести еще какой-то логотип, сделать буквы побольше, я сказал бы, что средняя цена 50 - 70 тысяч рублей за вывеску. Ведущий: Угу, а по размеру она пару - тройку метров?
Артем: Ну. да. Где-то она будет два с половиной - три метра, вот такой вот длины. Но здесь все зависит от ваших аппетитов. Они там как-то в программе все высчитывают. Ну скажу, что это не очень дешевое удовольствие. Опять же повлияют лампочки, которые вы внутрь вставите. Если вы поставите обычные лампочки, это будет там 30 тысяч рублей, если вы хотите светодиодную ленту туда поставить, это будет уже восемьдесят тысяч рублей, потому что они напихают очень много трансформаторов. Но это не самое дешевое удовольствие.
Ведущий: И наверное по началу не самое обязательное. Ну хорошо, успешный магазин случился - распродажи, потом переход на не совсем профильный товар, выход в ноль, в плюс и снова начинается в марте сезон. Что делать человеку. у которого, казалось бы состоялся, ну относительно успешный по вот таким локальным меркам бизнес? Что делать дальше? Многие, как мне кажется, встанут в ступор. Например, я себе не представляю, все хорошо, куда двигаться дальше? Как позволить себе открыть что-то большее, вложить еще больше денег? Еще раза залезть в кредит? Еще раз пройти через все эти медные трубы, воду и огонь?
Артем: Ну по поводу что делать дальше, мне кажется самый логичный путь - это путь развития. Потому что, если вы не развиваетесь, то другие вокруг развиваются. Рано или поздно, если вы будете стоять на месте, напротив откроется другой магазин-сетевик, который отнимет у вас всех покупателей. Но открывать следующий магазин. Причем об этом нужно думать уже в конце августа - в сентябре. Магазин рекомендуется открывать после нового года. Но к марту он точно уже должен быть открыт. Да, потому что сезон уже начинается в марте. Начинается подготовка, вам потребуется примерно месяц на поиск помещения, его ремонт и так далее. Ну и все зависит опять же от ваших финансовых возможностей. Если вы заработали денег, смотрите, насколько вы их заработали чтобы открыть второй магазин. Если вы брали, например, кредит. И первый магазин изначально способен обслуживать этот кредит, то почему бы не взять второй кредит на второй магазин. Ну от этого уже отталкиваться, потому что один магазин - один кредит, он должен его обслуживать.
Ведущий: И это уже магазин может быть большего, да, формата?
Артем: Да, конечно. Это зависит от ваших аппетитов. Но я скажу, что имея магазинчик 50 - 100 квадратных метров, так быстро уже не перейдешь на следующий формат в районе трехсот квадратных метров. Там уже совершенно другие деньги. Они в пять - в шесть раз больше все это дело увеличивают. Ведущий: Угу. Ну как это было, скажем, у "Велодрайва"? Как это было у вас? То есть, это был изначально небольшой магазин, потом стал большой? Ты шесть лет этим занимаешься. По твоему опыту какие шаги вы совершали в переходе от маленького к среднему или от среднего к большому?
Артем: Смотрите, здесь есть несколько вариантов. Первый, конечно, у вас есть маленький магазин. Вы, наверное, откроете еще такой же маленький магазин. С двух маленький магазинов на третий год можно попробовать открыть магазин побольше. Потом, после того как вы открываете уже магазин побольше, надо уже смотреть, что делать дальше. То есть, либо вы привлекаете инвестиции - это какие-то ваши знакомые, партнеры, может быть еще банки и так далее. То есть, когда у вас есть уже модель работающего бизнеса, сетевого бизнеса, тогда уже, конечно, проще. Потому что когда имеешь маленький магазин, открываешь такой же маленький, то необязательно, что маленький заработает точно также. Вам может не повезти с местом, с пространством. Вам могут начать ремонтировать дорогу напротив напротив нескольких лет как это бывает. Поэтому все ваши идеи откатятся на несколько лет. Вам обязательно... ну чтобы иметь планомерный путь развития, вам нужно иметь несколько магазинов, потому что пока вы их не имеете, то все ваши планы - это не больше. чем просто хотелки.
Ведущий: Но соответственно, для каждого нового магазина нужен каждый новый директор.
Артем: Да, конечно. Но естественно в большинстве случаев на один магазин...
Ведущий: администратор, начальник?
Артем: Ну я не могу сказать, что для маленького магазинчика нужен прям вот директор. Опять же директора бывают разные. Вполне достаточно иметь администратора или более или менее квалифицированный адекватный персонал. На магазин большего формата, триста метров, там точно уже нужен директор. Там как правило будет у вас администратор не один, а два. На такую территорию у вас будет порядка шести - семи продавцов. У вас должен быть механик, может быть даже кассир. То есть это уже совершенно другая история. Но там и другие вложения. Там вложения занимают от десяти миллионов рублей на такой магазин.
Ведущий: Стоит ли сразу открывать такой магазин?
Артем: Думаю, что нет. Думаю, что нет, не стоит, потому что ну действительно это очень большие риски. А если у вас не получится? Ну десять миллионов - это немаленькая сумма. Все таки гораздо проще произвести, так сказать, разведку боем. Ну вообще никто же в мире не рискует так сразу выстраивать такие маневры. Тогда уж, если есть желание сразу сходу открыть магазин на триста квадратов, может быть тогда открыть магазин на пятьсот квадратов сходу. Потому что вы же, наверное, отталкиваетесь от тех прибылей, которые вы хотите получить. Там скажем с магазина в сто квадратов вы получите полмиллиона - миллион прибыли по итогам года. С магазина в триста квадратов вы получите миллионов пять прибыли за год. С магазина в пятьсот квадратов я думаю, что вы можете заработать десять - пятнадцать. Естественно, вы подумаете: о, ну десять - пятнадцать же лучше, чем миллион, давайте сразу большой открывать! А потом в конце года можно остаться с огромным количеством товара, с большим магазином. И может быть опять же всему виной это ваша рекламная кампания неграмотная или аренды территория.
Ведущий: А бывают такие случаи, когда магазин не состоялся. закрывается, куда деть товар? Сдать в другие веломагазины? Бывает такое?
Артем: Бывает, да. Бывают такие истории. как правила это магазины маленького формата. Бывает, что они закрываются. Но я очень редко встречаю ситуации, когда магазин именно обанкрочивается. Я видел ситуации, когда бизнес переориентируется в какой-то другой. Ну человек начинает заниматься просто чем-то другим. Так что просто я пошел домой и у меня больше денег нет - такой истории я не встречал. Товар, который у вас останется, естественно, первый вариант вы объявляете опять же...
Ведущий: распродажу.
Артем: Да, что у вас распродажа, ликвидация - еще такое более заманивающее слово. Ну там вам надо смотреть как уже пойдет. Опять же либо вы продаете все в ноль, либо в минус. Все зависит от того, какая у вас изначально покупательская способность аудитории, которая вокруг вас находится. Но товар у вас неизбежно останется. Какой-то товар у вас останется. Дальше все зависит от ваших аппетитов. Естественно, вы можете его ниже себестоимости предложить в другие магазины - в магазины конкурентов. Ну или если вы считаете, что это может полежать у вас дома несколько лет, то вы можете потихонечку продавать это в интернете. Ну можно уйти,например, в интернет. Я знаю такие модели бизнеса, когда люди открывают интернет-магазин. заключают договора с остальными магазинами. И когда у них заказывают товар, они идут в другой магазин, забирают его там. Ну уже. естественно, они имеют наценку не 50, не 70 как у поставщика.
Ведущий: Девяносто? Сто?
Артем: Нет, наценку они имеют 15 - 20. То есть, грубо говоря, им просто делают скидку как хорошему клиенту в каком-то другом магазине. Он берет этот товар и отвозит его клиенту. Существуют и такие модели.
Ведущий: То есть, есть у меня знакомый в каком-то из магазинов.
Артем: Да.
Ведущий: Я создаю группу в "ВКонтакте": "Велосипеды там "Author или Trek со скидкой 10%. Беру соответственно дешевле. Продаю чуть подороже. И зарабатываю какие-то копейки. На каждом велосипеде рублей по 1000. например.
Артем: Ну если вы объявите, что вы продаете дешевле рекомендованной розницы, то вряд ли вам даже кто-то из ваших друзей будет продавать этот товар. Рынок очень стабилен в этом плане. Все следят за розницей. И если например в мае вы проведете небольшое исследование, вы обнаружите, что цены у всех одинаковы с точностью до рубля. За этим очень серьезно следит и поставщик, и производитель. То есть демпинговать здесь запрещено. Если у вас появится своя группа, в которой вы напишете, что я продаю дешевле всех, то люди озадачатся поиском кто это. а главное - кто ему отгружает товар. И человек, который вам отгружает, то есть ваш знакомый, может потом этот товар уже не получить от поставщика. Поэтому ваш вариант только один - это предлагать как-то более гибкий сервис, чем физический магазин.
Ведущий: Хорошо. Что еще хотелось узнать по поводу распродаж. Насколько важно это делать там не знаю в конце лета? Наверное важно, да, как ты говорил. И какая скидка должна быть, какие обычно скидки делают - тридцать процентов минус, минус пятьдесят процентов. так чтобы не остаться в убытке? Артем: Распродажа имеет как правило две цели. Первая цель, это когда вам нужны деньги, например, на приобретение нового товара, на выкуп товара, который вы заказали по предзаказу. Тогда в таком случае вы устраиваете распродажу. Можно ее даже устроить, например, в сезон. Не знаю, как на это отреагируют конкуренты, но тем не менее можно и устроить и в сезон. Тогда вы делаете скидку 20 - 25%. Это будет не ниже себестоимости. Наценка еще даже останется процентов десять - пятнадцать, но вы получите определенную массу денег на ваши нужды. Если вы устраиваете распродажу в конце сезона. Там естественно основная задача просто избавиться от товара, который на следующий год уже не очень будет нужен, и опять же от ваших аппетитов. То есть, если вы планируете, может быть, зимой еще попродавать велосипеды, имеет смысл делать распродажу, опять же оставляя себе небольшую наценку. Товар будет продаваться гораздо дольше, у вас он еще останется на зиму и возможно даже еще на следующий сезон. Но если продавать товар под ноль, естественно вы, наверное, все продадите, где-то к середине сентября у вас фактически уже не останется товара. И у вас появятся свободные средства для того, чтобы вписаться в предзаказ на следующий год. Это происходит за полгода. Тогда вы получите еще большую маржинальность на следующий год.
Ведущий: Ну и наверное один из последних вопросов по поводу ассортимента опять же. Насколько важно следить за тем, чтобы все модели были в линейке вот как раз этого года, в котором ты работаешь? Или можно продавать все таки 2009-го, 2010-го какие-то топовые интересные красивые модели?
Артем: Ну по поводу ассортимента опять же здесь тоже четко посмотреть. Вообще, люди в последнее время очень серьезно обращают внимание на вот эту приписку в конце названия - это год. Естественно, все хотят год там 13-й. Сейчас уже даже многие производители и 14-й уже предлагают купить. У нас пока еще никто не предлагает. А прошлогодние велосипеды - да, они продаются. Они продаются как правило первой волной в начале сезона, потому что вы их продаете дешевле. Это касается наиболее массовых велосипедов - так называемых горных велосипедов, которые больше всего популярны среди нашего населения. Есть всякие велосипеды. например, круизеры - такие манерные красивые велосипеды. Там непринципиально важно, какого они года, потому что их покупают...
Ведущий: Там технологического скачка никакого не будет, мне кажется.
Артем: Вообще, из года в год как правило не происходит какого-то технологического скачка. Если вы посмотрите промежуток в три года, да, естественно, вы заметите разницу. Из года в год как правило ничего не происходит. В большинстве своем велосипеды просто перекрашивают.
Ведущий: То есть, если покупать велосипед, то в общем промежуток в два года от нынешнего, да, времени, вполне себе приемлем.
Артем: Нет, даже скажу. что разница в три года - она будет вполне себе приемлема. Единственное, что может быть вам не очень приятно, что вы ездите на велосипеде трехлетней давности, который был собран аж, наверное, если он трехлетней давности, значит собран он был три с половиной года назад. Может быть даже и четыре. Но по своим ходовым свойствам он мало чем будет отличаться от современного велосипеда на текущий период.
Ведущий: Это полезно, наверное знать и тем, кто хочет открыть магазин и тем, кто просто хочет пойти в магазин и купить велосипед.
Артем: Ну в плане бизнеса я не могу сказать, что на прошлогодних велосипедах много заработаешь, потому что естественно, все крупные игроки их пытаются распродавать. Если у кого-то они и остались, то они их будут распродавать в ноль. И тем более велосипеды. там, скажем 9-го года - 10-го. Может быть кто-то будет даже продавать их в минус. Ну просто чтобы от него избавиться. Потому что крупные игроки рынка пытаются продавать только лишь наиболее последний ассортимент. То есть вот на текущий на тринадцатый год кто-то уже четырнадцатый продает. В следующем году все буду продавать четырнадцатый год. Это составит 95, наверное, процентов, вашего оборота. Тринадцатый год в следующем году уже пойдет по распродаже. Поэтому закупать у поставщика древние велосипеды, думая, что на этом заработаешь, по распродаже например, нет, такого не получится. потому что кто-то их точно уже будет продавать дешевле.
Ведущий: Угу. И наверное последний вопрос. Мы поговорили о том, как открыть веломагазин. Начали с того, что нужно желание - навязчивое стойкое. Далее нужно найти, где взять деньги - либо кредит либо накопительство. Потом нужно найти место, закупить первую партию, ну и попробовать все это дело продать. Если пошло, открыть еще один маленький магазин. Потому чуть побольше. Но это все мы говорили о массовом товаре. Ну более - более или менее. Там он может быть рассчитан на средний - чуть ниже среднего класс потребителей. Если говорить об элитных дорогих велосипедах, насколько интересно, интересно-то сто процентов, насколько рентабельно сейчас в России сейчас открывать такой скромный, может быть небольшой магазин, но очень профессиональный, нацеленный на людей, которые хотят купить что-то чуть выше сорока - там пятидесяти тысяч? Или профессионал итак уже знает, где купить. И еще один магазин ненужен?
Артем: Я скажу так, что на российском рынке по-моему всего две фирмы, которые занимаются реализацией только дорогих велосипедов. И Вы не совсем верно сказали, дорогой велосипед считается от ста тысяч рублей. Велосипеды там по пятьдесят - по шестьдесят тысяч рублей, даже по семьдесят, их можно приобрести в среднестатистических магазинах. А вот велосипед до ста тысяч рублей и даже двухсот - трехсот тысяч...
Ведущий: То есть другой класс не массовый - это уже сто тысяч?
Артем: Да, да. Ну скажем... я скажу так, наверное на сто проданных велосипедов восемьдесят у вас получится велосипедов до 30-и тысяч рублей, а вот остальные двадцать - это как раз между собой поделят, ну наверное, велосипедов десять - пятнадцать из этих велосипедов возьмут на себя велосипеды ценовой категорией пятьдесят - шестьдесят тысяч рублей, и вот эти оставшиеся пять будут велосипеды дороже ста тысяч рублей. Рынок здесь не могу сказать, что он массовый. Да, народ интересуется этими велосипедами, народ их хочет. Но большая проблема на российском рынке с ними. И продавать их тоже очень тяжело. Потому что человек который покупает дорогой велосипед, довольно таки привередлив. Если он решил, например, там что он покупает велосипед за сто - за сто пятьдесят тысяч рублей, он точно знает, что он хочет зеленый конкретной модели конкретной ростовки. Вероятность, что он будет именно у вас, очень мала. Представляете, если велосипед стоит сто пятьдесят тысяч рублей. но по входу он будет сто - сто двадцать тысяч рублей. То есть вам надо таких иметь три трех ростовок: S, L и M. А если он еще в двух цветах, то представляете, все это умножается и получится у вас на миллион стоит в магазине восемь велосипедов. То есть, надо быть морально к этому готовым. Если мы говорим о шоссейных велосипедах, там вообще все сложно. Их там порядка семи ростовок. И человек, если он решил, что ему нужен шоссейник там пятьдесят четвертой ростовки, то он не купит у вас ни пятьдесят шестой, ни пятьдесят второй. А велосипед этот может стоить дороже ста тысяч рублей. Поэтому здесь все зависит от ассортимента, который у вас в магазине. В основном все такие велосипеды приобретаются заграницей, потому что клиент очень привередлив.
Ведущий: А можно ли поступить для начала вот каким образом, если говорить о дорогих велосипедах. Например, просто скопировать фотографии с других сайтов зарубежных, вывесить у себя. Кто-то у вас заказывает как будто бы у вас, а вы в это время заказываете вот оттуда. Привозите и продаете с наценкой.. То есть да, в наличии у вас на самом-то деле ничего нет. То есть по факту с предоплатой.
Артем: Люди очень быстро узнают, что у вас ничего нет. Зачем тогда приобретать такие дорогие велосипеды у вас, если их можно напрямую заказать у поставщика. Ну опять же, смотря о каком сегменте мы говорим. Если мы говорим о массовом в принципе велосипеде, скажем там о горных велосипедов, то в меньшей степени. О шоссейных - да, там все сложно. Если мы говорим о рынке, например, электровелосипедов, то электровелосипеды по сто - по сто пятьдесят даже тысяч рублей, по двести, но они уже ездят по городу, и их приобретают. И даже в среднестатистических магазинах среднего размера такие велосипеды встречаются и они продаются. Но опять же, здесь в большинстве случае зависит, наверное, от поставщика, потому что поставщик предоставляет такие велосипеды на реализацию. Там в таких условиях меньше наценка, но по крайней мере у вас будет этот товар. Причем поставщики на российский рынок электровелосипедов более маневрены, чем поставщики дорогих велосипедов. Поставщики дорогих велосипедов - они такие железные. они непробиваемые. Они говорят: вот покупай у меня, и я тебе дам. Поставщики электровелосипедов - они говорят: у нас есть, может, давайте мы у вас поставим, продастся - хорошо. тогда деньги заплатите.
Ведущий: А не продастся, заберут обратно.
Артем: Не продастся, да. заберет обратно. Может быть, где-то еще продастся.
Ведущий: Ну и тогда мы узнали о том, сколько со ста велосипедов может продастся дорогих велосипедов именно. Вот по электровелосипедам. Мы о них уже говорили как-то в одной из программ "Все о велосипедах". Но вот по последним данным действительно, если есть дорогие велосипеды, а мы знаем, что электровелосипеды начиная все таки там от "Eltreco", да, кажется есть такая фирма?
Артем: Да.
Ведущий: От двадцати тысяч. Вот за сто тысяч - за сто пятьдесят, можно же "Веслу" себе купить новенькую - мотороллер клевый.
Артем: Ну так это же разные вещи. Совершенно разные вещи - это мотороллер, а это - велосипед! То есть, если Вы рассматриваете велосипед как транспортное средство, ну, наверное, конечно, можно купить и мотороллер. Но мотороллер-то вы домой не занесете. А велосипед занесете. Ну хотя, конечно, есть люди, которые и кросс-мотоциклы себе в квартиру затаскивают. Я встречал таких людей. И обычный мотоцикл затаскивают. Но с велосипедом все таки как-то попроще. Во-первых он полегче, более маневренный и все таки это это велосипед. Так что не совсем корректно сравнивать велосипед и мотороллер. Велосипед - это некий кич, вы сами все таки движетесь, там есть педали, вы тоже принимаете участие в движении. А в плане там "Веслы" или классической "табуретки", вы просто держитесь за нее, и она вас везет. То есть такое бюджетное транспортное средство. Хотя "Весла", наверное, не очень бюджетное. По поводу электровелосипедов за сто пятьдесят - двести тысяч рублей, но на самом деле надо просто придти в магазин и посмотреть какая разница между электровелосипедом за двадцать - двадцать пять тысяч рублей и велосипедом за сто пятьдесят тысяч рублей. Это совершенно разные продукты между собой. Это как китайский мотороллер и, как Вы правильно сказали, "Веста". То есть разница здесь кардинальна.
Ведущий: Угу. И продается, то есть действительно их кто-то покупает? То есть, есть уже люди в Петербурге в частности, или в Москве. которые готовы выложить именно такие деньги за электровелосипед? И как Вам кажется, что это за люди? Это люди, у которых уже есть машина, мотоцикл, обычный велосипед, которым нужно что-то еще? Или люди, которые впервые услышали о том, что есть такая вещь и захотели именно ее несмотря на то, что у них нет другого средства передвижения?
Артем: Понимаете, здесь аудитория совершенно разная. Если мы говорим о бюджетных велосипедах - там двадцать - тридцать тысяч рублей, для них это считается бюджетным, то сколько я обращал внимание, в основном покупают всякие бабушки и дедушки на дачу, потому что ездить в магазин на нем как-то удобней. По городу на таких не очень многие передвигаются. Касаемо велосипедов там за сто тысяч рублей - за сто пятьдесят, естественно, это аудитория уже более или менее состоявшаяся. Это взрослые люди, которые ездят как правило даже на хороших машинах, потому что они готовы позволить себе приобрести такой велосипед. Но я думаю, здесь дело даже скорее не в том, что электровелосипед стоит сто пятьдесят тысяч рублей. а в том, что в принципе так или иначе велосипед - это все таки игрушка, как транспортное средство, вот именно оно стоит сто пятьдесят тысяч рублей. Здесь дело в деньгах, скорее всего. Если человек может купить такой велосипед, это уже более или менее состоявшаяся финансово аудитория.
Ведущий: Мы заговорились. И все таки хочется задать последний вопрос. Насколько важно сделать гибкую систему кредитования для своих потребителей, если ты решил открыть веломагазин? И вообще, насколько часто люди берут велосипеды какие-то в кредит? Есть ли вообще такая услуга в большинстве веломагазинов?
Артем: Да, в большинстве веломагазинов действительно такая услуга есть. В магазинах малого формата, как правило, продавец занимается оформлением кредита по договору с банком.. А в магазинах более высокого формата, там триста квадратов и больше. там присутствует, как правило, представитель банка. Может даже двух, трех, доходило до пяти одновременно представителей одного банка. Вообще-то эта традиция зародилась примерно три - четыре года назад. Если мы говорим три года назад, конечно, это было еще нечто удивительное. То есть для людей было купить велосипед в кредит - это что-то не совсем нормально. Как-то велик в кредит покупать не очень. А последнее время это уже стало набирать обороты. И сейчас я могу сказать, что эта доля составляет порядка пяти - семи процентов от общего оборота. Я думаю, что данная тенденция будет увеличиваться, потому что велосипедная индустрия потихоньку идет за индустрией мотоциклов, автомобилей и так далее. Буквально на прошлой неделе я прочитал, что доля продаж автомобилей в кредит составляет сорок девять процентов. Я думаю, что велосипеды...
Ведущий: Ничего удивительного.
Артем: Я думаю, что велосипеды тоже потихонечку к этому придут. В конце концов рынок кредитования на российском рынке он еще только-только на стадии зарождения. Кто бы что ни говорил, но действительно у нас все пока с кредитами очень плохо.
Ведущий: И сколько примерно веломагазин теряет на том, что продает велосипед в кредит? Или наоборот он получает именно те же деньги, и банк у него ничего не забирает? Или как это бывает?
Артем: Ничего не теряет как правило. В 95-и процентах случаев это прерогатива непосредственно банка. потому что...
Ведущий: он получает проценты.
Артем: Да, он получает процент. Бывают такие ситуации. когда магазин предлагает, например, беспроцентный кредит. Здесь два варианта: либо это рекламная акция от банка, когда он там чуть ли не сам себе в минус работает, ну в качестве рекламы. Бывают случаи. когда это акция непосредственно от магазина.
Ведущий: И веломагазин выплачивает проценты за того человека, который купил.
Артем: Да, так оно и есть.
Ведущий: Ну что ж, мне кажется мы сегодня многое успели обсудить. Конечно, эта тема не на пятидесятиминутный. даже не на часовой разговор. Если Артем, у тебя есть что посоветовать еще, может быть, ты можешь посоветовать какие-то книги прочитать людям, которые хотят открыть свой бизнес? Это может быть и велобизнес, о котором мы сегодня говорили. Пожалуйста, у тебя есть на это время.
Артем: Ну могу просто лишь посоветовать людям, что если у вас есть желание организовать свой бизнес, то велобизнес - далеко не самое последнее, чем можно заниматься. И я думаю, что очень серьезно вам стоит об этом задуматься. Все таки в последнее время эта индустрия активно развивается. И я могу сказать, что на этом действительно можно заработать деньги. Это хорошее подспорье для заработка, в том числе и начала своего бизнеса. По поводу литературы. которую можно поискать, я думаю, что модель веломагазина несильно отличается от модели открытия какого-либо другого магазина, поэтому здесь достаточно просто ознакомиться с литературой на тему "как начать свой бизнес". Далее уже только лишь надо подстроиться немножко под велосипедный рынок.
Ведущий: Сегодня в гостях подкаста "Все о велосипедах" был Артем Елисеев. Директор сети магазинов, хочу заметить, "Велодрайв". Спасибо Артем. Было очень интересно. Я очень надеюсь, что мы еще раз с тобой и не раз в этой студии увидимся. И ты поведаешь нам, расскажешь о чем-то новом и, наверное, более специфическом, какой-то узкой теме.
Артем: Обязательно.
Ведущий: Спасибо большое! Счастливо. Пока.
Артем: До свидания.
Заставка: Сделано на podster.ru Закачать другие выпуски подскаста вы можете на podster.ru