Podster.ru представляет:
Все о велосипедах. Центр полезной информации
Миша: Всем Здрасте! В эфире подкаст «Все о велосипедах». Сегодня в студии я, Миша Кокин, и мои гости, т.е. соведущие, т.е. профессионалы. Владимир Фефелов, это путешественник. Сегодня, в данном случае, мы будем говорить о его велопутешествии или путешествиях. И Алексей Ковелин, член команды ВелоДрайв/BonanZanon. Сегодня мы поговорим о Фрибайке, мы поговорим. Т.е. бесплатные велосипеды, насколько я понимаю, которые где-то там ты берешь, где-то оставляешь, кто-то их забирает и так они сами по себе, в режиме рэндом, путешествуют по городу и иногда, наверное даже по стране. Ребят, давайте начнем вот с чего. Что такое фрибайк? Откуда берутся эти велосипеды? Откуда пришла задумка? Вот немного предыстории.
Алексей Ковелин [АК]: Итак, фрибайк. Фрибайк – это проект, идеология которого направлена на, новый такой термин, велосипедизация, в данном случае Санкт Петербурга, нашего славного города. Суть в чем? Где-то в людных местах, допустим у гипермаркетов, в парках может быть, в людных местах оставляются велосипеды с замками, на которых есть единый код, допустим «00000», ну как правило «00000». Иногда они сейчас уже находятся там и без замков. Они окрашены в яркие цвета. В данном случае, в Петербурге у нас представлены синие и белые фрибайки. Этими велосипедами может воспользоваться любой желающий и оставить их в таком же людном месте, после того, как он доедет до того места, куда он хотел попасть.
Миша: Так, хорошо. Именно фрибайк проект, он в Петербурге придуман или где-то еще? Это же тема, наверное, из-за границы пришла, насколько я понимаю.
АК: да, эта тема пришла из-за границы. И в том или ином виде такие концепты прорабатывались уже на западе и пришли к нам с запада. Допустим, в Европе активно в тех или иных вариациях существуют такие проекты. Может быть, там, условно бесплатные или за какую-то символическую плату существуют. В данном случае, в Петербурге этот проект запущен, как абсолютно бесплатный, т.е. эти велосипеды абсолютно ни для кого не ограничены. Может любой желающий их брать. Откуда они берутся. Во-первых, существуют такие акции, как, допустим, крупная сеть веломагазинов принимает велосипеды, старые велосипеды людей, и, даже, на вес дает скидку, скидка на вес велосипеда, скидка при покупке нового велосипеда. Далее, второй путь - это велосипеды, которые, так или иначе, уже не нужны своим владельцам – их просто отдают в эти веломагазины, чтобы и не выбрасывать и в то же время передать на благо дела. Механики эти велосипеды восстанавливают, приводят их в адекватный вид и красят в цвета фрибайка.
Миша: а какая выгода крупным велосетям от этого? Продвижение бренда?
АК: это на благо города. Это делается на благо города.
Миша: ах, на альтруистических началах.
АК: ну, скажем так, да. И, в принципе, чем больше будет велосипедистов в городе, тем больше будет интерес у людей, не связанных вообще с велосипедом. Ну здорово, интересно, люди катаются, им это удобно. Это удобно всем. А почему бы мне...
Миша: т.е. спокойно, не пристегивая, можно оставить этот велосипед где угодно. Кто-то его подберет, будет кататься дальше. А как люди из веломагазина следят за состоянием велосипедов? Люди сами приезжают, если что-то не так? Ну, вот сломался фрибайк
АК: у фрибайков, как правило, там есть такая специальная табличка, на которой написано, что это велосипед для всех желающих. И там указан телефон сервиса, механика, по которому можно позвонить в случае, если с велосипедом что-то произошло. И все. Механик занимается этими велосипедами. И восстанавливает их и опять возвращает на улицы города.
Миша: а вот сдать велосипед, насколько это сложно? Куда идти? Где найти? Куда сдать свой велосипед? Ну вот у меня аист какой-то старый. Ну предположим.
АК: Если он, так или иначе, подлежит восстановлению. Если там не просто одна рама осталась ржавая. Ну, вот допустим, сеть магазинов «Велодрайв» занимается приемом таких велосипедов. В том числе и дают скидки при покупке новых велосипедов. Все это есть на сайте.
Миша: а какая примерно может быть скидка? Если не секрет. Ну от веса, например?
АК: в зависимости от веса.
Миша: Ну 20 килограмм мой весит, например.
АК: насколько я знаю, до 20% может быть скидка. Очень приличная скидка. Или просто человек хочет сдать велосипед – пожалуйста. Эти велосипеды постоянно возобновляются, т.е. это такой возобновляемый ресурс. Понятно, что часть их утрачивается. Но, тем не менее, их с каждым годом становится все больше, и, в общем-то, вполне реально, не то, чтобы я 100% найду велосипед в каком-то парке или у гипермаркета. Нет. Ну, в общем-то, реально уже увидеть такой велосипед, сесть на него и поехать, куда тебе нужно.
Миша: Володь, скажи, а вот ты, как путешественник, часто ли ты сталкивался с фрибайком с таким концептом, неважно, как он называется фрибайк или бесплатный велосипед или велосипед на халяву, как угодно? Как часто ты сталкивался и как по твоему мнению, много ли таких велосипедов есть в Петербурге, было или где-то еще?
Владимир Фефелов [ВФ]: Ну, насколько я знаю, в Европе есть подобная тоже концепция бесплатных велосипедов, ну я пока такого еще не видел, и в Санкт Петербурге это, пожалуй, первый такой проект, который я наблюдаю. И постепенно, я думаю, что он сейчас перейдет еще и в Крым. Я вот привез ребятам один фрибайк в Крым, рассказал им...
Миша: да, расскажи, кстати, ты первый раз тогда столкнулся с фрибайком?
ВФ: да, у меня была тогда задумка проехать на велосипеде по Украине, приехать в Крым, и тут организовался такой проект Фрибайк
Миша: в Петербурге
ВФ: да в Петербурге.
Миша: т.е. ты из Петербурга перевез велосипед в Украину
ВФ: да, и уже по Украине на велосипеде я проехал порядка 1000 км. И подарил его своим друзьям-дауншифтерам, рассказал идею фрибайка, и они, счастливые, довольные, тоже с удовольствием его кому-то передадут.
Миша: т.е. там уже в Крыму. Кстати что за велосипед был, во-первых?
ВФ: велосипед был специально подготовлен для дальнего путешествия. Т.е. это фрибайк, но в то же самое время, он был доработан, чтобы я мог проехать
Миша: а кем доработан? Специалистами веломагазина?
ВФ: да, специалистами веломагазина, который, собственно, и подготавливает велосипеды фрибайк.
Миша: т.е. бесплатный велосипед, который сейчас где-то в Крыму, ты его оставил, кто-то куда-то его потом передаст, может он в Москве потом появится, потом где-то еще. Нормально все, справился велосипед со своими обязанностями? Как он прошел этот путь и сколько километров в целом было?
ВФ: ну в целом чуть меньше тысячи было километров. Велосипед вообще идеально. Единственное, что были проколы колес, проколы шин, но это неизбежно на любом велосипеде.
Миша: И? Чем питался? Как зарабатывал в дороге?
ВФ: ну, питался, чем приходилось. Какое-то время кушал то, что было с собой. Но, в конце концов, надоело везти тяжелый груз.
Миша: ну, в конце концов, там резина. Резину тоже можно было поесть. Проколол – съел.
ВФ: да, да... так, собственно, и питался. Встречал интересных людей по дороге, которые интересовались: куда еду, зачем, почему? Очень сильно удивлялись. Даже на расстоянии, когда я проехал всего 200 км. Они очень удивлялись – как так можно, это же, вообще, чудовищное расстояние. И люди говорят, что не могут себе такого позволить, чему я очень удивлялся, потому, что может позволить каждый. Каждый, у кого есть велосипед и желание путешествовать – вполне.
Миша: хорошо, но вот мне, например, интересно состояние дорог в Украине и России, по твоему мнению, потому что, как мы знаем, есть национальные велодорожки региональные и локальные. В любых странах Европы, ну, как правило, Европы, в первую очередь Европы. В той же Швеции есть национальная велодорожка, которая начинается на юге и заканчивается на побережье. И оттуда можно в Данию переехать на велосипеде. Это около 600 км. И вот там, в среднем, 70км. легко можно проезжать в день. Сколько по нашим дорогам, не приспособленным для этого, можно проезжать? Нашим, мы Украину все еще считаем нашей, и они могут считать Россию нашей. Просторы СНГ, не сильно там все отличается. Насколько сложнее, потому что в Швеции или в Дании там есть стандарты, где через каждые 40 км. должны быть кемпинги, там есть даже Wi-fi. Там можно снять палатку любого размера, и т.д. Как здесь, в неприспособленных для этого условиях, можно проезжать за день и какое состояние дорог?
ВФ: ну состояние дорог, конечно, ужасное. Есть хорошие дороги, но эти участки небольшие. А в целом, если оценивать – то состояние дорог ужасное.
Миша: ну велодорожек то там нет, как таковых?
ВФ: велодорожек, естественно, нет.
Миша: приходилось ехать, наверное, именно по дороге, где автомобили
ВФ: да, приходилось ехать по дороге, где автомобили. Некоторые автомобилисты сигналили, объезжали, обгоняли. Как-то осторожно пытались себя вести по отношению ко мне. Некоторые проскакивали, буквально, в нескольких сантиметрах от велосипеда. А неподготовленный велосипедист порядка 70 км. в день, я думаю, может проезжать.
Миша: а ты вот примерно сколько?
ВФ: ну, я готовился, порядка 100 -120 км. у меня в день выходило.
Миша: а ночевал ты где-то...
ВФ: в палатке. Еду, смотрю, солнце уже клонится вниз…
Миша: Понятно. С велосипедом все было в порядке, все было нормально. Но вот все-таки изменилось ли твое отношение к автомобилистам, как к людям за время путешествия? Или все-таки не было никаких откровенных конфликтов?
ВФ: ну, откровенных конфликтов, конечно, не было, как к людям отношение не изменилось, но желания приобретать автомобиль и ездить на нем у меня, естественно, тоже не появилось. Велосипед еще больше укрепился в моей душе, поэтому думаю, что буду и дальше путешествовать на велосипеде.
Миша: кстати, планы на путешествия дальше какие? Что еще и где можно посмотреть?
ВФ: я думаю, что что-то более грандиозное надо придумать, чем Крым, потому, что Крым сам по себе маленький. Я думаю проехаться по всей России, может быть, даже до Владивостока. Там будет поинтереснее, но это уже надо на все лето планировать путешествие.
Миша: у нас в гостях, Алексей, может быть вы слышали тоже, Илья Гуревич у нас был, представитель ВелоПитера. Один из зачинателей его. Тоже велопутешесвенник, велотурист. Он открыл мне глаза, на то, что можно даже по кромке Ледовитого океана на велосипедах как-то пытаться проехать.
АК: ну, в общем, да, немножко остановлюсь на отношении велосипед/автомобиль, т.к. я тоже, в общем-то, занимался велотуризмом, и у меня были очень сложные походы, в основном на севере, как раз, туда, в сторону Ледовитого океана. Могу сказать следующее. Чем сложнее, экстримальнее какая-то территория, где ты находишься, тем более близкие, даже условно, теплые отношения между людьми, которые там находятся. Допустим, далеко на севере, в сторону Кольского рыбачьего, там даже проезжающие автомобилисты, они сигналили приветственно, махали. И если ты остановился – могут просто остановиться и спросить – не нужна ли помощь. Т.е., чем сложнее условия, тем больше это сближает людей, вне зависимости от того, на каком виде транспорта они путешествуют. И еще плюс, конечно, велопутешествия по нашей Российской территории, ну там Украина, неважно. Дело в том, что если выехать в Европу, там, условно говоря, ступить некуда. Там все какие-то территории, все условно закрыто. Там да, есть специально оборудованные места с Wi-Fi-ем, все замечательно. Но у нас это еще, зачастую, дикая, необузданная природа. Настоящие, такие, условия, где можно... захотел – вот тут, встал. Какая-то речка, тут ручей. Она ничем не огорожена, ты сам все это скоординировал. Здесь также и российские велотуристы – они такие более креативные. Т.е. у них голова работает во всех направлениях. Им нужно столько всего учесть, что человек, который только путешествует только по Европе, он просто с этим не сталкивался, и не имеет того спектра эмоций и дорожных ситуаций. И, вообще, жизненных ситуаций, которые можно получить именно на наших просторах.
Миша: кстати, мы почему-то перешли к теме велопутешествий, наверное, справедливо, да? Много мы об этом уже до говорили в других программах, вот, по вашему опыту, с картографией как дела обстоят? Потому, что сейчас выпускаются, но крайне редко, да?
АК: сейчас гораздо лучше, вот в советские времена, когда мы ездили вот в эти первые велопоходы...
Миша: ну, именно велосипедные карты
АК: да любые карты. Там была проблема вообще получить карту. Были вот эти кальки, срисованные с военных карт, вот это было просто космос. То, что сейчас есть – можно сказать, что это кардинально другая вещь. Сейчас можно с навигатором путешествовать и т.д.
ВФ: ну все же не все населенные пункты есть на картах
АК: не все, конечно
ВФ: вот, тот же самый поселок Мисхор, в Крыму
Миша: ну Мисхор то известный
ВФ: да, но ни на одной карте я его не нашел
Миша: это очень странно, кстати
ВФ: вот у меня была туристическая карта Крыма, специально для велопутешествий, и, в частности, в этой карте не было.
АК: т.е. всегда улучшать нужно и можно, но реально за прошедшее десятилетие, как человек, начинающий в те далекие советские времена кататься на велосипеде, сейчас просто чудовищный прогресс, как в области картографии, так и в технической стороне велосипедизации всей России и т.д. Ну это просто космос.
Миша: хорошо, вот фрибайк, раз он начался в Петербурге, какие есть мнения разные, которые вы слышали, и есть ли, вообще, желание каких-то людей из других городов, а, может быть, даже и стран перенять именно этот проект именно фрибайк? И как-то, именно на таких же началах, все это распространять?
АК: самое распространенное мнение это, конечно же: «ну ребята эти велосипеды сразу же уведут, и они будут непонятно где находиться». Понятно, конечно же, что определенный процент велосипедов, безусловно, исчезнет с улиц нашего города и куда-то их на дачи увезут. Но тут концепт в чем – во-первых, это велосипеды максимально простые. Т.е. вот, допустим, для подготовки велосипеда в Крым, естественно, такой фрибайк специально готовили. Потому, что просто взять с улицы фрибайк и куда-то поехать далеко ну, в общем-то, неразумно, потому, что велосипед очень простой, и, в общем-то, ну даже условно перекрасить его в другой цвет будет стоить дороже, чем сам велосипед. Т.е. концепт именно максимально дешевой, простейшей техники. Я бы, в принципе, голосовал за односкоростные фрибайки. Ну, они любые есть, даже многоскоростные, даже шоссейные фрибайки. Простейшие односкоростные модели, которые, для нашего плоского Питера, вполне подойдут, и свои задачи они выполняют.
Миша: а нет ли интереса у производителей каких-нибудь выпустить реально такие фрибайки отдельной серией?
АК: это глобальный такой концепт. Допустим, в Европе я видел следующие варианты: велосипеды совершенно иной конструкции, т.е. они совершенно не походят на обычные велосипеды, и даже детали у них не взаимозаменяемые. Т.е. такую конструкцию, где бы она не появилась, сразу четко позиционируется, как фрибайк. Т.е. ну некорректно, человек вот захотел куда-то на дачу, ну и все понимают, если это идет реклама, фрибайк, свободный велосипед, что он присвоил фрибайк и на нем катается. Это нехорошо. Но это уже следующий этап. Т.е. это специально, где-то на крупном заводе, заказываются вот эти велосипеды с особыми компонентами – это следующий этап. Зачастую, в Европе я видел такие варианты, как специальные замки, которые можно по карте, ну там оставив какой-то залог, разблокировать этот велосипед, поехать на нем, куда тебе нужно и в каких-то ключевых точках города стоят турникеты. Опять туда поставил велосипед, он заблокировался. Если ты катаешься меньше какого-то времени – это вообще условно бесплатно. Если больше какого-то – платится небольшая сумма, адекватная сумме проезда в общественном транспорте. Но это, такой уже, следующий этап – наводнить город такими специальными велосипедами, которые, в общем-то, некорректно будет увозить, и при этом, это действительно четко будет знать, что вот там есть стоянка, там есть такие-то велосипеды, можно точно на нем туда приехать и оттуда уехать. Вот такой один вариант развития этой идеи.
Миша: хорошо, я так понимаю, что все-таки Европе наш опыт, наверное, не нужен. Там это все уже есть, а вот в России, я слышал, что в Москве, какой-то подобный проект собирались делать
АК: мы только приветствуем это. Начнут делать – это просто замечательно будет. На самом деле, как-то по практике, вот, я лично, вижу, что Петербург, в принципе, один из самых велосипедных городов России. Т.е. это именно так. Вот, в следующей передаче, у нас будут различные велодвижения, веломаршруты и т.д. Вот даже касается открытия сезона, различных велосипедных массовых мероприятий. Сейчас, с годами, Петербург – это номер 1, как по различным велопробегам, так и по каким-то крупным веломероприятиям. В том числе и под эгидой каких-то исторических велосипедов. Вот я знаю, что там был исторический велопробег, ну очень интересно, очень здорово. Креативно, я бы сказал.
Миша: хорошо, Володь, это было твое первое путешествие на велосипеде? Мы говорили о том, что ты в Крым съездил, вернее, поездил по Крыму на фрибайке. Это был первый твой опыт или нет? Вот такой длительный?
ВФ: на велосипеде, достаточно длительный – да, это был первый опыт, и он закончился успешно, на мой взгляд.
Миша: а не было желания проехать Петербург – Москва, например?
ВФ: на велосипеде, думаю что...
Миша: ну там говорят, что все-таки посложнее, учитывая, что трасса
АК: ну я ездил Петербург – Москва в свое время, я вот не знаю, кто-либо проехал быстрее? Это было еще по Е-95. Мы проехали тогда на новых велосипедах, это были горные велосипеды, относительно. Втроем, в каких-то жутких условиях, там была погода как сегодня, только еще дождь постоянно лил, это заняло у нас 2,5 дня. Т.е. мы хотели уложиться четко в 2 дня, это был пробег 720 км. В первый день мы хотели больше проехать, но получилось у нас 330 км.
ВФ: в день?
АК: да
ВФ: но вы без груза ехали?
АК: мы полностью автономно ехали. Т.е. у нас были какие-то палатка, маленькая компактная. Один человек у нас, самый экстремальный, он у нас в полиэтилен заворачивался. Т.е. мы как бы ехали очень... ну во-первых у нас была за плечами подготовка, во-вторых, хорошие велосипеды. Т.е. просто так, неподготовленному человеку нельзя так ехать, но нас эти условия так серьезно подкосили, с учетом того, что это жуткая трасса Е-95, сейчас, по моему, 105-я. Конечно, в общем-то, я бы больше никому не рекомендовал ехать по этому маршруту. Я знаю, что сейчас есть глобальная идея – велодорожки большие, Москва – Питер. Ну это, конечно же, пойдет не по трассе, это пойдет по каким-то более красивым местам. Я всецело эту идею поддерживаю. Это здорово. Тогда был просто концепт – проехать. Проехать в принципе, максимально быстро, ну, 2 дня не получилось, но это было здорово, интересно, на байках. Такой экстремальный, достаточно, проект.
Миша: да, вот, вспоминая Москву-Петербург, я, по крайней мере, на велосипеде не ездил, но на собаках много раз добирался. Некоторые места там, Бологое, Тверь, какие-то, ну не самые симпатичные, откровенно говоря. Вот в Крыму, вопрос безопасности – насколько он открыт на просторах теплого солнечного Крыма? И вот Украины центральной, южной?
ВФ: ну этот вопрос многие задают, особенно обыватели, которые автостопом когда путешествовал – подбирают, спрашивают, не страшно ли? Как вообще насчет безопасности? Стараюсь не думать об опасности, стараюсь открыто доверять этому миру, просто любить всех людей, которых встречаю, и пока никаких ситуаций не случалось. Единственное, что, застревал в Ростовской области, когда автостопом путешествовал, на целый день. Ну, никто, просто, не останавливался. А так, вполне все комфортно, все классно. Даже и бандиты меня подвозили, когда автостопом я гонял. На дорогих машинах, чувствовалось по разговору, что ребята занимаются не совсем законными делами. Но, вполне все удачно, пожелали удачи.
АК: кстати, смешной случай случался с нами в далекие времена, в 90-е, в Мурманской области. Когда у человека полностью сломался велосипед и он уже сам, автономно добирался домой. Его подвез человек на 600-м Мерседесе, который только тогда появился. Положив грязный жутко велосипед к себе на заднее сиденье, говорит, все ерунда, я тебя довезу. Т.е. отношение к таким людям, которые что-то преодолевают, к таким необычным, экстремальным для обычных людей, оно другое. Условно, даже не очень добропорядочный человек, он немножко по другому смотрит, если видит что люди с интересом, с идеей, с пропагандой здорового образа жизни куда-то едут, что-то преодолевают, т.е. оно немножко другое. Понятно, что всегда, особенно в велопутешествиях, нужно думать головой, и здесь есть целый свод условных, неписаных правил – как себя вести в велопоходе, и просто так, неподготовленному человеку, сразу я бы не рекомендовал отправляться в какое-то сложное путешествие. Лучше начинать с простых. Тем более, сейчас все гораздо проще, чем было раньше. Сейчас существуют даже книги по веломаршрутам, допустим по Ленинградской области, в том числе и по Финляндии, даже есть по зарубежным. Хотя, там в этом плане проще, с точки зрения безопасности или каких-то сложных ситуаций. Т.е. вот так вот постепенно, не без оглядки бросаясь куда-то в омут. Ну, естественно, как уже было сказано, что надо всегда думать позитивно, мысль - она материальна. Абстрактно, думая о плохом – плохое оно и случится. Надо всегда думать о хорошем, что все будет хорошо, но ко всему подходить с головой.
Миша: Хорошо. Ну, и, напоследок, наверное, все-таки вернемся, Володь, к твоим планам. Перерастет ли именно твое путешествие, ты говорил, что по России хочешь еще где-то поездить, в международное оно перерастет? Когда-нибудь? Есть ли такие планы? И этот проект, чем он для тебя становится постепенно? Т.е. это, по сути, те же путешествия что и были, но в открытом, в плане надсознания, смысле. Я имею в виду – теперь-то ты окончательно пересел на велосипед или пока не понятно?
ВФ: пока еще не определился окончательно, ну потому, что не везде проехать можно на велосипеде. В целом, интересно путешествовать, ну, и, конечно, я думаю, как любой путешественник, хотел бы совершить кругосветку. На велосипеде это будет или нет, я еще не знаю, но я думаю, часть пути – точно на велосипеде.
Миша: часть пути на велосипеде. Ну хорошо. Ну, мне кажется, по фрибайку, в принципе, вот и все, наверное. Что еще можно сказать? Пожелать можно проекту этому большой, большой удачи. Единственное, конечно, хотелось бы, чтобы велосипедов становилось больше. Чтобы люди ответственно к этому подходили, потому, что у многих дома пылятся даже шоссейные, и действительно старые «спутники», «туристы».
АК: и, в общем, это можно восстановить, чтобы это было доступно. Все, кто заинтересован в этом проекте, будут над ним работать, и таких велосипедов будет появляться все больше.
Миша: да, я очень на это надеюсь, надеюсь на то, что в Москве появится, в скором, фрибайк как проект. Может быть, под другим названием и под другим соусом, потому, что из Петербурга в Москву, разумеется, он не перейдет ни в какую, ну, такого не бывает. Либо в Петербурге, либо в Москве, либо под разными названиями. Как 2 разных школы. 2 разных школы фрибайка скоро появится, я чувствую. И очень хочется, чтобы все это продлилось и вышло на улицы. И, чтобы люди, действительно, поняли, и это было, как норма жизни. Чтобы все знали, что это такое, и чтобы у всех это было на слуху. Я думаю, что иностранцы этому тоже очень порадуются, учитывая обилие туристов. Ну что-ж, друзья, спасибо большое за то, что были. С нами сегодня был Владимир Фефелов, человек, который проехал в Крыму на фрибайке, бесплатном, который вез из Петербурга, и там уже в Крыму путешествовал. Проехал почти 1000 км. вот здесь сидит живой, здоровый, и собирается продолжать свои большие и не очень путешествия, в том числе и на велосипеде. И Алексей Ковелин, член команды ВелоДрайв/BonanZanon, который, как выясняется, тоже много где поездил и где побывал. В подкасте «Все о велосипедах» мы услышимся совсем скоро на podster.ru Пока!