Podster.ru представляет:
Все о велосипедах. Центр полезной информации
Миша Кокин:
Всем привет, друзья! Друзья – любители велосипедов и всего, что с ними связано. В эфире очередной, пока что не юбилейный, насколько я понимаю, восьмой выпуск подкаста «Все о велосипедах». В прошлой программе, если вы помните, мы зацепили тему складных байков и поняли насколько они компактны или не очень. Ну, а сегодня мы поговорим о велосипедах, которые не складываются, а только разбираются, если у вас руки на месте. О горных велосипедах мы сегодня поговорим. Поговорим вместе с Денисом Ковелиным, капитаном велокоманды ВелоДрайв/BonanZanon. И вы помните, Денис был в нашем вводном, пилотном, первом выпуске.Денис Ковелин[ДК]:
Привет!Миша: Да, привет, Денис. И с еще одним Денисом – Денисом Жуком. Денис Жук – это член команды ВелоДрайв/BonanZanon, т.е. второй Денис Ковелин это начальник Дениса, ну судя по тому, что у меня тут написано. Друзья, давайте начнем с истории горных велосипедов, когда они появились? Мы знаем, что первые велосипеды, там, прототипы появились еще, говорят, чуть ли не в 18 в конце веке, да?
Денис Жук[ДЖ]:
Да, где-то такМиша: Вот, горные в таком, приближенном к теперешнему современному виду, когда они появились и где? Если это не секрет, конечно. И почему их горные стали называть?
ДЖ: Наверняка в интернете можно накопать точный год появления горного велосипеда. Специалисты и неспециалисты сходятся к мнению, что 25-30 лет назад в Америке, в Калифорнии, несколько больших любителей, друзей, просто катания на велосипедах стали кататься не по дорогам, а больше по горкам, по холмам, по каким-то ущельям по горным. И получилось так, что велосипеды, которые они использовали , это были дорожные велосипеды, даже зачастую круизеры, постоянно ломались, не выдерживали бешенной тряски по камням, не выдерживали тормоза, не хватало покрышек и т.д. и т.д. и они начинали что-то изобретать. Ставили на круизеры тормоза от мопедов, тормозные ручки от мотоциклов, пытались приспособить передние и задние амортизаторы к велосипедам, и пошло поехало... И, в принципе, если посмотреть в интернете, то вы наверняка вместе с датой увидите имена этих людей, имена как Гари Фишер, Том Риччи... пожалуй даже я закончил.
ДК: Ну, в общем, да. Это те велосипеды, и они чем то напоминали даже мотоциклы. Потому, что когда не выдерживали, как Денис сказал, в основном это были все-таки спуски с гор, и поэтому надо было все крепче и крепче делать. Мотоциклы они, естественно, крепче и поэтому это что-то было в современном понимании между нынешним мотоциклом. Т.е. с крепкими колесами они становились крепче, их все ломали и ломали, они еще крепче становились, больше. Материалы еще не очень были хорошие. И поэтому это такие были мини-мотоциклы, мини-мопеды, как Денис сказал. И вот в основном они ехали конечно на спуск, поэтому пока еще тогда.
ДЖ: Пока велосипедисты не задумывались о том, что можно с таким же успехом ехать и вверх
ДК: Конечно, поэтому вот с этого все потихоньку и начиналось.
Миша: А бум случился в 80-е годы, да?
ДК: Бум да, мы вот как раз с Денисом обладаем таким багажом лет за спиной.
Миша: Т.е. вы тоже начинали в 80-х?
ДЖ: Нет, это конечно будет слишком громко мне кажется сказать. Мы в конце 90-х начинали кататься.
ДК: Мы, как бы, в общем-то, стояли у истоков, скажем, когда это потихонечку начало перетекать в Россию. Да, Денис? Т.е. мы, можно сказать, видели как это все начиналось, и начинали, естественно, не с горных велосипедов. И приходили постепенно к горным велосипедам. Денис, скажи как ты?
ДЖ: Как я начал?
ДК: Как ты вообще узнал, что существует?
Миша: Кубарем начал, насколько я понимаю.
ДК: Ведь не было интернета, были какие-то журналы.
ДЖ: Интернета не было. Мне попадались иногда, тогда, в конце 80-х - начале 90-х в руки начинали попадать какие-то журналы, причем, самое интересное, они были не спортивные. И, наверное, уже покраснев, скажу, они были не детские. Но там уже встречались фотографии то ли какие-то репортажи с гонок, то ли еще что-то. Это были иногда попадались интервью со спортсменами. И тут я увидел.
Миша: Ну я знаю, что PLAYBOY устраивал велосипедные гонки в свое время
ДЖ: Что кроме велосипеда КАМА существуют, но тогда больше на глаза появлялись BMX-ы. Тогда Бэмики были на буме страшном, и потом я увидел, что есть, оказывается, велосипеды не только BMX-ы, для которых обычно строят какие-то трассы красивые, похожие на мотокроссовые. А есть еще велосипед горный. И я в общем загорелся, и первый велосипед я купил горный
ДК: Ну это примерно были середины 90-х годов или 90-какие то.
ДЖ: 97, 98 год.
Миша: Кстати, раз уж мы говорим об истории, о появлении в России. За рубежом мы вычислили когда примерно это все появилось. Это Калифорния, примерно 70-е, середина 70-х годов. Со временем в 80-х начался бум на маунтин байки, т.е. оффроуд велосипеды, которые, я так понимаю, были с упрочненной, более прочной рамой, более широкими покрышками. И вместе с тем начала развиваться индустрия запчастей для этих велосипедов, трансмиссии вот Shimano, насколько я знаю, первые начали выпускать комплектующие, да?
ДЖ: Откроем большую тайну на самом деле. Раньше велосипед был средством передвижения, до начала этого велосипеда, горного велосипедного бума. Были, естественно, велосипеды спортивные, шоссейные, ну это была совсем узкоспециализированная, профессиональная тема. Даже в России продавались велосипеды старт шоссе. Они продавались по какому-то спец. распределению. В принципе, просто так купить велосипед было достаточно сложно.
ДК: Ну да, и мы знаем, что у шоссейных велосипедов очень большая история. Там просто десятки лет.
ДЖ: Ну я просто клоню к тому что велосипед в то время был уже готовым продуктом и на него никакие запчасти не надо было делать. Потому, что это было готовое средство передвижения. На него покупались только расходники: покрышки, камеры, там какие-то ключи, насос и еще что-то, одежда. А горный велосипед - он подстегнул в целом даже всю спортивную и велосипедную индустрию в целом. Он показал, что велосипед, во-первых, он открыл новое совсем направление для велосипеда – направил людей в лес, что называется, подальше от дорог
Миша: Все в лес, все в сад.
ДЖ: А во-вторых, он да, действительно техника было не совершенна, и современные производители до сих пор это подчеркивают, и стараются оставлять такой несовершенной из года в год. Постоянно на горном велосипеде что-то ломается, и человек, передвигающийся, все время борющийся с дождем, с водой, с камнями, с горами - он постоянно чувствует, как бы, в силу ментальности, какой-то специфической, человек почему-то считает, что велосипед слабее, чем он. И открылись огромные перспективы апгрейда велосипедов, переделывания велосипедов. И, как ни странно, фирма Shimano была не первая, кто начал производить запчасти, а был тот момент в начале 90-х годов, когда фирма Shimano была чуть ли не одной из самых мелких фирм. Она тогда занималась, по моему, только рыболовным снаряжением. И вдруг они решили попробовать откусить часть пирога от других японских фирм Суджино, от каких-то тайваньских фирм
Миша: Т.е. на крючок попались, судя по теперешним результатам почти все? На крючок Shimano – рыболовной компании.
ДК: Это да.
Миша: Кстати, извините, я перебью, еще читаю по поводу истории маунтин байка о том, что Shimano как раз Deore XT были лидерами в 80-х каких-то запчастей, велозапчастей. Cannondale изготовили первый алюминиевый корпус, первую алюминиевую раму для горного велосипеда, а потом фирма Kestrel. Они изготовили первую титановую а потом и карбоновую раму. И, наконец, последнее изобретение, уже относительно недавно это было сделано, последнее в принципе в маунтин байке - это фирма SAX выпустила гидравлические дисковые тормоза. Ну по крайней мере то, что я нашел в интернете, в общедоступном сервере информации
ДК: Ну да, это примерно так, но самое главное что? Что явилось движимыми силами – бизнесу были поставлены задачи. Потому, что очень сильно стало распиариваться это движение. Раз есть потребность – значит есть задача. А для бизнеса самое главное - это обеспечить людей тем, что им необходимо. Поэтому появились глобальные задачи – это сделать велосипед другим, совсем. Сделать его недорогим, потому, что нельзя было ездить на мотоцикле, а материалов таких еще особо не было. Поэтому надо было сделать маленький совершенно мотоцикл, такой же крепкий, но с весом примерно велосипеда. И сделать это все не очень дорого.
Миша: Хорошо. И вот бросили все силы на исследования. Исследовали, придумали упрочненные рамы, придумали всякие запчасти, трансмиссии, тормоза. И вот велосипед горный стал таким, каким он стал сегодня. Во-первых, каким он стал сегодня мы в принципе знаем. Почему-то все, это самый популярный велосипед, и даже утолщенные покрышки, это хардтэйл рамы по сути тоже горный велосипед. Ну сейчас все что ни возьми, куда ни глянь – горный велосипед. А какие есть подвиды маунтин байков? И в каких дисциплинах и как он вообще сейчас используется?
ДК: Ну начиналось все естественно со спуска. Поэтому одними из первых горных были спусковые дисциплины. Это даунхилл DH. Фрирайд – это более легкая дисциплина DH. DH – это просто залезаете на большие горы и едите вниз. Практически по тропам, иногда и совсем без троп. С прыжками большими.
Миша: По трупам мне послышалось
ДЖ: Иногда и по трупам
ДК: Иногда и по трупам, да, ну всегда присутствует медицинская бригада, это естественно. Потом появились более техничные трассы. Появились фрирайды. Фрирайд – это, переведем, просто свободная езда. Т.е. это, практически, тоже езда без дорог, но уже начали строить под это трассы. Это велосипед, который обладает двойной подвеской - горный велосипед. Который обладает очень большим ходом передней вилки. Это хода там 130 до 160 миллиметров. Даже больше.
ДЖ: До 200. Сейчас уже, наверное, на 200 миллиметрах ездят. Практически, это ход подвески кроссового мотоцикла.
ДК: И задняя, чуть меньше ход задней подвески. Заднее колесо тоже амортизирующее. Т.е. вы едете и в общем-то велосипед, вы главное его направлять должны грамотно очень. Как управлять таким болидом огромным, и дальше он сглаживает очень многое, очень многое прощает, ну и скорости там, конечно, нешуточные. Поэтому это одно из направлений таких – это спусковые дисциплины, очень модные среди молодых людей, но и не очень молодые, тот кто был у истоков, они продолжают этим заниматься, и это нравится. Следующий тип – это, конечно, самый обычный горный велосипед, который потихонечку перетек уже из таких из спусковых дисциплин на обычную жизнь, и который можно было применять уже просто в обычной повседневной жизни. Честно говоря, вот так сложилось, что именно горный велосипед, не знаю, честно говоря, почему, сейчас мы, наверное, это обсудим...
Миша: Конечно. Я понимаю к чему ты клонишь
ДК: Почему-то вошел и именно в моду вошел...
ДЖ: В нашу городскую жизнь
ДК: В нашу городскую жизнь, да, потому, что, в принципе, он, конечно, не совсем предназначен для этих целей, для езды по городу, но он стал настолько модным. Настолько удобно на нем было ездить по дачам и по городу, по раздолбанному асфальту
Миша: Т.е. это специфика России. А вообще, по европейскому опыту, там, ведь, горные велосипеды, все-таки, используются по назначению. В городе в самом горные велосипеды и не совсем правильно использовать, а в России это видимо связано как раз с тем, что асфальты, не сразу дороги строились.
ДК: Именно этот вид горных велосипедов, он вошел как основной вид велосипедов.
Миша: Ну это чисто Российская специфика, я прав?
ДК: Ну да. И можно было часто услышать такие отзывы: «А как, на нем можно прыгать с поребрика? Как это вообще возможно?» И вот дети начинали прыгать с поребриков, и у них вдруг ничего не ломалось. Почему-то. Родители были очень удивлены этому, но они говорили «Как же так?» И советовали другим, начали покупать другие. И вот потихонечку стали покупать детские горные велосипеды уже и в городе можно было увидеть уже процентов 70 горных велосипедов.
Миша: В Европе как правильно использовать горный велосипед? Если я не имею в виду экстремальные соревнования, вообще соревнования. Ну вот неспортивное использование горных велосипедов, как это происходит в Европе?
ДЖ: Ну тут вопрос рельефа. Был недавно в Праге. В Праге большее количество. Я не видел гибридов вообще в центре Праги. Ездят на горных велосипедах. Там, все-таки, рельеф достаточно большой, а горный велосипед с компактным колесом позволяет быстрее разгоняться. Передаточные числа позволяют проще ездить в горку и с горки. У нас здесь, да, 70% мы видим на улицах горных велосипедов. Это нецелевое использование. Проще ездить на гибриде или на складном велосипеде. Здесь нет такого рельефа, чтобы использовать все 27 скоростей на велосипеде, передний и задний амортизатор. Хотя, встречаются иногда такие ремонтируемые улицы, когда бывает нелишним наличие подвески длинноходной.
Миша: Да, давайте кстати разберем то, что еще не успели сказать. Велосипеды горные. Есть велосипеды горные обычные, ну есть для фрирайда велосипеды, как они отличаются? Есть велосипеды где посередине центральный амортизатор. Для чего такой горный велосипед?
ДЖ: Скажем так, вопрос систематики знаний. С точки зрения продавца и производителя горный велосипед – это велосипед с крепкими колесами, с усиленными, с развитым протектором диаметром 26 ну и теперь 29 дюймов, наличие на таком велосипеде, как минимум, переднего амортизатора или заднего, и наличие нескольких скоростей. И велосипед предназначен для езды по сильно пересеченной местности. Дальше уже добавляются, в зависимости если это велосипед, ориентированный на спуск – спереди амортизатор и сзади. Не смотрите, что он иногда в центре бывает этот амортизатор установлен, но он все-таки относится к заднему колесу. Это вопрос уже производителя, кто как делает, кому как удобно, у кого какая идеология. Велосипед ориентированный на езду с горы, и тут опять таки цель оправдывает она средства или нет. Кататься то можно и на ламборджини по шпалам, другой вопрос – можешь ли ты себе это позволить
Миша: Ну хорошо, а какие сейчас бренды, опять же по опыту продаж, Денисы, скажите мне, какие сейчас лидируют, какие бренды мы знаем? По идее у всех, практически, есть горные велосипеды сейчас.
ДЖ: Ну у меня на слуху велосипеды Trek, Author, Giant, Gary Fisher…
Миша: Merida?
ДЖ: Merida, почему бы нет.
Миша: А вот Univega еще я знаю.
ДЖ: Univega.
ДК: Их, на самом деле, очень, очень много.
ДЖ: Что бы еще из немцев вспомнить? В принципе, да, брендов очень много.
ДК: Cube сейчас тоже потихонечку начинает.
ДЖ: Cube крайне популярный сейчас велосипед. Вопрос.
Миша: Ну да, достаточно много. Ну а по цене, опять же, мы сколько говорим о всяких разных велосипедах. Мы брали складные, которые от 10 тысяч начинаются. Брали просто велосипеды любые, которые тоже от 10 в принципе начинаются. Горный велосипед – какой диапазон? Если мы берем самый обычный – то тоже можно, наверное, с 10 тысяч начинать? Stels, например, это же тоже горный.
ДЖ: Да, и они делают иногда неплохие велосипеды. Иногда они даже следят за модой, иногда на 29-х колесах они делают велосипеды. Ну я бы ориентировался так – если совсем дешевый велосипед – 12-15 тысяч. Если вы хотите что-то хорошее, то у любого производителя велосипед будет стоить в районе 20 тысяч. Либо чуть дешевле, либо чуть дороже. Но это уже будет велосипед, обладающий крепкими колесами с двойными ободами, причем обода будут алюминиевые, облегченные будут колеса. Дисковые тормоза уже, скорее всего, будут гидравлические. Передний амортизатор, возможно, с блокировкой полной. Ну и плюс к тому же крепкая, легкая, алюминиевая рама.
Миша: А зачем блокировка, кстати, амортизаторов?
ДЖ: Для разгона, для езды в гору, для езды по городу. Позволяет меньше передняя подвеска... Вот история велосипеда горного как раз начиналась с того, что люди ездили вниз. Почему нельзя было ехать вверх? Потому, что велосипед был тяжелый и плюс на нем поставили подвеску спереди. Сначала были пружины, потом стали ставить какие-то демпферы, как на мотоциклах. Получился велосипед, да очень тяжелый и который при вращении педалей велосипед раскачивается. Это мешает ехать и тратит некую часть энергии велосипедиста. И как бы считалось давным-давно и, почти до сих пор, многие считают, что такой велосипед сильно раскачивается и не едет. Велосипед с 2-мя подвесками едет плохо. Нет. Велосипеды с передними и задними амортизаторами уже лет 10 как ездят хорошо. Просто это вопрос денег. Если вы покупаете либо имитацию такого велосипеда – пружинка спереди, пружинка сзади – то такой велосипед будет дешевый, но он будет тяжелым, непрочным и не будет ехать. А серьезные производители велосипедов уже давным-давно скооперировались с производителями амортизаторов автомобильных и мотоциклетных, и делают воздушные амортизаторы с кучей настроек, которые вы, может, и без помощи механика и не разберетесь никогда. С кучей характеристик, которые позволяют ехать не только по ровному месту, а еще позволяют очень быстро ехать в гору.
Миша:: Я так понимаю, что самые дорогие велосипеды, это Денис, ваши? Да? С карбоновой рамой, какие-нибудь супернавороченные?
ДК: Ну это естественно. Спорт это всегда являлся двигателем прогресса. Сначала ездят на самых дорогих велосипедах спортсмены, проверяют, тестируют это все. А потом, если это все удачно, то потихонечку переходит все на повседневную жизнь...
Миша:: Велосипедисты – испытатели, по сути.
ДК: Да. И это переходит все дальше, но если это, конечно, не остается дорого. Но как правило – все технологии становятся все дешевле, дешевле и дешевле. Просто карбон сначала стоит дорого, а потом выясняется, что это, практически, просто пластмасса.
ДЖ: Да. Вот лет наверное 6 назад, не мечтал бы никогда, я бы наверное и не думал, что у меня будет что-то карбоновое на велосипеде. Максимум колечко какое-то.
ДК: Ну, во-первых, еще и страшновато было. Есть такое немножко убеждение – что это за пластмасса такая с какой-то сеточкой, и как ее вообще делают? Еще мы и не знали. А сейчас – красивые фотографии заводов китайских. Красивые какие-то тезисы, типа такой же карбон, как в формуле-1, там все не ломается на таких скоростях, почему бы и не сделать велосипеды такие? Т.е. технологии потихонечку перетекают, становятся доступными. И если они становятся доступными, то это уже интересно для бизнеса. Ну конечно вот эти топовые модели они, я не знаю что о них говорить, они очень специфичны и выигрыш в них не такой гигантский по сравнению с обычными велосипедами
Миша:: Ну для гонщика, наверное, 2-3 секунды на финише могут решить многое, а в городе тут особенно часто и не торопишься никуда.
ДЖ: Я бы сказал немножко по другому. Выигрыш в весе карбонового велосипеда или очень навороченного – он будет небольшой. Велосипед не будет в 2 раза легче, или даже на 30% не будет легче. Разница будет не больше килограмма. Но на таком велосипеде будет немножко комфортнее ехать, или он будет чуточку лучше управляться на сильно пересеченной местности. Т.е. вы должны давать себе отчет как быстро вы едете. Как вот я еду по дороге и вижу человека, который со скоростью пешехода едет по дороге на велосипеде и при этом петляет. И да, я обгоняю такого человека и скажу, что с такой скоростью безопаснее ехать по тротуару – ты не зацепишь пешехода, и под машинами не будешь валяться. Точно так же на велосипеде – если вы едете быстро и по сильно пересеченной местности, то имеет смысл задуматься о каком-то хорошем, красивом, крутом и дорогом велосипеде. А если, все-таки, для спорта, то, наверное, и не нужно.
Миша:: Кстати, я так понимаю, что обычные горные велосипеды, на которых ездят все практически, потому, что в России, как мы выяснили, это самый популярный вид велосипеда, и почему-то покупают именно их. Мы так и не выяснили почему, ну в силу менталитета, в силу того, что кто-то это когда-то начал у нас...
ДЖ: Мы восхищаемся автоматом Калашникова, вот, наверное, горный велосипед больше напоминает автомат Калашникова, либо красивую винтовку на вальдшнепов
Миша:: Да уж, ну так получается что обычный велосипед ничего особенного из себя не представляет для обычной городской езды. Т.е. любой обычно в магазине можно себе взять велосипед горный? За 500 долларов разницы, в принципе, не будет, а вот как подготовить горный велосипед, если ты собрался за город, покататься? Ну т.е. не по спортивному, но ты знаешь, что там и грязь и спуски, там может быть и заезды всякие, нужно ли готовить свой велосипед, обычный городской, на котором ты ездишь на работу или просто катаешься с друзьями. Как его подготовить и нужно ли это вообще делать?
ДЖ: Для начала, я бы сказал, что нужно свой велосипед минимально готовить каждый день перед каждой поездкой. Но минимально.
ДК: Нужно минимально его любить.
ДЖ: Ну хотя бы осматривать.
Миша:: Непрофессиональным глазом и что же там можно увидеть? Ну испачкался.
ДЖ: Смотреть, на самом деле, не нужно. Безусловно, все приходит с опытом. Расскажу такую некую сказку. Американские велосипеды, мне повезло, я купил первый велосипед свой – американский. Там, опять-таки, было интересно почитать на английском языке большую толстую книжку, и в этой книжке было написано половина вещей, не касающихся велосипеда, а было написано, как ездить, как смотреть по сторонам. И на каждом листе, через каждый, буквально, абзац, через каждые 3 строки повторялись слова о том, что надо ежедневно осматривать, подкрутить это, проверить затяжку того, иначе это чревато тем-то и тем-то. Лет 5 я смеялся над такими книжками, до тех пор, пока не появилась какая-то сила в ногах, стал больше кататься. А потом, когда в один прекрасный момент под тобой лопается цепь или что-то откручивается или отваливается от велосипеда на скорости и на спуске, потом становится страшно, и ты понимаешь, для чего все это написано. Правильно - велосипед перед каждым выездом из дома осматривать. По крайней мере, есть простой тест – вы берете велосипед, поднимаете его 2-мя руками и шлепаете его на землю, опускаете. И что не затянуто – то либо отвалится, либо начнет звякать. Вы по крайней мере определите от отскока велосипеда накачаны ли у вас переднее и заднее колесо или нет. Т.е., по крайней мере, вот такие элементарные вещи каждый велосипедист по идее должен...
Миша:: Ну а перед поездкой, все-таки?
ДК: Ну есть некая культура, вот как раз то, что Денис говорил, именно культура общения с велосипедом. Т.е. перед поездкой непосредственно вот очень рекомендую тест Дениса.
ДЖ: Выбросить велосипед из окна.
ДК: Да, немножко его потрясти, посмотреть ничего ли, проверить покрышки, шины, ну и дальше уже надо понимать, если вы ездили на этом велосипеде вчера, то, конечно, большого не надо какого-то делать осмотра, ну и он все нормально ездит. Но если же он у вас простоял год на балконе, то тут уже надо подумать более так серьезно о том, что же там еще надо проверить. Посмотрите, пощупайте хотя бы пальцами цепь. Посмотрите – не сухая ли она. Так вот даже стыдно, но свой первый горный велосипед, который в общем был No Name, и я был молод и, в общем-то, особо ни разу в жизни не смазывал. Это было ужасно, но я на этой цепи откатал тысяч, наверное, 5. Она была сухая, и я как-то думал – отчего она все время свистит? Причем, почему то у меня, не знаю почему, сложилось такое впечатление, что обычный орленок надо смазывать иногда, хотя мне папа скорее всего это делал, я уже не помню, а вот горный…
ДЖ: А хороший велосипед не надо.
ДК: Его не надо смазывать. Видимо он едет как-то сам. Должен был. Я почему-то такого убеждения был. Но потом я стал понимать, что за свист какой-то идет. Вот обратите внимание: не должно быть никаких очень ярко выраженных звуков. Если у вас немножко свистит дисковый тормоз, то это ничего страшного, это нормально. Но если у вас начинаются какие-то посторонние звуки – это уже значит что-то не так. Это повод обратиться в какую-то сервисную мастерскую, просто заехать, они вам просто посмотрят за какие-то копейки. Диагностику визуальную они вам определят быстро. Или повод почитать какую-то толстую книжку на английском языке, как говорил Денис.
Миша:: Или все-таки отвезти в веломастерскую.
ДЖ: Проще всего. На самом деле, если вы начинающий велосипедист, очень может быть, что когда вы едете по улице и окружающие вас велосипедисты оборачиваются и может быть даже кричат вам «Эй, ты! Смажь цепь», просто видимо из-за свиста ее вы не слышите
ДК: Поэтому купите хотя бы... цепь не должна быть сухой.
Миша:: А вот как справляться с этими навороченными прибамбасами, с этой новой трансмиссией? Я знаю, что при езде, по крайней мере, большой палец обеих рук пальцы должны лежать на тормозах, чтобы затормозить побыстрее.
ДЖ: Кто как. На самом деле, среди военных бытует мнение, что палец на спусковом крючке лежать не должен. Только в момент выстрела.
ДК: Да, а так, как у нас в городе практически все время этот момент выстрела. Выстрела двери автомобиля. Он, практически, всегда есть. В городе – да, я совершенно согласен, но кроме езды с мостов и так далее быстро, где лучше держаться всеми пальцами за руль, там уж лучше снести дверь, но если вы едете где-то между потоком машин, то конечно палец на спусковом крючке лучше держать, т.е. на тормозах. Лучше даже на одном на правом спусковом крючке, потому, что на левом спусковом крючке обычно заканчивается плохо.
Миша: И по поводу покрышек – как их, до какой степени накачивать? Задаются многие этим вопросом. Как то на глаз обычно?
ДЖ: На боковине каждой покрышки – автомобильной, велосипедной, даже коляски – написано рабочее давление, некий диапазон.
Миша:: Сколько атмосфер, ну как ты определишь на глаз, на ощупь?
ДЖ: Во-первых, на нормальных, если вы много катаетесь, у вас уже наверняка есть насос с манометром. Он него многое зависит. Во-вторых, на автозаправке есть.
Миша: Ну, а если дома накачиваешь? Как на ощупь определить?
ДЖ: Ну вы, я даже не знаю. Как определить сладкий чай или нет? Попробовать и сравнить со своими ощущениями. Тогда начнем так. Чтобы определять вручную, вам надо накачивая насос когда-то по манометру, потрогать покрышку рукой. У меня она обычно тоже, опять таки разные условия. Давайте так, расскажу все сразу с самого начала.
ДК: Я рекомендую в сервисном центре заехать и попросить мастера за определенную плату накачивать 5-6 различных вариантов покрышки одной и той же. И руку постараться приучить к этому
ДЖ: Ну я об этом и говорю. Тактильные ощущения. Насколько она твоей рукой проминается, ты чувствуешь. И потом еще, дальше. Зависит давление в покрышке от того, по какой поверхности вы ездите. Пересеченная местность, грязь, песок – давление чуточку меньше должно быть, чтобы было лучше сцепление. Гладкая дорога, большая скорость или тонкие покрышки – давление должно быть выше. Соответственно, если человек чем больше весит – тем больше давление должно быть. Все это индивидуально, это нужно подбирать. Но некий диапазон стартовый, относительно которого нужно ориентироваться, написан на боковине покрышки. Но надо попробовать.
ДК: Но все-таки, надо тренировать эти тактильные ощущения. У нас с Денисом опыт большой, года есть.
ДЖ: С тактильными ощущениями все в порядке.
ДК: И семейной жизни и все остальное, поэтому вы должны тренировать эти тактильные ощущения и правой и левой рукой. И тогда вы четко будете знать даже без манометров, т.е. не надо будет заезжать в сервисный центр. Вы подошли к велосипеду..
Миша: И после этих слов наша программа стала выходить под соусом 18+. Зная закон недавний о детях, кстати, мы не поговорили, хотя нет, мы затрагивали темы соревнований велосипедных. И как правило эти соревнования на горных велосипедах. По сути, если брать в общем – это маунтин байки. Говорили уже о соревнованиях в Лен. области, о соревнованиях в России, даже за границей. И даже не знаю что еще можно сейчас, по крайней мере, сказать нового, того, чего мы еще не говорили об этих соревнованиях. Хотя я думал поговорить об этом, но сейчас мне пришла мысль в голову, что мы обо всем уже поговорили.
ДК: Поговорить надо о том, что соревнования есть, но все это как то очень печально. По поводу всего спорта, развития.
Миша: Т.е. именно маунтин байк? С шоссейным, я так понимаю, все в порядке.
ДК: Да, нет. С шоссейными тоже все плохо. И еще хуже, потому, что для шоссейников нужны очень хорошие дороги и маленький трафик и все остальное.
Миша:Так значит, наши города предназначены как раз для соревнований на горных велосипедах.
ДЖ: Не знаю, Денис, не со всем соглашусь. На самом деле, все не так печально. Соревнования проходят и они практически на пике сезона летом, с июня по август – они, практически, проходят почти каждые выходные. И даже иногда накладываются. Это уж говоря про Питер. В Москве они, вроде, вообще каждые выходные проходят. А если брать календарь общероссийский, то наверняка вам придется как минимум еще 3-4 раза выбирать куда поехать. Есть где покататься, есть с кем покататься. Я думаю что не нужно сгущать краски и говорить что все так печально. Пусть об этом знаем только мы, кто часто катается, те, кто профессионально этим занимается или те, кто проводит эти соревнования, да, не все так радужно. Но все-таки мы больше вещаем для тех, кто хочет кататься и ищет где. Есть. Гонки проходят, любительские. Я бы даже советовал ехать на любую гонку, даже если она будет почти профессиональная, с вашей точки зрения. Везде любителей всегда мы любим, мы им помогаем, на старте не толкаемся, на финише не ругаемся.
ДК: Причем хочется еще отметить, Денис, велосипед и велосипедные гонки, именно соревновательного плана, они очень располагают к путешествиям, причем не просто путешествиям, а к семейным путешествиям, с друзьями путешествиям. Молодым, пожилым путешествиям. Потому, что смотря на календари гонок, ну первые 2 года вы посмотрите, что почти каждые выходные проходят у нас, но потом вам захочется что-то интересное. Вот вы подумаете – вот я хочу посмотреть такую-то страну. Ну какой интерес там ехать например в Вену или Зальцбург, ну посмотрите вы, походите 3 дня по музеям. А дальше немного скучновато становится, особенно людям, которые активный образ жизни ведут, и хотят чего-то нового. А оказывается, что в этом Зальцбурге, всего лишь в 100 км. от него, можно добраться на любой электричке, или взять такси или взять в аренду машину. Вы можете добраться до прекрасного соревнования, в какой то деревне или городе, которое именно по горному велосипеду, которое проводится, практически, тоже каждые выходные.
Миша:И может участвовать каждый желающий.
ДК: И мало того – может участвовать ваш ребенок любого возраста, от 3-х лет до 80-и.
Миша: Ну почему до 80-ти? Может до 85-и?
ДК: Ну, там уже профессионалы, там уже всех знают. И поэтому именно это хочется отметить – смотрите именно по странам, потому, что вы поехали за рубеж, вы потом будете рассказывать, что вы ездили в Австрию, например, были на 2-х соревнованиях и ходили по 3-м музеям. И я уверен, что ваши друзья будут немножко вам завидовать даже, что вы поехали не просто, как ездят все, а вы еще поучаствовали в том, что в принципе практически никто не участвует.
ДЖ: Да, еще кстати не нужно этого бояться. Западные страны. Западно-европейские они более дружелюбны к велосипедистам и более располагают к таким поездкам. Если здесь в России мы можем даже и не представлять как, куда поехать на велосипеде, то там все гораздо проще.
ДК: Если смотрится здесь все это несколько удивительно, если в городе кто-то или на соревнования в обтяжке, то там это смотрится все, все катаются и совершенно разного уровня. Когда-то я рассказывал про это, там если вы поедете, какого бы уровня вы не были, вы не приедете последним.
Миша:Это самое замечательное, потому, что, насколько я знаю, европейские организаторы соревнований, который специально нанимают человека, который приезжает последний, чтобы туристам и людям, которые участвуют, не было обидно. Друзья, у нас практически не осталось времени. О велотуризме мы уже говорили, и я думаю, поговорим как-нибудь еще. Может быть Илья Гулевич к нам снова в гости как-нибудь заглянет или кто-то из его коллег из ВелоПитера. Спасибо вам большое, друзья, за рассказ о горном велосипеде, как мы выяснили, появившегося совсем недавно варианта велосипеда, как средства передвижения. Это стало средством передвижения еще по пересеченной местности, по любым сложным препятствиям. Потом на нем стали прыгать и делать с ним все что угодно, чего человеку 50-х годов XX века даже в голову прийти не могло. Подхлестнул маунтин байк развитие в целом велоиндустрии, популяризировал ее совершенно немыслимым образом, и в России, к счастью, велосипед становится все более и более популярным. Удивительно, в том числе в городах и горный велосипед.
ДК: Да, постепенно горный велосипед все-таки вытесняется, надо сказать так.
Миша: Люди понимают, что складные велосипеды и шоссейные в городе все таки.. гибриды, да.
ДК: Шоссейные да, гибриды, городские, но все-таки он все еще держится, я думаю еще процентов 60 все-таки еще держится эта цифра, хотя, мы на переломном таком... скоро уже 50 будет, меньше, меньше...
Миша:Это не о возрасте.
ДК: Поэтому, друзья, катайтесь на горных велосипедах, потому, что они очень хороши.
Миша: Хороши ли Денис? Конечно хороши. С нами были Денис и Денис. Один Денис Ковелин, другой Денис Жук. Оба - члены команды ВелоДрайв/BonanZanon. Люди, которые смогли приоткрыть тайную завесу, которая прикрывала эти велосипеды горные. Сегодня мы поняли чем они отличаются друг от друга, для чего их можно использовать, и что все велосипеды что мы видим в принципе в магазинах и на улицах – это все горные велосипеды. Не зависимо от того ХардТейл это или Фрирайд, все что угодно. Спасибо большое, за то что были с нами и слушали нас. Это был подкаст «Все о велосипедах», меня зовут Миша Кокин. Услышимся на следующей неделе, и обязательно поговорим о чем-нибудь еще из 2-колесного мира. Пока.