Всё о велосипедах. Центр полезной информации.
М.К. Друзья, здравствуйте! В эфире подкаст "Всё о велосипедах", в эфире я, Миша Кокин. И вместе со мной экспертный совет по главным темам, которые касаются двухколёсных друзей, как мы их, по секрету называем, - Алексей Медведев и Денис Жук. Представители флоры и фауны нашей планеты. Сегодня поговорим о самой странной для меня теме, но, как оказалось, актуальной для многих. Теме на Западе чуть более актуальной, чем в России. Что это такое, с чем едят и зачем это вообще нужно? Алексей Алексеевич, начните, потому что я думал, что это дело прошлого, а далеко не будущего. Электровелосипед, значит, обычный велосипед с мотором, правильно я понимаю.
А.М. Абсолютно.
М.К. А зачем он нужен, если есть обычный велосипед?
А.М. Часть людей, которая по каким-то причинам не может прилагать больших усилий при езде на велосипеде, но им надо куда-то далеко съездить, - они могут пользоваться этими велосипедами. Инвалиды могут пользоваться этими велосипедами. Люди, которые ленивые, но обеспеченные, чтобы позволить себе такой велосипед. В общем-то, круг людей, которые этим велосипедами пользуются. Кроме всего того, что они дают в плюсе, то есть то, что вы можете, не крутя педали, доехать n-ное количество километров на этом велосипеде, у них есть ещё и минусы. Если аккумулятор сел, как у нас было какое-то мероприятие по покатушкам на велосипедах, городское. И наш генеральный директор попросил себе электровелосипед для того, видимо, чтобы не очень утомиться во время мероприятия, потому что поездка была достаточно длинная. И у него велосипед через 10 минут сел, и он был вынужден ехать, крутя педали. А велосипед, в силу того, что он имеет аккумулятор и имеет двигатель, который встроен в колесо обычно - переднее или заднее, а бывает и в оба, - вес у него раза в два превышает вес обычного велосипеда.
М.К. То есть в районе 30-40 кг?
А.М. Ну, да, 30 кг. Если около сорока - это свинцовый аккумулятор, и порядка 25-35 кг, если это литиево-ионный аккумулятор.
М.К. То есть это не те старые велосипеды, которые ездят на бензине, абсолютно экологически чистый, как и собственно велосипед.
А.М. Да, это достоинство основное этих велосипедов, то есть проезжая какие-то расстояние по тому же городу, вы не коптите и не отравляете жизнь пешеходов. А едите совершенно спокойно и тихо, самое главное. Потому что его не слышно, вы только шелест шин слышите.
Д.Ж. Прям "Мерседес" какой-то.
М.К. Принцип велосипеда очень просто: в колесо - в заднее, в переднее или в оба - встраивается двигатель, который работает...
А.М. Встраивается во втулку. То есть втулка, которая стоит на этом велосипеде, она является двигателем.
Д.Ж. В технике есть термин такой - мотор-колесо.
М.К. И работает он от аккумулятора, либо свинцового, либо литиево-ионного. Сколько по времени работают эти видов аккумуляторов?
А.М. Любой аккумулятор, если полностью ехать, не крутя педали, и средний человек, как мы в предыдущей передаче говорили, весом килограмм 80, мужчина, то этого аккумулятора хватит при максимальной скорости, если вы будете ехать, что, конечно, невозможно.
Д.Ж. А максимальная скорость сколько?
А.М. Ну, она ограничивается производителем: порядка 35 км/ч.
Д.Ж. Неплохо.
А.М. Потому что по европейским каким-то канонам у них нельзя ездить быстрее на этих велосипедах. И поэтому, если вы, допустим, сели и поехали, гашетку нажали максимум в пол и разогнались до этой скорости, двигатель после этого отключается и начинает тянуть только, когда скорость падает. То есть нельзя ехать 35-40 км/ч. Хотя, конечно, если мозги, люди смышленые, отключить, то он едет практически как скутер. Ну, и заряда там хватает, по моему опыту, на расстояние порядка 30-40 км. Хотя производители заявляют о 60 км/ч.
Д.Ж. Производитель пишет расплывчато: от 30 до 70 км.
А.М. Да, хотя реально он едет на максимальной скорости, или на средней, порядка 40 км.
М.К. То есть, предположим, это на работу и с работы вполне адекватный вариант.
А.М. Да-да. Если вы далеко живёте, можете приехать на работу, воткнуть в розетку аккумулятор, он зарядится, и ехать домой.
Д.Ж. Я даже предполагают, что даже на одной зарядке заведомо можно пересечь город.
М.К. То есть электро велосипед - это, по-сути, очень похоже по конструкции и внешнему виду на обычный велосипед, только где мотор-колесо, во втулку встроены электродвигатель, который питается от аккумулятора. А как его заряжать? Как обычный магнитофон?
Д.Ж. В комплекте идёт зарядное устройство...
М.К. Как девайс, мобильный телефон буквально. Есть USB-зарядка.
Д.Ж. Станции нет, к сожалению!
А.М. Оно выглядит, конечно, не как у мобильного телефона. Это примерно как зарядник к ноутбуку. Я думаю о многих он есть, я думаю они представляют, что это такое по габаритам.
М.К. Хорошо. Если на улице сдох аккумулятор, то можно ли брать с собой запасной для замены?
А.М. Можно брать запасной, вынимается он элементарно, то есть поворачиваете ключ, вынимаете, вставляет новый - это не проблема. Но можно его и не менять, можно доехать на педалях, потому что педали, скорости, всё это присутствует.
М.К. Но, по опыту, вы говорили, что из-за веса, конечно, сложнее ехать.
А.М. Конечно, когда велосипед тяжёлый. Ни о какой, конечно, геометрии, о накате каком-то мы вообще не говорим. То есть это тоже самое, что купить "ашан-байк" где-нибудь в "Ленте" и на нём ехать, только плюс ещё тяжелее в два раза. Хотя, с другой стороны, как говорят спортсмены, проще самому похудеть, чем велосипед облегчить. Дешевле выходит.
М.К. Сколько можно пользоваться этим велосипедом, не зная проблем? Я имею ввиду проблемы, которые могут возникнуть с самим двигателем, технические?
А.М. С двигателем проблем практически вообще не возникает.
М.К. А с аккумулятором?
А.М. Считайте, как аккумулятор мобильника.
Д.Ж. Не больше 1000 зарядов.
М.К. А сколько стоит сам аккумулятор?
А.М. Вот те велосипеды, на которые наши фирма продаёт, они стоят в районе 10-15 тысяч. Аккумулятор.
М.К. А сам велосипед?
А.М. А сам велосипед стоит начиная от... Тысяч 17 у нас, по-моему, были самые дешёвые. Простенькие.
М.К. Дешевле, чем мой хардтейл-байк!
А.М. Простенькие, с маленькими колёсиками, типа складного велосипеда, они недорогие.
Д.Ж. Вот по поводу складных велосипедов. У нас есть опыт продажи в интернет-магазине. Очень часто электровелосипеды приобретают, чтобы доехать до стоянки, где стоит машина.
А.М. Да.
Д.Ж. Самая странная ситуация, что такие люди хотят купить складной велосипед.
А.М. Чтобы его сложить, убрать в багажник.
Д.Ж. Но, на мой взгляд, в сложенном состоянии этот велосипед ещё тяжелее носить. Представляете себе маленький, но смешной чемодан, который весит ой-ё-ёй сколько.
А.М. Теперь представьте нового русского, который приезжает на этом велосипеде в гараж и пытается его запихать в багажник. Он всю машину исцарапает.
М.К. А по габаритам, он какой?
А.М. Практически как обычный велосипед.
М.К. А вот я вижу на фотографиях, что есть трёхколёсные даже? Есть побольше, поменьше...
Д.Ж. Ездящие скамейки бывают...
А.М. Трёхколёсные с электродвигателем, я не видел, по крайней мере. И не слышал даже про них.
М.К. То есть, в принципе, как обычный велосипед с некоторыми отличительным особенностями.
А.М. Да, если вы живёте в доме без лифта и вам надо на 5-6 этаж его поднять, то вы ещё и попотеете.
М.К. Можно на нём подняться - в-у-у-у-ж! Кстати, в это связи хочется задать вопрос, в каких условиях его ещё можно использовать, кроме городских?
А.М. Пожалуйста, по парку катайтесь! Ездите за городом.
М.К. А в горку если заехать?
А.М. Для этого, в принципе, и предназначен. Потому что велосипеды, по идее, они делаются, в принципе, не для того, чтобы человек тупо сел на него, гашетку нажал и поехал. Они рассчитаны на то, что человек просто едет, в прогулочном режиме, на велосипеде, крутит педали, подъезжает к горке - в наших условиях подъезжает к мосту.
М.К. Мост разведён, но какая разница! Я на электровелосипеде, перескочу!
А.М. И вам надо приложить какие-то усилия - а вы едите, предположим, с Купчино на Гражданку - вы нажимаете...
Д.Ж. Только на "стрелку" ездят с Купчино на Гражданку!
А.М. Вы включаете двигатель, вас спокойно затягивает в гору, потому вы опять под горку отключаетесь, педалями докручиваете.
Д.Ж. Да, практически любой велосипед электрический имеет отдельную функцию "pedal assist", где двигатель помогает вращению педалей. При этом очень часто помощь двигателя зависит от скорости вращения педалей.
А.М. Есть ещё такая функция: едите, просто едете и вдруг перестаёте крутить педали по каким-то причинам - девушку увидели или в горку едите - он включается и вам помогает.
М.К. Автопилот включается и можно даже поспать.
Д.Ж. Кстати, я видел очень интересный концепт: в сети выложены ролики этого человека, один из немецких изобретателей - он, в принципе, ничего интересного не изобрёл, такие велосипеды давно существовали. Велосипед этот, единственное что, электрический больше похож на мотоцикл, тяжелее, скорее всего, за счёт габаритов, веса он относится уже не к классу велосипедов, а к классу мотоциклов. Но там он работает только при вращении педалей и скорость зависит именно от частоты педалирования. То есть там, насколько я понял, исходя из ролика, он, когда начинает быстро крутить педали, он едет быстрее, причём, намного быстрее, чем велосипедист - порядка 60-100 км/ч он развивает. Но при этом ему приходится часто крутить педали, как велосипедисту, который едет достаточно быстро.
М.К. Итак, велосипед, опять же конкретика, от 17 тысяч в "Велодрайве" он представлен. А какая планка предельная?
А.М. С чего началось всё? Началось всё с того, что эти велосипеды стали выпускать в Западной Европе. По истории, то что я знаю. И они достаточно дороги, по 3-4 тысячи долларов, они, как хороший хороший автомобиль стоили. Простенькие.
Д.Ж. Насколько я знаю, ещё в прошлом году заявлялся серийно продаваемый электровелосипед, не помню компанию, можно найти фотографии даже. 500 тысяч была заявлена цена.
М.К. 500 тысяч?!
Д.Ж. Но там уже стояли не литиево-ионные, а литиево-полимерные батареи. Во-первых, достаточно легче.
М.К. Уже нового класса?
Д.Ж. Да. Во-первых, больше ёмкости, меньше вес. И велосипед там был очень красивый, типа углепластикового чоппера. Это была чисто европейскай контора. Вес велосипеда в районе 25 кг, на самом деле. Но там, реально, технологии используются самые передовые, материалы самые передовые. И, при этом, этот велосипед даже не средство передвижения, некий фетиш, некий шоу-кар.
А.М. Элемент роскоши, можно даже так сказать даже.
Д.Ж. Опять-таки видел этим летом опять-таки фотографии. (Мне жена присылает регулярно интересные картинки, которые в сети находит.) Я, насколько понимаю, практически каждый европейский автоконцерн выпустил и показал на выставках в этом году электровелосипед. Очень часто это электровелосипеды складные, с очень неплохими характеристиками. Но здесь - опять-таки, как у машин, шоу-румных, шоу-каров - два упора: технологический и дизайнерский. То есть мне очень понравились и Audi, которые велосипеды показали, фордовский велосипед. Был велосипед Smart, который складывается и влезает в Smart. Интересные картинки, это тренд последних двух-трёх лет, который позволяет практически любой фирме, производящей и автомобиль, и велосипед, и телефон, показать на что она способна, и показать это в выгодном зелёном цвете.
М.К. Но, к сожалению, треть нашей аудитории отвернулась от нашего подкаста после того, как Денис Жук сказал, что он женат. Ну, да ладно. Мы завоюем новые высоты, когда объявим те фирмы, которые производят эти велосипеды, чтобы люди хотя бы примерно знали, на что можно рассчитывать, если они найдут какую-то одну фирму, потом по ней найдут ещё какие-то другие. И по дизайну, и по функционалу подберут себе что-то, если им захотелось вдруг после этого подкаста...
А.М. Но, на самом деле, конечно, фирм достаточно много, про дорогие фирмы тут даже говорить нечего.
М.К. Концепт мы, конечно, не трогаем. Те, которые можно найти в России.
А.М. В России у нас "Eltreco" были велосипеды. Они появились в России, и достаточно хорошо их покупали, Денис не даст мне опять же соврать. И пользовались они спросом. И мы их на выставке представляли. Но не благодаря тому, что это что-то такое из ряда вон. Просто стоимость у этих велосипедов ниже гораздо, чем у тех велосипедов которые продаются в Западной Европе.
М.К. Опять же, "Giant" тоже производит такие велосипеды.
Д.Ж. Любой крупный производитель велосипедов производит такие велосипеды. Разве что...
М.К. Ещё какой-то "Wayel" я вижу.
Д.Ж. Не знаю. "Author" в этом году не представил электровелосипед. Я думаю, что в следующем покажет что-то в этом роде.
А.М. Потому что это такая вещь: вроде бы, они и нужна, а, с другой стороны, пока педали ноги крутят - зачем он нужен?
М.К. Как работает система педали, тире, мотор? Когда педали крутят, мотор автоматически отключается? Так это работает?
А.М. Нет, просто на некоторых велосипедах есть система, которая помогает, там вы можете просто включить/выключить, как и на том, на котором просто тянет.
Д.Ж. При покупке обращайте внимание. По линейке велосипедов "Eltreco" очень много велосипедов делается в нескольких вариантах. Как минимум, три варианта комплектации. И они отличаются даже не мощностью, там, ёмкостью аккумулятора, а именно системой управления. Есть простая гашетка, которая включает-выключает двигатель, вы управляете самостоятельно скоростью. А есть такие, скажем так, интеллектуальные системы, которые следят за частотой педалирования, либо ускоряют вас, когда вы хотите, либо делают всё за вас. Вариантов достаточно много.
А.М. Да, там стоит процессор в таких вариантах велосипедов, который управляет двигателем, включает его или нет. Но там есть, конечно, и свои "но", потому что у нас был такой случай. На выставке дедушка купил себе такой велосипед, приехал домой, и он чего-то у него не поехал, просто был севший аккумулятор. И он полез туда внутрь, дошёл до коробочки с процессором, из неё торчало порядка 20 проводов с разъёмами. И он в ужасе на следующий день позвонил нам: "Может быть, там что-то не включено, несколько контактов болтается в воздухе!" С нами, к счастью, были поставщики на выставке, они сказали: "Только пусть ничего не трогает, всё нормально!" Дед, уже на своих ногах, они всё посмотрели, поменяли аккумулятор, и вроде ничего больше не слышно.
Д.Ж. Кстати, да. С аккумуляторами...
А.М. Это слабое место... На китайских аккумуляторах может быть написана ёмкость одна, а реально - другая. Производитель заявляет 60 км/ч, может быть, он и поехал бы 60 км/ч, если бы там аккумуляторы стояли бы другие.
М.К. А как в магазине понять, какой аккумулятор? Спросить у продавца - это единственный выход?
А.М. А это никак. Единственное, что вот эти фирмы, та же самая "Eltreco", они дают гарантию на аккумуляторы. Что, в общем-то, не дают даже... Я не знаю, сотовые операторы дают на аккумуляторы гарантию?
Д.Ж. Нет, насколько я знаю, нет.
А.М. В общем, короче говоря, получается как. Если вы покупаете этот велосипед, проехали, я не знаю, 10 минут, он встал, вы его домой припёрли, полностью зарядили, полный цикл. Потому что на каждом аккумуляторе есть индикатор зарядки из нескольких светодиодов. Потом поехали, он опять у вас проехал, допустим, 10 минут и встал. То вы вполне можете его принести, мы вам аккумулятор поменяем. То есть аккумуляторы подлежат замене. Конечно, через год придёте вам никто ничего не поменяет, вам нужно будет новый покупать. Но, слава Богу, вопрос с аккумуляторами решил, потому что, если бы этого не было, то их бы вообще перестали покупать.
М.К. Хорошо. Примерно, насколько популярны сейчас эти велосипеды, по вашему опыту? На 10 покупателей, которые покупают обычные велосипеды, приходится ли хотя бы один, который покупает электровелосипед? Или, например, на 100 приходится один? Потому что я, например, на улицах (может быть, не обращал внимания, потому что так он похожи на обычные) не помню, честно.
А.М. Смотри, педали человек крутит или нет.
Д.Ж. 100 к 1. Может быть, даже и меньше.
А.М. 200 к 1.
Д.Ж. Интересуются многие. Электровелосипед сейчас следует рассматривать как двигатель прогресса и как рекламный двигатель. Больше шумихи, чем реального применения. Хотя, с другой стороны, на гольфовом поле электрические машинки уже давным-давно используются. Глядишь, лучше дороги будут и больше розеток на улице появится.
М.К. Ну а, кроме аккумуляторов, какие могут быть, какие есть и существуют стандартные ситуации поломки этих велосипедов. Может быть, двигатель забарахлил...
Д.Ж. Как обычно, с электрикой. Проблемы либо от отсутствия контакта, либо от наличия лишнего.
А.М. Потому что вся проблема электроники - это контакты.
М.К. А то, что влагозащита?..
А.М. Двигатель защищён очень хорошо.
Д.Ж. В дождь на нём вполне можно прокатиться, по лужам...
А.М. Всё с уплотнителями резиновыми. Двигателю вообще ничего не будет. Аккумулятор, там, конечно, могут быть какие-то проблемы. Но тоже нет, потому аккумулятор залит пластиком, там никаких щелей нет. Часто задают вопрос: "А что с двигателем, он не перегреется ли?" Я не знаю, я думаю, что вряд ли, потому что за час он не успеет перегреться так, чтобы расплавиться.
М.К. Что мы выяснили: что электровелосипед - вполне экологически вид транспорта, развивающий приличную скорость для велосипеда. Какие дополнительные отличия мы можем найти, может быть, требуется какое-то разрешение?
А.М. Нет, ничего не требуется. Как я уже сказала, скорость по каким-то европейским конвенциям ограничена, и поэтому никакого разрешения не требуется. Причём, есть электроскутеры тоже такие же - электрические. С педалями есть. Этой же фирмы. Есть электроскутера, которые без педалей, и он едет те же 60 км/ч, как и обычный.
М.К. То есть, получается, отличие электроскутера и электровелосипеда - только в этом? Где-то есть педали, где-то нет...
А.М. Да. Вопрос в том... Есть скутеры, которые вообще не отличить от тех, на которых пацаны катаются по городу.
Д.Ж. Он стоит, наверное, как обычный?
А.М. Ну, как сказать, он немало стоит, порядка 80 тысяч.
М.К. То, что сегодня смотрел, 88 тысяч - я нашёл навскидку, набрав электровелосипед. При этом, мы знаем, что поддержанные Yamaha и Vespa даже вполне можно за эти деньги приобрести...
А.М. Ну там, извините, вы бензинчика из карманчика накапали и поехали, а здесь: розетки нет - всё.
Д.Ж. Пока что, основная проблема - розетки.
М.К. То есть насколько мне известно, в России вот таких вот пунктов зарядки обычно не предусмотрено. Только если зайти внутрь, как бывает телефон просишь зарядить. В Америке, могу сказать, нигде не видел ничего подобного. Может быть, в Западной Европе, где появились когда-то первые концепт-образцы вот этого. Может быть, там есть где-то, я не знаю.
А.М. В Западной Европе даже, если обычная велосипедная трасса, горная. Там буквально подъезжаешь к дереву, отодвигаешь кору - и там розетки! То есть это, конечно, не для электровелосипедов, это рассчитано, что человеку что-то нужно - телефон зарядить, если нужно.
М.К. Обычная розетка?
А.М. Обычная розетка, да. И он не требует очень большого тока, то есть я ж говорю, ну, типа ноутбучного.
М.К. Хорошо. Что есть ещё, кроме этого бренда, который вы назвали. Какие ещё есть бренды электровелосипедов?
А.М. Этот бренд, он чем отличается от всех остальных, что он только электровелосиды производит. Просто есть у нас прогулочные велосипеды "Montega" - это комфортные велосипеды для езды по улицам, причём, и женские, мужские, чоперы есть отличные. У них есть электровелосипеды, но у них электровелосипед, поскольку "Montega" - это очень известная голландская фирма - они дороже. "Eltreco" в два раза дешевле.
Д.Ж. Можно безымянный, в принципе, купить китайский электровелосипед. Они по потребительским характеристикам не очень сильно отличаются. Потому что опять-таки мы смотрим при продаже велосипедов: узлы, как ни крути, - Китай все эти запчасти производит, как велосипедные для классических велосипедов, так и двигатели-аккумуляторы.
А.М. У нас очень интересный был велосипед... Дэн, ты, наверное, его видел. С карданом. Тоже эта фирма выпускает, "Eltreco", у него, что интересно, вес был 15 кг.
М.К. С педалями?
А.М. С педалями и электромотором.
Д.Ж. Как ни странно, он был похож на велосипед.
А.М. Самое странное - он ездил хорошо.
М.К. Сбоку был карданный вал?
А.М. Нет, от каретки, где педали.
Д.Ж. То есть грубо говоря, вместо одного пера шёл.
А.М. Ещё была у него втулка трёх-скоростная установлена в заднем колесе. То есть у него ещё три скорости было.
М.К. А тормозить, как, обычные дисковые тормоза?
А.М. Да, дисковые. Или даже V-brake стоят на дешёвых моделях.
М.К. То есть, в принципе, различий мы не так много видим.
А.М. И там, понимаете, ещё какое интересное свойство у этих велосипедов есть, что когда вы только нажимаете на ручку тормоза, любую, двигатель тут же отключается. То есть вы даже давите на газ, но нажали на тормоз - у вас движок вырублен. Безопасность.
Д.Ж. Ещё чаще всего эти велосипеды комплектуются световой сигнализацией.
А.М. Лампочка загорается, что вы останавливаетесь.
М.К. Кстати, да, подсветка от того же аккумулятора, собственно, и работает?
А.М. Ну, это ерунда.
М.К. А бывает, что аккумулятор заряжается от динамо-машины?
А.М. Принцип рекупирации - это есть на западных велосипедах. Но, как нам сказали производители, они задавали китайцам этот же вопрос, и они им показывали велосипед такой велосипед европейской фирмы, очень дорогой. Но для того, чтобы реально хоть как-то зарядить аккумулятор, это человек должен, я не знаю, наверное, час ехать с горы под уклоном градусов 45. К сожалению, КПД этих движков в городских условиях, когда вы разогнались - тормозите перед светофором, они не позволяют восстановить ёмкость аккумулятора. Если бы вы телефон оттуда питали, то он у вас продолжал бы работать, а двигателю не хватает. Потому что там очень большие пусковые токи в момент троганья. И ещё, какой там есть нюанс, электровелосипеды, у которых двигатель спереди, они ездят дольше и веселее. Потому что, когда вы сидите на заднем колесе, у вас нет нагрузки на двигатель. И он легче трогается с места, и вообще, более живые велосипеды.
М.К. Как "Девятка".
Д.Ж. На самом деле, мы пробовали, тестировали велосипеды, перед продажей мы их проверяем. Очень весело: у меня, как у велосипедиста, появляется улыбка из ниоткуда, когда давишь на газ. Очень весёлые ощущения, когда велосипед едет сам.
М.К. Ещё такой вопрос: если у меня обычный велосипед, могу ли я поставить себе такой электродвигатель?
А.М. Были такие эксперименты, в Москве, я не знаю, кто, где спёр, откуда достал... Но там есть магазин, где продаются втулки. Я не знаю, продаются ли там контроллеры управления. Просто втулку с выключателем, с газом, как бы, продают отдельно. И вы, в принципе, можете просто придти и в мастерскую... Механик после того, как переспицует колесо обложит вас последними словами, потому что там спицы чуть ли ни от дутика надо ставить на горное колесо.
Д.Ж. Можно попытаться изобрести электровелосипед!
А.М. У меня даже есть товарищ, которому я перебирал в своё время колёса, он из Пушкина ездит в город на работу. В район Технологического института.
М.К. Сколько это километров?
А.М. Я не знаю, 20-30...
Д.Ж. 20.
А.М. 20. Но его велосипед весил килограмм 50, потому что он в жажде скорости и мощности поставил обе втулки! У него было 2 мотора таких...
М.К. И 2 аккумулятора, получается?
А.М. У него был вообще от танка или от какого-то "Камаза" свинцовый аккумулятор на багажнике, потому что литиево-ионные - они дорогие. Сейчас можно купить за 10, а тогда они стоили совершенно бешенные деньги.
Д.Ж. Я не представляю, как аккумулятор от "Камаза" всё-таки вещь такая...
А.М. Может быть, от джипа. Но очень большой! И было примерно, как в анекдоте с часами, которые всё знаю, когда батарейки тяжёлые, - вот так же он примерно и ездил с этими аккумуляторами.. И он его не заряжал! То есть он эти 40 км проезжал туда и обратно на одном заряде.
М.К. Мы говорили об использовании электровелосипедов, но не упомянули, используются ли такие велосипеды в спорте?
А.М. Нет, конечно.
М.К. То есть не попрыгаешь на них, по рампе не поездишь - для этого они не предназначены. Пока, по крайней мере.
А.М. Я не знаю, ты вот рассказываешь, ты можешь прыгнуть с поребрика? Или на поребрик?
М.К. Могу. На обычном велосипеде.
А.М. А ты представь, что у тебя велосипед в 3 раза тяжелее будет, сможешь ты прыгнуть?
М.К. Но на мотоциклах же прыгают!
А.М. Мотоцикл кто крутит?!
М.К. Кто... двигатель.
А.М. Какая мощность у этого двигателя...
М.К. Ой, я... по-разному.
А.М. По-разному. Я думаю, что...
М.К. Кстати, интересно, сколько в эквиваленте лошадок у велосипеда? 2, 3, 4?
Д.Ж. Я думаю, что не больше 2-2,5.
А.М. Я думаю, что меньше.
Д.Ж. Может быть, и меньше.
А.М. Там мощность порядка 40 Ватт у двигателя.
Д.Ж. Есть очень интересная байка, которая ходит среди профессиональных спортсменов-велогонщиков. О том, каким образом на многодневке "Тур де Франс" появилась рентгеноскопия велосипедов. Раньше велосипеды перед стартом только лишь взвешивали. Велосипед шоссейный, по-моему, по правилам U.C.I. должен весить не больше 6 кг 800 г.
А.М. Не меньше там ещё какого-то...
Д.Ж. Прошу прощения, не меньше.
М.К. А максимальной планки нет?
Д.Ж. Конечно. Причём, современные технологии, массовое производство достигли такого уровня, что спортсмены при взвешивании перед стартом уже приматывают металлические медяки стопками, грамм 100-150, потому что велосипед слишком лёгкий, на таком нельзя по правилам ездить. Так вот, на одной из знаменитейших гонок, по-моему, это был "Пари - Рубе" или всё-таки один из первых этапов "Тур де Франс", когда трасса проходит по брусчатке, очень жёсткий этап, такой, серьёзный. Один из профессиональных спортсменов вдруг неизвестно... Вот весь пилотон, вся пачка гонщиков, он ехал вместе с ними, и вдруг этот человек за 5 км до финиша - поехал. Гонка была тяжелейшая. Как раз в тот момент только стали появляться велосипеды профессиональные, использоваться на гонках, с электрическим переключением передач.
М.К. Такое бывает? Денис, ты открыл для меня Америку сегодня!
Д.Ж. Маленькие аккумуляторы. Он позволяет экономить силы, может быть, точнее управлять велосипедом. Не в этом вопрос. Но велосипед только переключается при помощи кнопочек, велосипед только перекидывает скорости. Так вот, этот человек поехал на финише так бодро, в таких нечеловеческих условиях, что весь пилотон взбунтовался, все подали протесты, подозревая, что первый этот велосипед с электронным переключением имеет не только переключение передач, но ещё и двигатель. И после этого, по-моему, в гонках верхней категории профессиональной обязательно делают рентген.
М.К. Не опасно ли это для велосипеда?
А.М. Нет, конечно.
Д.Ж. Раз в пол-года, не больше! Кстати, история умалчивает, нашли ли всё-таки аккумулятор-моторчик в велосипеде или нет. Видимо, на тот момент она была не введена, велосипед исчез и никто ничего доказать не может.
М.К. Опять же, переходим к дополнительным аксессуарам для электровелосипеда. Что на нём можно поменять? Всё тоже самое, что на обычном велосипеде?
А.М. Вообще ничего нельзя поменять. Единственное, что я бы советовал докупить, если человек будет далеко на нём ездить - это аккумулятор.
М.К. А шлем нужен?
А.М. Шлем нужен на любом велосипеде.
М.К. По правилам, может?
А.М. По правилам.
Д.Ж. В России по правилам жить не обязательно.
М.К. У нас многие стесняются ездить в шлеме.
А.М. Если вы выедите в ту же самую дружественную Финляндию без шлема по дороге, то - до первого полицейского.
Д.Ж. Интересно, какой штраф.
А.М. Штраф, я не знаю. У них не так всё зло - они предупреждение сделают, ещё что-нибудь.
Д.Ж. Мне кажется, просто сделают что-то, чтобы ты не смог эксплуатировать велосипед.
М.К. И, раз уж мы подходим к концу этого разговора об электровелосипедах. Я не знаю даже. Получается не такая популярная вещь, но вот в чём всё-таки её призвание, вы мне объясните? Какая высшая цель? Вот, Денис меня пытался убедить, что у велосипедистов есть какая-то высшая цель: не просто крутить педали, наматывать километры, а что-то ещё сверх того? Вот что сверх того?
А.М. Помочь человеку, который в силу каких-то обстоятельств не может крутить педали. Потому что есть же многие люди, которые в силу инвалидности или ещё чего-то, они с удовольствием прокатятся по лесу, по парку, по городу даже. Но они не могут крутить педали. Это раз. Второе - это экология, конечно. Потому что это единственный вид транспорта, который едет не за счёт ваших сил, а за счёт мотора и аккумулятора, и который совершенно экологически безвреден.
М.К. В принципе, этого же уже вполне достаточно, чтобы сесть на него. Конечно, ценовая категория от 17 тысяч меня очень поразила. Потому что сейчас многие велосипеды покупают за 25-30 тысяч, а получается, что электровелосипед можно купить дешевле.
А.М. Просто как раз к тому, что у нас всё появляется и начинает пользоваться спросом, когда появляется дешёвое что-то.
М.К. А потом дорожает, когда становится популярным!
А.М. Это естественно, наверное. Что делать?
М.К. И конечно, удивительно, что в России люди этим пользуются, если даже на 100-200 человек, купивших велосипед, есть один или два героя, которые позволили себе - в финансовом отношении, эстетическом - прикупить электровелосипед. Тоже очень забавно и здорово. Будем надеяться, что эти люди делают это не ради "фана", как говорится, а ради того, чтобы вместе с настоящими велосипедистами, которые без всяких моторов двигаются, максимум с электротрансмиссией, двигаться к какой-то такой заветной цели. Вот, собственно, и всё, друзья. Я думаю, что вполне достаточно мы сегодня рассказали. Удивительна для меня, конечно, эта история "Тур де Франс" или чем-то ещё. То, что есть электротрансмиссия, я вообще в принципе не знал. Оказывается, такое бывает.
А.М. И более того, есть даже автоматическая электротрансмиссия.
М.К. Коробка-автомат! На велосипеде!
Д.Ж. И более того, пол-года назад я видел ролик на YouTube, японское какое-то технологическое бюро: они интегрировал человека в электротрансмиссию. То есть... Я, конечно, громко сказал... Обычно электротрансмиссия управляется кнопочками - четыре у вас или больше. А здесь люди в шлем вживили некие датчики, которые фиксируют импульсы головного мозга...
А.М. Когда они затухают!..
Д.Ж. И при определённом излучении - скорость увеличивается. При помощи какой-го алгоритма, какой-то программы, написанной для "Айфона", человек переключает передачи силой мысли! Причём человек переключал передачи и на станке, и успешно он ездил по городу.
А.М. Помехи не мешали от сотовых телефонов в округе?!
Д.Ж. По всей видимости, нет. А ещё, Алексей Алексеевич, помните, лет, наверное 15 назад была пневматическая трансмиссия "Shimano".
А.М. Была. Я больше скажу, 20 лет назад уже была "Zak"-совская автоматическая трансмиссия.
Д.Ж. Механическая, наверное.
А.М. Механическая, но автоматическая. С которой я столкнулся, когда Серёге, нашему механику, женщина приносила. Очень любила свой велосипед, к неё был "BMW" какой-то старенький велосипед с такой трансмиссией, и она его постоянно перекрашивала. А Серёге выпало его перебирать. И вот там стояла вот эта автоматическая трансмиссия, и было удивительно. То есть велосипеду точно уже лет 20, и вот он сам автоматически переключал скорости. И самое удивительное, что даже механик наш многоопытный, и то он с большим страхом первый раз её разбирал. И складывал всё аккуратненько и говорил: "Только не трогайте, пока я раму покрашу".
Д.Ж. "Не перепутайте запчасти!"
М.К. Раз у нас есть ещё 5 минут. Не хочется заканчивать, хочется спросить, что ещё есть электронного в велосипедах? Что можно ещё поставить, кроме электротрансмиссии?
А.М. Фонарик!
М.К. Фонарик - это понятно.
А.М. Компьютер.
Д.Ж. Фонарик с радио.
М.К. Компьютер, кстати, да. Он считает километры какие-то. А можно ли встроить в ручки, знаете, датчик, который пульс считывает?
Д.Ж. Не нужно в ручки. Датчик, который считывает пульс, он крепится на тело человека. Он отдельный, скажем так.
М.К. А что ещё, ну-ка? Какой апгрейд ещё можно сделать в электронном смысле? Электрифицироваться?
Д.Ж. Поставить большие громкие колонки!
М.К. Это я знаю, в Питере ездит один чопер, какой-то друг моих знакомых, ездит на огромом хромированном чопере, с крутыми зеркалами, конечно, это кастом-байк, навороченный с такими пружинным амортизаторами впереди. Тоже все хромированные, красивые две такие большие колонки, тоже хромированные. Это забавно, конечно, выглядит. И звук, кстати говоря, ничего. Не то, что я у какого-то китайца под окном слышал, что-то у него играло - "Радио шансон" или что-то в этом духе. Ну, раз больше нечего ставить на велосипед из всяких электроприборов интересных, тогда... услышимся в следующий раз! И поговорим о чём-то...
Д.Ж. Механическом.
М.К. О чём-то, да. О чём-то механическом и о чём-то более привычном для меня и, наверное, даже для вас. Сегодня у меня в студии вместе со мной преподавали вам уроки мастерства Денис Жук - человек который умеет ездить на велосипедах, а иногда и быстрое, если выступает на соревнованиях, - и Алексей Алексеевич Медведев - человек, который знает о велосипедах почти что всё; по сравнению со мной - всё вообще. Алексей Алексеевич, Денис, спасибо большое! Очень интересный рассказ, и у меня теперь будет повод залезть в Интернет и почитать ещё что-нибудь. Надеюсь, что и у вас тоже.
А.М. и Д.Ж. До новых встреч!
М.К. Пока.
сделано на podster.ru